О возможных переговорах с ХАМАСом

17 июля египетская оппозиционная газета «Аль-Масриюн» сообщила, что Египет, США и ХАМАС в последнее время ведут тайные переговоры с целью организовать приезд в сектор Газа американских экс-президентов Джимми Картера и Билла Клинтона.

По данным издания, бывшие президенты намерены обсудить с лидерами ХАМАСа ряд тем, главная из которых – продвижение сделки по обмену израильского военнослужащего Гилада Шалита на палестинцев, находящихся в израильских местах заключений.

Кроме этого, по сообщению указанного издания, Дж.Картер и Б.Клинтон планируют обговорить с руководством ХАМАСа проблему снятия израильской блокады Газы. «Аль-Масриюн» пишет, что бывшие лидеры США намерены предложить ХАМАСу свои услуги по выводу этой организации из международной изоляции в обмен на «некоторые гарантии», которые ХАМАС должен будет дать Вашингтону. Одна из таких гарантий – освобождение Гилада Шалита.

Примечательно, что за неделю до публикации в оппозиционном египетском издании одно из итальянских информагентств разместило на своем сайте материал о том, что Б.Клинтон уведомил ХАМАС о своем желании посетить Газу и встретиться с Г.Шалитом.

Следует отметить, что данная информация появилась сразу после того, как глава израильского правительства Биньямин Нетаньяху во время недавнего визита в США попросил американского президента Б.Обаму «применить вес и влияние» США для скорейшего завершения подготовки сделки с ХАМАСом по обмену Шалита.

И хотя в тот же день один из лидеров ХАМАСа в секторе Газа Ахмад Юсуф опроверг сведения, содержащиеся в публикации «Аль-Масриюн», данная информация стала одной из главных тем регионального медиапространства.

Возможную интенсификацию «хамасовского» направления со стороны Вашингтона можно объяснить несколькими причинами.

В первую очередь, обращает на себя внимание, что упомянутое сообщение относительно потенциальных переговоров с ХАМАСом совпало с ближневосточным турне комиссара Европейского Союза по внешним делам Кэтрин Эштон.

Напряжение в израильско-американских отношениях, произошедшее весной с.г., активизировало Брюссель. В частности, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности, прибывшая в регион мирить израильтян и палестинцев «вторым темпом», призвала премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху «проявить себя настоящим лидером государства» и сделать все для возобновления переговоров. «Сигнал, который мы получили от Израиля очень плохой», — сказала К.Эштон журналистам еще весной. При этом она дала понять, что у ЕС есть возможности давления на Израиль.

Особо хотелось бы отметить, что как во время нынешней, так и во время мартовской поездки на Ближний Восток К.Эштон добилась разрешения на посещение сектора Газа. ЕС оказал значительную финансовую помощь на восстановление сектора, поэтому, по словам г-жи Эштон, она хотела на месте ознакомиться с тем, как используются средства.

Складывается впечатление, что в то время как Вашингтон больше пытается понравиться Рамалле, Брюссель решил сконцентрировать свои усилия на Газе.

На это указывают итоговые положения совещания глав МИД 27-ми стран Евросоюза, прошедшего в начале декабря прошлого года. В них особо подчеркивалось, что ЕС «никогда не признавал аннексию Восточного Иерусалима». Важно также, что Брюссель потребовал от Израиля открыть пограничные переходы сектора Газы.

Однако, любопытно, что документ был принят в смягчённом варианте по сравнению с проектом, предложенным председательствующей тогда в ЕС Швецией.

В «шведском» проекте территория, находящаяся под управлением Палестинской национальной администрации называлась «Палестиной», а также утверждалось, что ЕС никогда не признает изменений израильских границ, существовавших в 1967 году, в том числе, в Иерусалиме, и призывалось создать палестинское государство на Западном берегу, в секторе Газы и Восточном Иерусалиме.

МИД Израиля резко осудил «шведский» проект резолюции. В ответ в Брюсселе подчеркивали, что поиск диалога с руководством ХАМАС в Газе на руку самому Израилю, руководство которого постоянно говорит о том, что крайне сложно о чем-либо договариваться с нынешним председателем ПНА М.Аббасом, поскольку он не контролирует ситуацию на всех палестинских территориях.

Впрочем, против проекта «шведской» резолюции высказался МИД Франции, предложивший 30 поправок, а также ряд государств «Новой» Европы. В результате, и была принята «смягченная» версия.

Однако, неуемное желание Брюсселя активно участвовать в урегулировании палестино-израильского конфликта, некоторая отстраненность от «хамасовской» проблематики со стороны Вашингтона, а также поселенческая деятельность нынешнего израильского руководства очевидно и далее будут вдохновлять Евросоюз на новые ближневосточные мирные инициативы, которые в Израиле воспринимаются негативно.

Подтверждением чему может служить риторика К.Эштон во время ее ближневосточных турне: «Мы являемся поставщиком огромного количества гуманитарной помощи и выплат в этом регионе. И мы занимаем позицию силы по отношению к Израилю, так как Израиль желает увеличить свой торговый обмен с Евросоюзом».

Похоже, Брюссель где-то нащупывает свою «ролевую игру» на Ближнем Востоке после того, как не смог оккупировать нишу межпалестинского миротворца, которую в последнее время пытается занять Россия.

