Судан: оценки ООН возможных последствий нового вердикта МУС

В связи с последним вердиктом Международного уголовного суда (МУС) в отношении суданского президента О.аль-Башира представляет интерес и реакция миссии ООН в Судане. Отметим, что генеральный секретарь ООн Пан Ги Мун дал в своем комментарии очень осторожную оценку, отметив приверженность институтам международной юстиции и «свою озабоченность случившимся». Понять, что конкретно заботит генсека из его комментария очень сложно. Еще сложнее понять, на чьей стороне он находится. Постараемся предположить, что его тревожит, прежде всего, очередной виток раздражения и препирательств, который однозначно возникнет после решения МУС. Судя по всему, Пан Ги Муна тревожит и возможный откат по линии снабжения беженцев гуманитарной помощью, как это уже было после первого решения суда в Гааге.

В отличие от своего верховного руководителя, полевые миссии ООН придерживаются более определенной позиции по этому вопросу.

Прежде всего, четко определяется, что методика сбора улик о фактах геноцида является неправильной и ошибочной. Это повторяет тезис, о котором мы упоминали ранее, что юриспруденция не терпит эмоций, а признает только факты. Лучше, если видео-подтвержденные. Таковые отсутствуют, и в большинстве случаев данные получены от сильно ангажированных представителей разных сторон конфликта.

Второе. Миссия однозначно делает вывод о том, возможное введение в действие легальных юридических норм по выполнению вердикта МУС делает ситуацию предельно неясной. Такая ситуация еще более осложнит и так непростую ситуацию с положительной динамикой мирного процесса как в Дарфуре, так и по оси Север-Юг. В этой ситуации миссия должна четко проводить различия между своими мероприятиями по линии выполнения вердикта и операциями по установлению прочного мира. Последнее замечание, по нашей оценке, абсолютно излишне. В случае, если «голубые каски» только намекнут на то, что они готовы выполнять решение МУС, то все миссии ООН свое функционирование на территории страны автоматически прекращают.

Похоже, что аналитики в ООН это тоже понимают, поэтому делают еще один вывод. По их оценкам, в настоящее время перед мировым сообществом ( и аппаратом ООН как его инструмента ) стоит ряд основных задач в Судане. Это остановка или сокращение уровня насилия в Дарфуре; восстановления мира и безопасности через усиление правосудия и единения; создание необходимых условий по возвращению, реабилитации и социальной интеграции временно перемещенных лиц; установление мира и стабильности по оси Север-Юг; развитие обмена информацией с Хартумом по линии безопасности; создание условий для возобновления торговли в необходимых для страны объемах. Ни одно из этих направлений выполнить в случае начала реализации дополнительного вердикта МУС будет невозможно.

Также отмечается, что новая вспышка напряженности и вооруженного противостояния между основной полевой группировкой в Дарфуре Движение за справедливость и равенство (ДСР) и суданскими вооруженными силами вполне реальна в ближайшее время. В условиях своего бойкота мирных переговоров в Дохе и опасаясь попыток Хартума договориться сепаратно с другой повстанческой группой ДОС, лидер ДСР И.Халиль может воспользоваться сложившейся ситуацией для обращения к своим сторонникам в Дарфуре усилить вооруженное сопротивление и укрепить свое присутствие в этом регионе. Одновременно складывающаяся ситуация может крайне негативно повлиять на переговоры в отношении подготовки и проведения предстоящего референдума между Джубой и Хартумом, а также остановить тот скромный прогресс в консультациях по вопросу раздела между сторонами нефтяного резерва (разведанные запасы углеводородов) страны в 7 млрд баррелей.

Приводится также и результаты анализа основных международных партнеров суданского мирного урегулирования. Указывается на расхождение позиций между Госдепартаментом США и специальным представителем С.Грейшеном, который настаивает на сохранении суданского президента в качестве основного партнера по переговорам. Подчеркивается негативная позиция в отношении вердикта со стороны ЛАГ и Китая. Особо отмечается позиция Уганды, которая ранее всячески подчеркивала свою приверженность обязательствам перед МУС. Теперь угандийское руководство подтвердило свое приглашение О.аль-Баширу посетить саммит Афросоюза в Кампале в июле с.г. Здесь явно прослеживается усиливающиеся влияние Афросоюза на Уганду, что отвечает реалиям укрепления афроцентризма в регионе.

Аналитики ООН делают однозначный вывод о том, что сложившаяся ситуация может серьезно осложнить деятельность миссии в Дарфуре. Основное опасение вызывает именно тот факт, что суданские власти смогут идентифицировать как единое целое миссию ООН и МУС, что вызовет однозначно негативную реакцию в отношении ЮНАМИД. Возможно замедление реакции Хартума на вероятные нападения повстанцев на гуманитарные конвои и миротворцев; затяжка по времени выдачи необходимых виз и разрешительных документов и т.п. В этой связи в ближайшее время необходимо предпринять усилия на разных уровнях по разъяснению представителям суданского руководства принципиальную разницу в деятельности и направленности этих институтов. При этом существует убеждение в том, что Хартум в нынешней ситуации вряд ли пойдет на прошлогодний демарш по запрещению и высылке ряда гуманитарных организаций из Дарфура. Основным лейтмотивом деятельности Хартума будет сохранение нынешнего уровня взаимодействия с ЮНАМИД с целью достигнуть мирного урегулирования в Дарфуре до проведения референдума о независимости Юга в 2011 году. Следует также ожидать постепенного сворачивания сотрудничества между ЮНАМИД и Хартумом по линии безопасности в Дарфуре, что связано с генеральным замыслом суданского руководства по выводу миссии из страны сразу же после заключения мирного договора с «примирившимися» повстанцами, военного разгрома отрядов И.Халиля и расселения лагерей ВПЛ. Что последние два действия будут суданскими властями предприняты в самое ближайшее время – сомнений нет. Вердикт МУС, по прогнозам ооновцев, должен активизировать деятельность «неподписантов» (И.Халиль, А-В.Нур) по проведению деструктивной политики в отношении срыва переговорного процесса и расселения лагерей беженцев. Это будет особенно явно проявляться с учетом «пробуксовки» дохийского процесса. Данное обстоятельство вынуждает ЮНАМИД перевести свои подразделения в режим постоянной боевой готовности.

52.26MB | MySQL:103 | 0,546sec