Утвержден новый спецдокладчик ООН по правам человека в Иране

12 июля, в последний день 56-й сессии Совета ООН по правам человека японская юристка Май Сато, уроженка Токио,  была официально утверждена в качестве специального докладчика ООН по правам человека в Иране, заменив на этом посту  Джавида Рахмана. Новый спецдокладчик имеет степень доктора права, полученную в Великобритании, и специализируется на таких темах, как «смертная казнь», «судебные нарушения» и «международное право в отношение личности». В ее послужном списке – преподавание и научная деятельность в Австралийском национальным университете в Канберре, сконцентрированная как раз на перечисленных выше направлениях. В настоящее время М.Сато преподает на факультете регулирования и глобального управления в Колледже Азии и Тихого океана и магистерских курсах по криминологии, правосудию и правовому регулированию. Ранее М.Сато проживала в Великобритании и работала с юридическим факультетом Университета Рединга, Центром криминологии Оксфордского университета и Британским институтом исследований криминальной политики. В круг новых обязанностей М.Сато войдет расследование ситуации с правами человека в Иране, которое должно представляться в виде годичных докладов на рассмотрение Совету ООН по правам человека.

Иранская правозащитница,  одна из основателей Национального фонда по правам человека Руйа Боруманд написала в этой связи в своем аккаунте в социальной сети Х (бывший Твиттер) – « Такое назначение — отличная новость для страны с непомерно высоким уровнем применения смертной казни. Опыт и интерес М.Сато к этому вопросу очень необходимы для мониторинга ситуации с правами человека в Иране». Действительно, М.Сато известна своими исследованиями проблемы смертной казни в таких странах, как Япония, Малайзия, Индия и Зимбабве, принадлежит к числу основателей некоммерческого фонда CrimeInfo Foundation в Японии, который предоставляет информацию о смертной казни и уголовных преступлениях. По международным СМИ, Иран фиксирует самое большое количество казней в мире по отношению к населению страны, а нарушение прав женщин со стороны властей Исламской Республики достигло такого уровня, что два года назад именно из-за дискриминации женщин в ИРИ началась одна из крупнейших общенациональных акций протеста.

В свете назначения нового спецдокладчика ООН по правам человека в Иране актуализируется вопрос о том, какова политика иранских властей на этом направлении, позволяет ли Тегеран таким чиновникам ООН въезжать в Иран и готовить отчеты. Как написал в этой связи интернет-сайт Радио Фарда, последний раз докладчик ООН по правам человека посещал Иран в 1990-гг., до того, как Комиссия ООН по правам человека была преобразована в Совет по правам человека. Так, Морис Капиторн был специальным докладчиком по правам человека в Иране с 1991 по 1995 г. и отправился в Иран в рамках этой миссии. Позже, в 2011 г. он писал, что после публикации своего первого доклада лидеры Исламской Республики были настолько недовольны этим текстом, что не разрешили ему больше приезжать в ИРИ. До М.Капиторна в этом качестве в Иран мог поехать Рейнальдо Галиндопель, который был специальным докладчиком по правам человека в Иране в период с 1986 по 1993 г., а в конце 1980-гг. ему удалось поехать в Иран во время президентства Али-Акбара Хашеми-Рафсанджани. Ранее в ИРИ в качестве первого докладчика по правам человека приезжал Андрес Агилар,  но он не добился больших успехов в своей работе из-за препятствий со стороны Исламской Республики. После почти десятилетнего перерыва, когда ООН не назначала специального докладчика для расследования ситуации с правами человека в Иране, Совет ООН по правам человека отобрал в июне 1990 г. на эту должность Ахмада Шахида, бывшего министра иностранных дел Мальдивских островов. А.Шахид пробыл на этом посту две каденции. За это время   власти ИРИ не раз выдвигали обвинения по поводу его докладов.

