К итогам визита премьер-министра Турции Р.Т. Эрдогана в Сербию

12 июля с.г. в Белграде в ходе переговоров между премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и главой сербского правительства Мирко Цветковичем было подписано соглашение об отмене визового режима. Таким образом, Сербия стала третьим государством, с которым Турция в 2010 г. подписала подобное соглашение. Ранее такие договоренности были достигнуты с Россией и Ливаном. После белградских встреч с сербскими лидерами турецкий премьер направился в Новопазарский Санджак. А за день до этих событий, 11 июля с.г., турецкий премьер принял участие в церемонии в г.Сребренице (Босния и Герцеговина), посвященной 15-й годовщине трагедии балканской войны. Напомним, в результате резни, устроенной сербскими вооруженными формированиями в Сребренице в июле 1995 г., были убиты около 8 тыс. безоружных боснийских мусульман в возрасте от 13 до 77 лет.

Подписание соглашения об установлении между Турцией и Сербией безвизового режима, участие турецкого премьера в траурных мероприятиях в Сребренице и его визит в бывшую административную единицу Османской империи получили широкое освещение в турецкой прессе. На фоне этих трех событий напоминалось об исторической ответственности Турции за происходящее на Балканах, выражалась солидарность турецкого народа с мусульманским населением, проживающим на территории республик бывшей Югославии, отмечалась роль Турции в регионе.

Возлагая венок к памятнику жертвам резни Р.Т. Эрдоган заявил: «Сегодня мы, спустя 15 лет, прощаемся с нашими братьями, у которых до этого дня не было даже могилы. Несомненно, все они являются героями, павшими в бою. Согласно нашим ценностям, они не мертвы, они сейчас рядом с нами и слышат нас». Турецкий лидер также подчеркнул, что весь турецкий народ проливал слезы в связи с массовыми убийствами, совершенными в Сребренице. Позже Р.Т. Эрдоган рассказал о завещании покойного лидера Боснии и Герцеговины Алии Изетбеговича, которого он навестил перед его смертью в больнице. «Он завещал мне не оставлять Боснию без внимания. Я пообещал ему, что мы никогда не оставим Боснию». Следует отметить, что Сербия в течение долгих лет отрицала масштабы преступления, однако, после инициативы сербского президента Бориса Тадича, парламент Сербии принял заявление, осуждающее убийство и принес извинения жертвам и их семьям. В своем выступлении глава турецкого правительства назвал заявление сербского парламента «поистине историческим решением для совместного и мирного будущего» на Балканах. «Присутствие здесь Б. Тадича является историческим шагом для нашего светлого будущего, это исторический шаг для всего мира, та точка, с которой мы начнем строить мир. Я считаю, что Сребреница – это то место, где исчезло человеческое достоинство, но она станет местом, где возникнет честь человечества», – заявил Р.Т. Эрдоган в день памяти жертв одного из самых кровавых событий в истории бывшей Югославии.

На следующий день, выступая на пресс-конференции в Белграде, организованной по итогам турецко-сербских переговоров, Р.Т. Эрдоган заявил, что в результате подписанных во время встречи 6 соглашений солидарность между двумя странами достигла «совершенно иного уровня». По сообщениям в турецкой прессе, соглашения касались довольно разных вопросов: от режима передвижения граждан обеих стран до сотрудничества в различных сферах, от энергетики до подрядных услуг. Турецкий премьер отметил, что впервые находится в Сербии с официальным визитом, несмотря на то, что их страны разделяют общую историю и культуру, а также являются важными друг для друга соседями. Р.Т. Эрдоган назвал переговоры «полезными». В ходе встречи, по словам премьер-министра Турции, были пересмотрены политические, военные, экономические, культурные и административные аспекты двусторонних отношений. Также были обсуждены отдельные вопросы регионального характера. Особое внимание было уделено проблемам стабильности и мира на Балканах. Рассматривались вопросы о возможных совместных инициативах в этом направлении. По мнению главы турецкого правительства, встреча прошла в «весьма искренней и конструктивной обстановке». Р.Т. Эрдоган подчеркнул, что с обеих сторон наблюдалась «решительная воля развивать двусторонние отношения».

