К вопросу о роли НАТО в формировании региональной политики Турции на Балканах

16 июля с.г. на пост заместителя генерального секретаря НАТО по вопросам оборонной политики и планирования назначен бывший советник президента Турецкой Республики по внешнеполитическим вопросам посол Хусейн Дириоз*. Официальный представитель Североатлантического альянса Джеймс Аппатурай сообщил, что Х. Дириоз станет первым советником генсека НАТО Андерса Фог Расмуссена по военно-политическим вопросам. Турецкий представитель к своей новой должности приступит 1 августа с.г. В заявлении МИД Турции № 160 от 16 июля 2010 г. по этому поводу отмечается, что избрание Х. Дириоза на этот пост будет способствовать увеличению вклада Турции в НАТО. В заявлении турецкого МИД указывается на то, что впервые спустя почти 30 лет гражданин Турции станет заместителем генсека НАТО, и подчеркивается, что данное назначение отвечает ожиданиям Турции, выступающего за «справедливое и равное распределение высших должностных постов между членами этой организации».

Это событие получило в турецкой прессе широкое освещение. Эксперты отмечают, что, таким образом, А. Расмуссен в итоге выполнил все три обещания. Напомним, в прошлом году, чтобы утвердить нынешнего генсека НАТО пришлось долго уговаривать Анкару. Турция была против кандидатуры датчанина, которого в мусульманском мире считают чуть ли не противником ислама. Недовольство это возникло в результате скандала, связанного с опубликованными в датских газетах в 2005 г. карикатур на пророка Мухаммеда. Тогда А. Расмуссен занимал пост премьер-министра Дании. Он отказался осудить датские газеты, мотивируя свой отказ тем, что на Западе действует свобода слова и печати, и никакой премьер не вправе давить на демократические газеты. На негативное отношение Турции к кандидатуре датчанина оказало существенное влияние также и то, что в Дании продолжает свое вещание курдский телеканал «ROJ TV», который, по мнению Анкары, искажает информацию относительно РПК. И, тем не менее, после того как Турции было дано слово, что будут выполнены все ее требования, Анкара сняла свое вето на назначение А. Расмуссена.

Условия, выполнив которые генсек НАТО сумел завоевать определенное доверие со стороны турецких властей, были следующие: 1) извиниться перед мусульманами за карикатуры на пророка Мухаммеда; 2) держать под контролем трансляции по телеканалу «ROJ TV»; 3) назначить турецкого представителя на пост заместителя генерального секретаря НАТО. За год своего руководства А. Расмуссен расширил диалог с мусульманским миром, укрепив контакты с Организацией Исламская конференция, позаботился о том, чтобы полиция Дании провела несколько операций против телеканала «ROJ TV», и назначил турка своим заместителем, специально создав для этого новую должность.

Очевидно, что данное событие стало результатом успешного продвижения Турции практически по всем направлениям широкого спектра поставленных перед собой внешнеполитических задач. Для понимания сложной конфигурации взаимоотношений турецких властей с внешним миром необходимо, прежде всего, ознакомиться с идеями и тезисами главного идеолога нынешней турецкой внешней политики. Занимая в настоящее время пост министра иностранных дел Турции, Ахмет Давутоглу в свое время написал книгу под названием «Стратегическая глубина: международное положение Турции», получившую широкий отклик не только в своей стране, но и за ее пределами. В Греции, например, книга турецкого министра вошла в пятерку бестселлеров. Итак, возвращаясь к отношениям между Турцией и НАТО, А. Давутоглу настойчиво рекомендует турецким властям эффективно использовать свои внешнеполитические ресурсы для установления еще более тесных контактов со странами, особенно балканскими, ставшими членами НАТО или способными ими стать в кратчайшей перспективе. Такая политика, по мнению главы турецкого внешнеполитического ведомства, позволит Турции увеличить свое геополитическое значение и влияние в стратегически важных для турецкого государства зонах, входящих, по словам А. Давутоглу, в «ближнее сухопутное и морское пространство» Турецкой Республики. Следует отметить, что данное выражение сильно напоминает термин «ближнее зарубежье», используемое в России, что говорит о возможном их смысловом сходстве.

Одна из наиболее сложных внешнеполитических задач Турции, по мнению А. Давутоглу, заключается в приведении турецкой региональной политики в соответствие с глобальной стратегией НАТО. Необходимо, пишет идеолог нынешней турецкой внешней политики, усиленно работать над поисками такого международного порядка, который в наибольшей степени отвечал бы предпочтениям Турции. Следует, по мнению А. Давутоглу, установить такой «рациональный баланс» в регионе, который бы отвечал интересам НАТО и учитывал региональные амбиции Турции. В противном случае турецкое государство не только утратит свои позиции на Балканах, но и рискует ухудшить свои отношения с НАТО. На наш взгляд, эти тезисы во многом объясняют причину столь стремительного роста внимания со стороны турецких властей к данному региону в последнее время.