Это, в свою очередь, может идти в разрез с интересами нынешней американской администрации с ее желанием «усилить и качественно изменить» внешнюю политику на Ближнем Востоке через фактическое отрицание ближневосточной политики предыдущей администрации США, задекларованной в начале первого срока пребывания Дж.Буша в Белом доме:

— «демократизация» Ближнего Востока (т.н. «доктрина Буша»);

— укрощение «непокорных» региональных режимов (Афганистан, Ирак, Иран);

— разрешение арабо-израильского конфликта.

Очевидно, главными шагами официального Вашингтона в ближайшее время будут:

1. «Заигрывание» с арабскими странами (включая Сирию) с одновременным возвращением к более сбалансированным и мягким подходам в ближневосточной политике, т.н. «параметров Клинтона», установленных в Кемп-Дэвиде в 2000 г. (считается, что отход республиканцев в 2008 г. от упомянутых «параметров Клинтона», стал причиной смены настроений среди «еврейского лобби» США, которое, в значительной степени, содействовало победе Б.Обамы во время последних президентских выборов.)

2. Проведения тезиса З.Бжезинского о Иерусалиме как «доме для двух столиц» – израильской и палестинской.

3.Достижение «стойкого и постоянного» мира между Израилем и арабским миром в целом.

В то же время, характерной чертой новой ближневосточной политики, очевидно, будет ее максимальная сбалансированность по главным «силовым линиям».

Во-первых, по линии Израиль—«умеренные» арабские режимы. «Шатания» администрации Дж.Буша то в сторону одних, то в сторону других, привели к тому, что обе стороны постоянно высказывали свое недовольство, что привело к радикализации настроений как среди «арабской улицы», так и среди израильского общества.

Во-вторых, внутри арабского мира, главным образом, по линии Саудовская Аравия—АРЕ. Определение приоритетов внутри «умеренных арабских государств» в пользу Саудовской Аравии во время президентствования Дж.Буша привело к тому, что официальный Каир нередко играл на противоречиях в треугольнике США—ЕС—РФ и использовал «антиамериканскую карту» для усиления популярности египетского режима внутри государства («египетская улица» резко негативно воспринимает «чрезвычайное заигрывание Каира с Вашингтоном», что способствует углублению отчуждения, которое образовалось между правящим режимом АРЕ и египетским народом, выраженным в потере доверия граждан к руководству страны, недовольных ростом коррупции, жестким контролем власти за политической жизнью, а также «недостаточной защитой палестинских и иракских братьев-мусульман»).

Наконец, в-третьих, в связи с дальнейшей невозможностью игнорировать ХАМАС, перехват инициативы в ведении переговорного процесса с данной организацией у Евросоюза и России.

Свой «бонус» от таких переговоров может получить и Каир.

С начала 2009 года Египет значительно активизировал свою внешнеполитическую деятельность на палестинском направлении и пытался выступать в качестве «единственного действенного посредника» в разрешении межпалестинского конфликта.

В течение прошлого года в Каире, при посредничестве руководителя служб безопасности АРЕ О.Сулеймана, прошло несколько раундов межпалестинского диалога при участии ФАТХа и ХАМАСа.

5 октября 2009 г. министр иностранных дел АРЕ А.Абуль Гейт сообщил, что через три недели в Каире должно быть подписано соглашение о восстановлении палестинского национального единства. Министр подчеркнул, что представители палестинских фракций приедут в Каир 25 октября, проведут новый раунд переговоров, а на 26 октября запланировано подписание соглашения.

Однако, уже спустя неделю глава египетского внешнеполитического ведомства заявил, что подписание межпалестинского соглашения отложено по просьбе делегации ХАМАС.

Региональные СМИ информировали, что данная ситуация вызвала «большое недовольство» в официальном Каире.

Как сообщала в середине декабря прошлого года телекомпания «Аль-Джазира», глава египетской разведки генерал О.Сулейман выступил с резкой критикой в адрес лидеров ХАМАСа, обвинив их в нарушении всех достигнутых договоренностей и в поведении, унижающем достоинство Египта. По словам генерала, Египет «не нанимался работать на ХАМАС».

Также О.Сулейман подчеркнул, что Египет не намерен менять свою позицию по поводу внутрипалестинского диалога и требует от руководства ХАМАСа подписать достигнутое соглашение без каких-либо дополнительных условий. Он также не исключил возможности того, что Египет откажется от посредничества, возложив ответственность за срыв переговоров на ХАМАС.

В то же время, прогнозируя дальнейшее развитие внешнеполитической деяльности АРЕ на палестинском направлении, можно предположить, что для сохранения властных позиций внутри страны, а также возобновления имиджа «ключевого регионального государства» и «главного миротворца» на Ближнем Востоке официальный Каир, несмотря на упомянутые резкие заявления О.Сулеймана, и дальше будет пытаться усилить свою дипломатическую активность, а также будет предлагать себя ведущим «игрокам» мировой политики как «единственного действенного посредника» в разрешении межпалестинского конфликта. Об этом свидетельствует фактическое снятие Египтом блокады сектора Газа в июне с.г. после инцидента с перехватом израильским спецназом «Флотилии свободы».

52.28MB | MySQL:103 | 0,459sec