Санкции Запада и автомобильная промышленность Ирана

Анализ основных макроэкономических показателей и индексов развития иранской экономики показывает, что автомобильная промышленность страны является одной из наиболее эффективных и успешных. Как с точки зрения создания самодостаточного национального и ориентированного на экспорт потенциала в этой отрасли, так и в плане привлечения иностранных инвестиций и осуществления совместных проектов с ведущими мировыми автопроизводителями. В частности, по итогам 2009 г. Иран является первым на Ближнем Востоке производителем автомобильной продукции и занимает 12-е место в мировом рейтинге. Иранская автомобильная промышленность является второй после нефтегазовой ведущей отраслью национальной экономики. В 2006-2008 гг. Ирану удалось заложить прочные основы для формирования экспортного потенциала, а с 2008 г. Тегеран приступил к массовому экспорту автомобильной продукции. К середине 2009 г. совокупный ежегодный экспорт автомобилей ИРИ достиг 1 млрд долл., а к 2012 г. поставлена задача довести количество экспортируемых автомобилей до 1,13 млн единиц.

На фоне положительной динамики экономических показателей развития иранского автопрома особую остроту приобретает вопрос о санкциях, которые в июле-августе с.г. в одностороннем порядке были введены против Тегерана США, Евросоюзом и рядом других западных стран. Формально, как известно, данные санкции не распространяются на автомобильную промышленность, однако не исключено, что они могут создать общую атмосферу недоверия к иранскому автопрому и ухудшить инвестиционный климат в этой перспективной отрасли иранской экономики.

Такой психологический эффект, в свою очередь, может привести к серьезным последствиям. Следует учитывать, что на иранском рынке присутствуют ведущие мировые автопроизводители, наладившие массовый лицензированный выпуск своей продукции, включая французские «Peugeot», «Citroen» и «Renault», немецкий «Volkswagen», японские «Toyota» и «Nissan», «Kia Motors» из Южной Кореи, «Chery» из Китая. Привлекательность иранского рынка для этих компаний с точки зрения потребительного спроса, относительно дешевой рабочей силы и перспектив распространения производимой здесь продукции на всем Ближнем Востоке не вызывает сомнений. Такие совместные проекты уже принесли и будут приносить очевидную прибыль западным автопроизводителям, прямым доказательством чего служит пропорциональное увеличение в течение 2000-ых гг. инвестиций в иранский автопром.

Но имеются и другие мотивы, способные изменить стратегический подход западных автопроизводителей применительно к Ирану. И такие тревожные для Тегерана сигналы уже прозвучали. Летом 2010 г. японский автомобильный гигант «Toyota» объявил о полном прекращении экспорта своей продукции в Иран, мотивируя это решение «сложившейся международной обстановкой». Данное решение, по заверениям руководителей автомобильной корпорации, не является окончательным и, судя по намекам, может быть скорректирована в случае каких-либо подвижек в переговорах с «шестеркой» по ядерной проблематике. Тем не мене, это явный сигнал для других партнеров Тегерана в автомобильной промышленности. Что характерно, данную линию японская «Toyota» стала проводить уже в 2009 г., когда экспорт машин в Иран (джипы Land Cruiser, седаны Corolla) резко сократился – до 250 автомобилей по сравнению с объемом в 4 тыс. автомобилей в 2008 г.

Имеются определенные предпосылки того, что примеру японцев могут последовать и другие крупные автомобильные концерны, сотрудничающие с Тегераном. В частности, еще в апреле 2010 г. отступные пути начал готовить немецкий концерн «Daimler», являющийся одним из ведущих партнеров иранской «Iran Khodro» (занимает вторую позицию в иранской автомобильной промышленности после «Saipa» и имеет долю в 46% производства). В частности, немцы объявили о планах продать свою 30-процентную долю в активах компании «Iranian Diesel Engine Manufacturing», являющейся филиалом «Khodro Diesel». Более того, «Daimler» отозвал официальную заявку на коммерческий экспорт в Иран автомобилей, предназначенных для гражданских лиц. Одновременно немцы прекратят поставку сборочных деталей для производимых локально автомобилей класса «Е». Вместе с тем, концерн продолжает заверять иранскую сторону, что продолжит выполнение всех уже заключенных контрактов с партнерами.

Что касается остальных крупных игроков на иранском автомобильном рынке, то особой паники пока не наблюдается. Французские производители уступать рынок конкурентам не собираются, а китайцы и вовсе наращивают свой вклад в автопром ИРИ. «Chery» в 2007-2010 гг. инвестировал 370 млн долл. в совместный с «Iran Khodro» проект по производству автомобилей для экспорта в страны Ближнего Востока. Другая китайская компания «Anhui Ankai Automobile» еще в 2008 г. подписала с иранцами контракт на 50 млн долю по поставкам автобусов.

Вместе с тем прослеживается и другая тенденция: Тегеран по мере ужесточения санкционного режима и давления со стороны Вашингтона по ядерным делам взял курс на диверсификацию сотрудничества в автомобильной отрасли. Цель понятна: обезопасить национальный автопром от возможных санкций, найти новых партнеров в исламских странах. Причем ставка делается не только на поиск потенциальных покупателей иранских автомобилей, но и налаживание совместного с другими странами производства получивших международную известность иранских брендов, прежде всего «Samand» — иранского национального автомобиля, базирующегося на Peugeot 405. Соответствующие экспертные переговоры иранская сторона уже ведет с Сирией и Турцией. Присматривается Тегеран и к другим исламским странам. В зоне иранского внимания также и страны СНГ – достигнуты договоренности о совместном производстве автомобилей «Саманд» в Белоруссии и Азербайджане. Другой интересный фактор – с учетом устойчивого роста цен на бензин иранский автопром делает ставку на производство автомобилей, потребляющих газ, что может в перспективе существенно увеличить их конкурентоспособность на международных и региональных рынках.

Таким образом, несмотря на отсутствие прямой взаимосвязи, очевидна зависимость между иранской автомобильной промышленностью и новыми экономическими санкциями против Тегерана. Как представляется, данный сюжет находится в поле зрения иранского руководства, которое проявляет разумную обеспокоенность в связи с угрозой дестабилизации ситуации в одной из ведущих отраслей иранской экономики. В этой связи, с одной стороны, предпринимаются меры по нормализации инвестиционного климата и предотвращению массового оттока ведущих партнеров, что может создать негативный психологический эффект для остальных участников. С другой – идет поиск альтернативных партнеров из числа азиатских стран, которые готовы сотрудничать с Тегераном, невзирая на санкции Запада.

52.11MB | MySQL:103 | 0,603sec