Временами, считает А. Давутоглу, активная роль Турции в рамках региональных операций НАТО оказывает негативное влияние на проведение турецкой региональной политики, иногда даже не связанной с деятельностью турецкого государства в Североатлантическом альянсе. Это приводит к тому, что Турция начинает утрачивать свои региональные позиции. Такое положение дел не может не беспокоить турецкое руководство. Поэтому предпринимаются самостоятельные и практически ни с кем не согласованные шаги, которые фактически приобретают характер трансграничных военных операций. На этой почве возникают вполне естественные споры вокруг «стратегической надежности» Турции в рамках натовских инициатив и создаются подходящие условия для оказания дополнительного давления на турецких властей.

А. Давутоглу обращает внимание на то, что в отношениях между Турцией и ЕС НАТО стало восприниматься главным стратегическим инструментом в руках турецкого государства. Во времена «холодной войны» отношения между Турцией и США рассматривались в качестве важной части отношений между Турцией и НАТО. После «холодной войны» ситуация изменилась кардинальным образом: отношения между Турцией и НАТО стали восприниматься в качестве составной части турецко-американских отношений. По мнению главы турецкого внешнеполитического ведомства, уникальность его страны состоит в том, что она в будущем станет единственным государством на южных границах ЕС, входящим в состав НАТО, но не являющимся членом Евросоюза. В результате этой особенности Турция сможет играть важную роль в рамках баланса сил, установленного между США, ЕС и Россией.

Одним из «самых критических моментов» в отношениях между Турцией и НАТО, по мнению А. Давутоглу, является роль Турции в реформировании НАТО и связанная с ней ее ответственность. Некоторые страны-члены Североатлантического альянса продолжают видеть в Турции не «равноправного стратегического партнера», а рассматривают ее в качестве «дополнительного стратегического источника дешевых человеческих ресурсов». И вместо того, чтобы впускать Турцию в дела Европы на правах полноправного члена, предпочитают «держать ее в неопределенности, но при этом готовой к проведению активных операций на Ближнем Востоке».

Тем не менее, с 1995 г. Турция принимала активное участие во всех натовских операциях на Балканах: в Боснии и Герцеговине – IFOR и SFOR, в Косово – KFOR, в Македонии – «Essential Harvest», «Amber Fox», «Allied Harmony». Следует отметить, что после завершения определенных натовских миссий в Юго-Восточной Европе Турции в ряде случаев удавалось сохранить свое военное присутствие в регионе в рамках операций ЕС. Так, после окончания операции Североатлантического альянса в Македонии «Allied Harmony» 11 турецких военнослужащих продолжали оставаться в этой стране в рамках операции ЕС «Concordia». Турция участвовала и в полицейских миссиях ЕС. Например, в европейской миссии «Proxima» принимали участие 8 турок. Силовые структуры Турции были также задействованы: в операции EUFOR ALTHEA (в составе 276 чел.), в полицейских миссиях в Боснии и Герцеговине EUPM (в составе 14 чел.) и EUPM-II (в составе 4 чел.), в Миссии ЕС в области верховенства закона и правопорядка в Косово EULEX (в составе 64 чел.). Общий персонал турецкого контингента в рамках KFOR в настоящее время насчитывает 504 военнослужащих. В процессе формирования Сил безопасности Косово в качестве советников принимают участие 12 турецких офицеров.

Последние инициативы Турции направлены на попытку внести определенные коррективы в сложившуюся ситуацию. Турецкие власти стремятся изменить сформированные и прочно закрепленные в годы «холодной войны» стереотипы в отношении роли и места Турции в рамках НАТО. Турция пытается заявить о себе как о «влиятельной региональной сверхсиле» и уже не позволяет рассматривать себя в качестве «второсортного союзника». По мнению А. Давутоглу, это становится возможным благодаря поэтапному превращению Турции в страну, в последнее время принимающую все более активное участие в европейских делах путем выработанной турецкими властями адекватной внешнеполитической стратегии в Восточной Европе и на Балканах. Необходимо, по словам турецкого министра иностранных дел, постоянно следить за тем, чтобы политика НАТО в регионе ни в коем случае не вступала в противоречие с турецкой региональной стратегией. Именно поэтому, считает А. Давутоглу, в ходе процесса реформирования НАТО Турция должна занимать преимущественные позиции в Восточной Европе, которые позволят ей играть «ключевую роль» в регионе.