Что касается завершившего свою миссию Д.Рахмана, то в своих недавних отчетах этот     спецдокладчик ООН, которого международные СМИ определяют как пакистанско-британского юриста, указал на большое количество произвольных и незаконных арестов, казней и убийств в Исламской Республике и назвал убийства политических заключенных в последние десятилетия иранским правительством «отвратительными преступлениями против человечности и геноцидом». Д.Рахман работал на этом посту с июля 2018 г. До его прихода на должность спецдокладчика, в 2011 г. правительство ИРИ выдвинуло ряд требований к претенденту, заключавшихся в том, что готово сотрудничать в том случае, если тот будет мужчиной-мусульманином, «но не из арабских стран».  Однако на деле вышло так, что в течение последних десятилетий иранское правительство ни разу не разрешило никому из специальных докладчиков, в том числе Д.Рахману, вполне удовлетворявшему представленным требованиям,  посетить Иран. За время шестилетней миссии Д.Рахмана его неоднократно обвиняли в «политизации» и «отсутствии беспристрастности».

В середине марта нынешнего года в отделении ООН в Женеве было проведено заседание по ситуации с правами человека в Иране.  Оно основывалось на годовом докладе Д.Рахмана, который много лет изучал эту проблему, и по мнению многих правозащитников, претворял в жизнь свою миссию с максимально объективных позиций. Отметим, что власти ИРИ всячески противились его деятельности, так что он так и не сумел добиться разрешения  на поездку в Иран. В любом случае, Д.Рахман охарактеризовал ситуацию с правами человека в этой стране крайне тревожной, приведя многие подтверждающие эту оценку факты. Он не раз информировал Совет по правам человека ООН о росте числа казней на 43% в 2023 г. и угрожающе беспокоящей общей ситуации в правоохранной сфере. Докладчик не раз касался ситуации по поводу этнических и религиозных меньшинств в Иране, которые вызывали у него большую тревогу, ибо число казненных из этнических и религиозных меньшинств было непропорционально велико, особенно в серьезных преступлениях. По его мнению, больше всего суровых наказаний реализуется по отношению к лицам, проживающим в депрессивных регионах – провинциях Систан и Белуджистан и Иранский Курдистан. Именно они, по утверждению Д.Рахмана, стали объектом произвольного лишения права на жизнь со стороны государственных чиновников путем казней и убийств вне рамок справедливого судебного процесса. Исходя из докладов Д.Рахмана, весьма беспокоящим фактом для мирового сообщества является непрекращающиеся аресты и притеснения членов общины бахаи. При этом в Иране не стихают темпы арестов и преследований борцов за гражданские права и правозащитников. В прошлом году в ИРИ было как минимум 1266 профсоюзных протестов, 4 случая силового подавления протестов и 32 профсоюзные забастовки.

Важным аспектом правозащитной тематики в Иране является, по выражению Д.Рахмана, «гендерный апартеид». Его содержание – поддерживаемые властями  строгие законы, административная политика и практика, которые нарушают права человека и человеческое достоинство иранских девушек и женщин. Иранская полиция, по докладу Д.Рахмана,  использует самые репрессивные и насильственные методы в отношении девушек и женщин, нарушающих законы об обязательном ношении хиджаба. Он указал также на продолжающуюся в стране практику закрытия учреждений и предприятий из-за невыполнения «законов об обязательном ношении хиджаба».  Введение в марте с. г. нового закона  «О защите семьи посредством продвижения культуры целомудрия и хиджаба» еще более усугубляет гендерную сегрегацию и вводит жесткие меры за «неподходящую одежду», включая ограничение социально-экономических прав и применение диких средневековых мер наказания.

Однако, отметим как положительный фактор, что новый спецдокладчик по правам человека в Иране начинает свою работу в условиях, когда недавно избранный на должность президента М.Пезешкиан уже декларировал смягчение политики в сфере защиты прав человека. Насколько это станет реальностью и станем ли базой для диалога между властями ИРИ и международными правозащитными структурами, покажет время.

56.7MB | MySQL:119 | 0,544sec