Цейтнот Хартума

Последние данные о скорой возможной отставке специального представителя США по Судану С.Грейшена очевидно стимулируют Хартум к более активным действиям по нейтрализации основных очагов сопротивления «непримиримых партизанских групп» (ДСР и СОД-Нура). В принципе это отвечает общей стратегии суданских властей, которая подразумевает окончательное решение вопроса с вооруженной оппозицией в Дарфуре до января 2011 года, когда на в южном Судане пройдет референдум о независимости. Уход своего основного западного союзника до предела сокращает время для раздумий и уговоров. Совершенно очевидно, что следующий американский спецпредставитель по Судану будет придерживаться совсем других принципов и рассчитывать на какой-то внятный диалог с ним, а тем более на претворение в жизнь общей долгосрочной стратегии не приходится.

Абсолютно логичным в этой связи выглядит начавшаяся 14 августа с.г. фаза военного наступления правительственных войск на основной оставшийся оплот повстанцев из СОД-Нура в районе Джабаль Марра. Первая попытка сходу захватить господствующие высоты, для того чтобы получить преимущество в артиллерийской составляющей провалилась. Это собственно и следовало ожидать в силу того, что основные события по выдавливанию отрядов партизан и их рассеивание планировалось в Хартуме на осень с.г. Это было связано и климатическими условиями, и с месяцем Рамадан, который в этом году приходится на август. Попытка в этот общепринятый для мусульман «расслабленный период» начать «маленькую победоносную войну» явилась скорее жестом эмоциональным, нежели продуманным, хотя и несла некий элемент неожиданности. И итог такого рода авантюры был предсказуем. Правительственные войска потеряли убитыми девять человек и были «вынуждены отойти на заранее подготовленные позиции». Теперь в дело вступила авиация, которая должна методически разрушать опорные пункты партизан в горах, а также джанджавиды, которые своими рейдами на тыловые базы повстанцев будут обязаны нарушить их снабжение продовольствием.

То, что планы Хартума претерпели корректировку в связи с негативными слухами из Вашингтона, сомнений не вызывает. Первоначальным замыслом предусматривалось на первом этапе выиграть борьбу за лагеря для перемещенных лиц, которые играют основную роль в снабжении и лечении повстанцев из СОД. События начала августа с.г. в лагере Калм хорошо проиллюстрировали это. Вооруженные столкновения между сторонниками Нура и «примирившимися повстанцами» из группы А.Сисси были вызваны именно командой из Хартума ускорить процесс «зачистки» лагерей. Примечательно, что боевики Сисси доставлялись по разным лагерям для перемещенных лиц вертолетами миссии ООН, что ставит вопрос о беспристрастности руководителя ЮНАМИД И.Гамбари. Общее согласование по тактике действий было проведено во время консультаций в Дохе, куда основной костяк полевых командиров из возглавляемой Сиси ДОС прибыл якобы для участия в форуме «представителей гражданского общества Дарфура». Теперь, в общем, становиться понятным, что скрывается за этой расплывчатой формулировкой, и почему Доха и Хартум уделяли этому форуму очень большое внимание. Активность ДОС в лагерях беженцев свидетельствует и еще об одном моменте. А именно о том, что правительство и Сисси достигли согласия по вопросам раздела властных полномочий в Дарфуре и интеграции полевых командиров ДОС в экономическую инфраструктуру страны. В пользу этого говорит и августовский вояж делегации ДОС во главе со своим руководителем по странам Европы, в процессе которого должна состояться своеобразная презентация нового лидера фур, призванного «потеснить» с А.Нура с его поста «единственного законного представителя» этого этноса.

Итогами столкновений в Калме стал фактический разгром сторонников Нура. От окончательной уничтожения боевиков СОД спасло тогда только вмешательство контингента ООН, руководители которого поняли, что процесс выходит из-под их контроля. Одновременно тем самым глава миссии ЮНАМИД И.Гамбари поставил себя в крайне неудобное положение. Он сорвал планы Хартума и даже предоставил убежище в миссии шести основным полевым командирам СОД. Они до сих пор находятся в расположении миссии, что до предела обострили отношения И.Гамбари с Хартумом. Как результат, в лагере, который насчитывает порядка 100 тыс. беженцев начались проблемы с водой и продовольствием. Лагерь сейчас фактически блокирован правительственными войсками, которые, что необходимо отметить, всячески стараются не вмешиваться в открытое противостояние с боевиками, дабы сразу же отвести от себя все подозрения в военных преступлениях против беженцев. Формально суданские власти никак не отреагировали на просьбы И.Гамбари о совместном патрулировании лагеря, чтобы не допустить повторения вспышек насилия. Мотивировалось это, и юридически было абсолютно оправданным и выверенным, форматом мандата миссии ЮНАМИД. Уверены, что такая тактика была подсказана суданцам С.Грейшеном, так как она сразу «выбивает» все «козыри» у западных правозащитников. Теперь наступает пора следующего этапа, а именно насильственное расселение Калма под предлогом «невозможности обеспечения на должном уровне безопасности беженцев» и угрозы гуманитарной катастрофы. Об этом вчера заявил губернатор Южного Дарфура, и как представляется, мы станем свидетелями ликвидации этого лагеря в ближайший месяц. И.Гамбари попал, таким образом, в крайне неприятную ситуацию, так как любые негативные события в лагерях, начиная от столкновений и заканчивая элементарным голодом, теперь будут целиком его «головной болью». Финт с укрывательством командиров СОД у себя в миссии является просто слабой попыткой немного пошантажировать суданские власти, и вынудить их разделить ответственность.

Мы так подробно останавливаемся на событиях в Калме, так именно здесь апробируется общая модель ликвидации лагерей беженцев, которая является ключевым моментом нейтрализации организованных очагов сопротивления в Дарфуре. После физического исчезновения тыловых баз повстанцев, а основная роль этих лагерей состоит именно в этом, военная фаза операции будет уже делом техники. Это прекрасно показала история с боевиками И.Халиля, которые в отсутствии поддержки из соседнего Чада моментально утратили весь свой боевой потенциал.

Единственно, что может помешать Хартуму осуществить задуманное – это время и новый спецпосланник США. Власти Ливии тоже продолжают играть свои игры с опальным командиром ДСР И.Халилем, отказываясь высылать его из страны, несмотря на все просьбы суданцев. Лидер боевиков находится в Триполи фактически под «домашним арестом», но все заявления руководства Судана о якобы достигнутой с Триполи договоренности о его скорой высылкие из Ливии, дезавуируются ливийскими властями. Причем не со стороны М.Каддафи, а его сына, который, судя по его активности в палестинских делах и участию в судьбе И.Халиля, начинает все активнее примерять на себя мундир приемника.

Но основные события сейчас будут разворачиваться не в Триполи, а в Дарфуре. Прогнозируем, что осенью начнется активная фаза распыления сил А.Нура, которая, если ничего не помешает, должна будет завершиться к январю 2011 года.

52.22MB | MySQL:103 | 0,625sec