Министр иностранных дел Турции утверждает, что наиболее чувствительным элементом в реформировании НАТО является процесс его расширения на Восток. Турции, по его мнению, необходимо занимать в процессе реализации этих планов центральные позиции. В этой связи большое значение приобретает доверие, которое укрепляется в результате проведения Турцией в регионе «принципиальной, решительной и последовательной стратегии». А. Давутоглу призывает при этом не забывать о том, что возможные кризисы в отношениях между Турцией и ЕС также могут сказываться на планах расширения НАТО, что в итоге способно породить «кризис доверия» в отношении турецкого государства, в том числе в рамках Североатлантического альянса. Таким образом, между расширением НАТО и процессом вступления Турции в ЕС существует определенная связь. По мнению А. Давутоглу, турецким политикам следует помнить о том серьезном противоречии, когда НАТО, несмотря на свои неоднократные заявления о том, что прекратит расширяться в случае отказа ЕС принять Турцию в свой состав, продолжило свою политику расширения.

Министр иностранных дел Турции убежден также и в том, что турецкому руководству, помимо всего прочего, необходимо развивать отношения с Болгарией и Румынией. Так как это станет, на его взгляд, серьезным «противовесом возможному «сербско-греческому блоку». Поэтому, по мнению А. Давутоглу, если Турция намерена повысить свою роль в Европе и в рамках НАТО, то ей необходимо больше внимания уделять формированию баланса сил, прежде всего, в Восточной Европе. В настоящее время политика Турция на Балканах преследует главным образом эти задачи. Очевидно, что они в полной мере отвечают внешнеполитическим амбициям правящей в Турции Партии справедливости и развития.

Подводя итоги, следует сказать, что продвижение НАТО на Восток оказывает на роль Турции в регионе двоякое воздействие. Во-первых, устанавливаются более тесные связи с государствами региона, что в будущем может породить вполне выгодную для Турции внешнеполитическую обстановку. Если раньше турецкое государство чувствовало себя на южном фланге НАТО относительно одиноким, и практически все свое внимание было вынуждено уделять вопросу об обеспечении в рамках НАТО равновесного положения с Грецией, то теперь у него появляется возможность привлекать на свою сторону гораздо больше стран и вырабатывать в рамках Североатлантического альянса общую позицию в своих интересах. С назначением Х. Дириоза на пост заместителя генсека НАТО достичь поставленных перед собой задач турецкому руководству, по всей вероятности, будет проще. Но вместе с этим, увеличение числа стран, географически близко расположенных к Турции, способно в значительной степени снизить уровень ее незаменимости. Уникальные геополитические особенности Турции в будущем уже не будут давать ей преимущественные позиции на торгах по тем или иным вопросам, что в итоге может снова вернуть Турцию к ее роли «второсортного союзника» НАТО, чьи силы нужны не в Европе, а на Ближнем Востоке. Турция прилагает большие усилия, чтобы не возвращаться к этому и достигает в этом направлении весьма заметных успехов, не только принимая все более активное участие в международных процессах на Балканах, но и формируя вокруг себя свое «ближнее зарубежье», контуры которого проходят по траектории, охватывающей в основном территории бывшего османского государства.

* Хусейн Дириоз ранее подавал заявку на замещение освободившейся должности заместителя генсека НАТО по политическим делам и вопросам безопасности. Однако на этот пост был назначен немецкий дипломат Дирк Бренгельманн. Затем была создана новая должность заместителя генерального секретаря НАТО по вопросам оборонной политики и планирования, на которую в итоге и была утверждена кандидатура Х. Дириоза, уже получившего в апреле с.г. назначение в Рим в качестве чрезвычайного и полномочного посла Турецкой Республики. Известно, что до этого назначения Х. Дириоз занимал пост главного советника президента Турции Абдуллы Гюля по внешнеполитическим вопросам. Интересно, что когда нынешний президент ТР был министром иностранных дел, Х. Дириоз работал пресс-секретарем турецкого внешнеполитического ведомства. В турецкой прессе также отмечается, что будущий заместитель генсека НАТО по вопросам оборонной политики и планирования некоторое время находился на государственной службе в Посольстве ТР в Аммане. Заслуживает отдельного внимания то, что дочь Х. Дириоза Айлин Дириоз в прошлом году проходила в рамках ежегодной программы, проводимой при содействии НПО «Турецкая коалиция Америки» и вашингтонского отделения ТЮСИАД (Турецкой ассоциации промышленников и предпринимателей), стажировку в Конгрессе США у представителя от штата Огайо республиканца Жана Шмидта.

52.37MB | MySQL:106 | 0,646sec