Турецкий премьер, заявив, что Турция высоко оценивает и поддерживает проявляемую Сербией решимость к продвижению к интеграции с Европейским союзом, отметил: «Разделяемая нами общая цель, безусловно, вносит вклад в мир и стабильность на Балканах. Турция рассматривает Сербию в качестве ведущего игрока в регионе. Повышение уровня мира стабильности и процветания на Балканах во многом зависит от усилий сербского государства. В ходе встречи мы коснулись главным образом проблем территориальной целостности и суверенных прав Боснии и Герцеговины и подтвердили свою приверженность единой позиции в отношении вопросов укрепления сотрудничества в регионе. Во время переговоров мы также обсудили и рассмотрели способы закрепления на долгосрочной основе достигнутый за последние два года уровень двусторонних отношений. Мы пришли к единому выводу о том, что необходимо приложить еще больше усилий в целях распространения той теплой атмосферы, которая царит в политических отношениях, на экономические взаимосвязи. Я верю в то, что такая воля присутствует в обеих странах».

Р.Т. Эрдоган напомнил о том, что в результате подписанных в прошлом году соглашений полностью была завершена работа над созданием законодательной базы, необходимой для развития двусторонних экономических отношений. Однако, по словам премьер-министра Турции, в турецко-сербских экономических отношениях основное внимание было уделено лишь торговым взаимосвязям. Не был в достаточной мере использован потенциал прямых инвестиций, особенно в сфере подрядных услуг. «Мы призываем наших предпринимателей, не теряя зря времени, приступить к освоению экономического потенциала Сербии. Мы не сомневаемся в том, что сербскими властями будет оказана турецким предпринимателям вся необходимая помощь», – заявил глава турецкого правительства.

Р.Т. Эрдоган также отметил, что правительства Турции и Сербии в настоящее время «усиленно трудятся над разработкой плана реализации проектов по открытию в рамках сотрудничества оборонных ведомств двух стран своих воздушных пространств для нужд гражданской авиации». Более того, по словам турецкого премьера, Министерство транспорта Турции уже провело по этому вопросу все необходимые экспертизы. Глава турецкого правительства сообщил, что между турецкими и сербскими авиалиниями также ведется активная работа по установлению партнерских взаимоотношений. Р.Т. Эрдоган подчеркнул, что стороны намерены продолжить свои усилия в целях развития двустороннего сотрудничества в этой сфере.

Сербский премьер в свою очередь отметил, что в ходе переговоров были рассмотрены вопросы, «вплотную касающиеся обеих стран и региона в целом». По словам М. Цветковича, во время встречи стороны обменялись мнениями по вопросам развития партнерских взаимосвязей в экономической, культурной и образовательной сферах, а также сотрудничества между полицейскими органами двух стран. Глава сербского правительства отметил, что Сербия и Турция стремятся видеть Балканский полуостров «не в числе проблемных зон, а в качестве региона спокойствия и стабильности». Указывая на роль Турции в регионе, премьер-министр Сербии отметил, что во время переговоров были также затронуты вопросы сотрудничества в области энергетики и воздушного пространства.

После контактов в Белграде турецкий премьер направился в Новопазарский Санджак, где посетил Дом турецкой культуры и провел встречу с представителями местной власти. По итогам визита Р.Т. Эрдоган отметил, что по вопросу о развитии Санджака и проведению подготовительных работ в рамках проектов по улучшению местной инфраструктуры была достигнута договоренность с региональной администрацией. Необходимо отметить, что в эпоху османского владычества (с XIV в.) Новопазарский Санджак являлся административной единицей Османской империи с центром в городе Нови-Пазар. Между 1878 и 1908 гг. территория была под контролем Австро-Венгрии, в 1908-1913 гг. вновь под контролем Османской империи. По итогам Первой балканской войны в 1913 г. Санджак был поделен между Сербией и Черногорией. Современные границы были установлены в 1945 г.

Как бы подытоживая нынешний уровень турецко-сербских отношений, которые с официальным визитом Р.Т. Эрдогана в Сербию приобрели иной характер, Б. Тадич заявил: «Сегодня мы (Сербия и Турция – А.Г.) строим стратегические отношения. Они уже вылились в межправительственные соглашения, которые подразумевают, в том числе совместное строительство трансъевропейских коридоров и региональных трасс на территории Санджака». Президент Сербии объявил также о начале строительства крупного культурного центра в Нови-Пазаре, который будет изучать исламскую и турецкую историю и культуру, что «еще раз продемонстрирует мультиэтнический и поликонфессиональный состав сербского общества».

