Программа национального примирения в Афганистане: попытка выхода из тупика

Одним из ключевых вопросов состоявшейся 20 июля текущего года Кабульской международной конференции по Афганистану предсказуемо стала проблематика национального примирения в этой стране. «Пробуксовка» военных усилий в Исламской Республике Афганистан (ИРА), неспособных дать эффективный отпор неослабевающему натиску со стороны боевиков на афганские вооруженные силы и иностранные военные контингенты, логично подводило афганского президента Х.Карзая и ключевых участников Международных сил содействия безопасности (МССБ) к выводу о необходимости сделать больший акцент в своей стабилизационной стратегии на ее политической составляющей.

В конечном итоге выбор был сделан в пользу национального примирения как механизма обеспечения расслоения рядовой и командной структур экстремистов. Вместе с тем до последнего времени в Кабуле и западных столицах, очевидно, отсутствовало представление о конкретных путях реализации указанной идеи, которая, однако, представлялась сторонникам снижения масштабов военной конфронтации в ИРА настолько привлекательной (очевидно, за неимением сколько-нибудь реальной альтернативы), что даже в непроработанном виде получила на Лондонской международной конференции по Афганистану (28 января 2010 г.) солидную финансовую поддержку.

Идея выйти на международный форум в Кабуле с проработанным планом, своеобразной «дорожной картой» реализации процесса привлечения бывших участников экстремистских формирований на сторону официальных властей заслуживает, безусловно, одобрения. Без такой детализации сложно ожидать поддержки работы на примиренческом треке как со стороны международного сообщества, так и простых афганцев. Для последних( что в нынешних условиях представляется несравненно более важным) как и для членов Движения талибов и их союзников особое значение имеют гарантий личной безопасности в рамках осуществления соответствующей программы, социально-экономические стимулы участия в ней.

Другой вопрос — насколько реализуемы мероприятия, предусмотренные в рамках процесса национального примирения. Для ответа на него проанализируем ключевые положения «Программы мира и реинтеграции в Афганистане» (Afghanistan Peace and Reintegration Program, APRP), одобренной участниками Кабульской международной конференции.

Принять участие в рассчитанной на 5 лет программе смогут лишь афганские боевики при условии выполнения ими требований, изложенных в инаугурационной речи Х.Карзая 19 ноября 2009 г. и касающихся признания Конституции ИРА, отказа от насилия и разрыва связей с «Аль-Каидой» и другими экстремистскими группировками. Безопасность тех районов, куда будут возвращаться замирившиеся боевики, обеспечат МССБ, афганские вооруженные сила и местное ополчение.

Пятилетний срок программы выглядит в нынешних условиях весьма иррелевантным. Видимо, авторы документа предполагают, что за этот период удастся либо радикально ослабить экстремистские группировки, выведя из их числа значительную часть боевиков, либо, по крайней мере, подорвать их идеологическую основу за счет стимулирования в их среде антивоенных настроений. Такой вариант развития событий представляется весьма маловероятным: даже в 2001-2006 гг., т.е. во времена значительной, по сравнению с нынешним этапом, слабости талибов сколько-нибудь существенного дезертирства из их рядов не наблюдалось. Что уж говорить о нынешнем периоде, отмечаемом нарастающей и повсеместной подрывной деятельностью боевиков.

Чрезмерно оптимистичным выглядит тезис об обеспечении безопасности районов размещения бывших экстремистов. Привлечение афганских вооруженных сил и ополчения потребует значительной и затяжной работы по проверке их лояльности официальным властям, а также на предмет отсутствия у них оснований для личной мести в отношении возвращающихся к мирной жизни талибов. Наконец, участие МССБ в соответствующей работе будет, очевидно, ограничено как их собственными правилами ведения боевых действий (в соответствии с директивой командующего МССБ Д.Петрэуса, допустима самооборона, но при безусловном стремлении избежать жертв среди гражданских лиц), так и устоявшимся недоверием к ним со стороны местных жителей.

Бывшим боевикам будет разрешено сохранить оружие при условии его регистрации в МВД ИРА, а также предоставлена амнистия за политические преступления (к неполитическим отнесены торговля наркотиками, участие в казнях невинных лиц, участие в криминальных группировках). За замирившихся членов экстремистских группировок должны будут поручиться жители районов, участвующих в программе национального примирения, которым будет гарантировано выделение средств на социально-экономическое развитие. В целях обеспечения занятости бывших боевиков планируется создание Корпуса сохранения сельского хозяйства (работы в сферах управления водными ресурсами, строительства заграждений, борьбы с эрозией почвы и опустыниванием) и Корпус общественных работ (строительство дорог и борьба с последствиями стихийных бедствий).

Наибольшее сомнение вызывает даже не факт того, что боевики смогут сохранить оружие (в этом, видимо, усматривается дополнительная гарантия их защиты от мести бывших соратников), сколько предполагаемая амнистия участников программы национального примирения. Во-первых, в условиях тесного переплетения терроризма и наркобизнеса в Афганистане, массового нарушения на его территории прав человека, в том числе и по политическим мотивам, предлагаемая в APRP классификация неизбежно будет носить условный характер (гораздо более реальным было бы выстроить ее на делении боевиков по признаку участия в командных структурах, как это сделано для комбатантов в рамках международного гуманитарного права). В итоге весьма вероятной представляется повальная, обусловленная политическими интересами, амнистия, что в свою очередь вполне может вызвать дополнительное нарастание криминализации в афганской глубинке, стремление местных жителей самостоятельно, ввиду бездействия властей, наказать замирившихся преступников и, как следствие, их обратный отток в ряды экстремистов.

Тезис о поручительстве местных жителей за бывших боевиков носит, по сути, умозрительный характер в виду отсутствия санкций как для самих участников программы, так и для поручившихся за них афганцев.

Ведущая роль в реализации APRP будет принадлежать Высокому совету по миру (в составе — представители религиозных кругов и обеих палат Парламента, старейшины племен, а также один делегат от замирившихся боевиков) и Объединенному секретариату (в составе – представители ключевых министерств) во главе с исполнительным директором.

Отсутствие критерия выбора единственного представителя вооруженной оппозиции в Высоком совете по миру, а также его конкретной роли в переговорном процессе (в частности, будет ли его позиция рассматриваться в качестве общей для всех противников официальных властей) выхолащивает соответствующее положение APRP, очевидно задуманное в качестве одного из стимулов боевикам.

Т.о. программа примирения, будучи во многом размытой, открывает широкие возможности как для ее трактовки в зависимости от поставленных перед исполнителями политических целей, так и корректировки уже на практике проводимой в рамках APRP линии. Именно такая неопределенность, видимо, сдерживает начало полномасштабной работы по реализации программы и обусловливает приоритетность на данном этапе лишь одной из ее составляющих — исключение из санкционного списка Комитета 1267 СБ ООН некоторых талибских лидеров.

52.2MB | MySQL:103 | 0,470sec