Рассматривая турецко-сербские отношения на современном этапе, напомним, что 25-27 октября 2009 г. по приглашению Б. Тадича в Сербии с официальным визитом находился президент Турции Абдулла Гюль. Это стало важным событием в истории турецко-сербских отношений, поскольку за последние 23 года контакты такого уровня между двумя странами не совершались. Основной целью того визита, как сообщалось в турецкой прессе, было развитие двусторонних отношений. Тогда боснийские сербы подняли волну критики против Турции, чего в ходе последнего визита не наблюдалось. Тем не менее, визит А. Гюля в Сербию представлял большое значение по двум основным причинам: во-первых, в результате подписанных в ходе пребывания А. Гюля в Сербии 5 протоколов была заложена необходимая основа для развития экономических отношений между двумя странами. Это привело к тому, что в конце прошлого года вступило в силу подписанное ранее Соглашение о свободной торговле. Во-вторых, по мнению сторон, был внесен серьезный вклад в дело укрепления мира и стабильности на Балканах.

Если визиту Р.Т. Эрдогана в Сербию предшествовал саммит стран-участниц Процесса сотрудничества в Юго-Восточной Европе, который состоялся 23 июня с.г. в Стамбуле, то до поездки А. Гюля, 17 октября 2009 г., в Сараево была проведена конференция на тему «Османское наследие и мусульманские общины современных Балкан», в которой принимал участие министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу. Глава турецкого внешнеполитического ведомства в своем выступлении указал тогда на то, что в отношении внешней политики Турции выдвигаются «несправедливые утверждения». А. Давутоглу подчеркнул, что без стабильности в Боснии и Герцеговине невозможно добиться стабильности на Балканах, отметив при этом, что территориальная целостность Боснии и Герцеговины важна для Анкары не меньше, чем территориальная целостность Турции. Но при этом А. Давутоглу подчеркнул, что в период османского владычества на Балканах существовали «позитивные политические ценности, экономическое сотрудничество и сосуществование культур». В отношении общих перспектив турецкой внешней политики министр иностранных дел тогда заявил, что Турция вместе с Балканами, Кавказом и Ближним Востоком желает находиться в центре мировой политики. Это выступление вызвало тогда бурное недовольство среди сербов. Так, сербский член Президентского совета Боснии и Герцеговины Небойша Радманович обвинил главу МИД Турции во вмешательстве во внутренние дела Боснии и Герцеговины и в империалистических устремлениях турецкого государства на Балканах. Заместитель министра иностранных дел Боснии и Герцеговины сербского происхождения Ана Тришич-Бабич, со своей стороны, потребовала направить в Анкару ноту протеста. Некоторые политики из боснийских сербов, такие как Райко Васич, Драго Калабич, Мирко Околич, Слободан Наградич и др., обвинили главу МИД Турции в попытке возрождения османского государства. Бывший посол Югославии в Анкаре Дарко Танаскович также обвинил Турцию в том, что она шаг за шагом применяет неоосманскую политику на Балканах. В итоге, речь А. Давутоглу стала причиной серьезных опасений среди сербов в регионе. Похоже, что все это уже в прошлом. А. Гюль установил партнерские отношения с Сербией, а Р.Т. Эрдоган не только укрепил двусторонние связи между странами, но и поставил цель – вынести их на стратегический уровень, что еще недавно в связи с событиями в Косово казалось немыслимым.

Итак, по словам турецких властей, Турция воспринимает сегодня Сербию в качестве «ключевого игрока в регионе», способного внести заметный вклад в укрепление стабильности и мира на Балканах. В этой связи Анкара ведет поиски возможных совместных с Белградом действий, направленных, прежде всего, на снятие этнополитической напряженности в регионе путем склонения боснийцев и сербов к диалогу. Турецкое руководство стремится укрепить свои позиции на Балканах, используя при этом свое политическое и культурное влияние, исторические связи и экономические возможности. В этой связи следует напомнить и об огромных человеческих ресурсах, хлынувших во время балканских войн 1990-х гг. в Турцию. Теперь эти беженцы, многие из которых хотят вернуться на родину, способны уже сегодня оказывать определенное воздействие на ход событий в регионе в интересах приютившей их страны. Развивая сотрудничество главным образом с мусульманским населением региона Турция, по всей вероятности, намерена закрепить за собой статус важнейшего регионального игрока. Очевидно, что ее богатый опыт Анкары выступать в роли посредника в итоге убедил сербских лидеров пойти на сближение с нею. Это не совсем устраивает сербов, однако те ресурсы, которые в ближайшее время стороны намерены запустить в развитие сербской экономики, и та роль, которую, благодаря транспортным и энергетическим маршрутам, сможет приобрести сербское государство, все же побудили Белград к установлению с Анкарой более тесных контактов. Турция, в свою очередь, получила открытый доступ к сербскому рынку, возможность оказывать серьезное влияние на формирование регионального баланса сил путем уже не только своего культурного доминирования среди мусульманского населения, проживающего в регионе, но и поэтапно расширяющегося сотрудничества между странами.

52.3MB | MySQL:103 | 0,468sec