Некоторые аспекты макроэкономической политики Израиля в 2010 г.

Каждый год в экономической жизни любой страны происходит значительное количество разного рода событий, большинство из которых имеют рутинный характер и не заслуживают особого внимания специалистов кроме тех случаев, когда их анализ необходим в рамках какого-либо специального исследования. Однако некоторые события выбиваются из общей череды происходящего и обращают на себя внимание международных экспертов.

В Израиле уже к сентябрю 2010 г. произошло как минимум два значимых для страны события в области экономической политики, заслуживающих внимания, особенно с учетом мирового финансово-экономического кризиса, значительно дестабилизировавшего международную экономическую конъюнктуру. Речь идет о вступлении Израиля в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и принятии парламентом и правительством страны полноценного двухлетнего бюджета на 2011–2012 гг.

Цель данной статьи сквозь призму этих и некоторых других событий в экономической жизни Израиля 2010 г. рассмотреть основные направления экономической политики страны на ближайшее будущее.

Все правительства Израиля, начиная с 1992 г., считали вступление в ОЭСР, элитный клуб самых развитых в социально-экономическом отношении стран мира, одной из наиболее важных задач своей экономической политики. Различные экономические и политические кризисы как внутри страны, так и международные затягивали этот процесс. Однако в начале 2010 г. руководством ОЭСР было объявлено о возможности вступления Израиля в эту организацию до конца текущего года. Так и произошло. 10.05.2010 Совет ОЭСР одобрил принятие Израиля в свои ряды. Формальное вступление состоялось 27.05.2010 в Париже. Завершился длительный этап в современной экономической истории страны. Теперь уже в качестве члена ОЭСР Израиль должен будет постоянно доказывать состоятельность своей социально-экономической политики, но это уже несколько другая задача. Сегодня большинство специалистов пытаются разобраться в том, что даёт Израилю членство в ОЭСР, кроме получения безусловно престижного, улучшающего экономический имидж страны (который итак совсем неплох), статуса. Далее мы кратко рассмотрим наиболее значительные, как кажется, практические последствия произошедшего, по крайней мере с позиции представителей израильского экономического истеблишмента по состоянию на вторую половину 2010 г.

Итак, во-первых, как уже говорилось, вступление в ОЭСР уже само по себе является международным признанием качества экономической политики Израиля. Во-вторых, это будет служить дополнительной гарантией для иностранных инвесторов, которые доверяют «знаку качества» ОЭСР, при принятии ими решения об инвестициях в Израиль. Сегодня, когда весь мир так или иначе борется с последствиями мирового кризиса, когда происходит формирование новых подходов к международной финансовой деятельности и потенциальные инвесторы крайне скрупулезно рассматривают все варианты для инвестиций, этот аспект становится более важным для Израиля, чем это можно было предположить в 2007 г., – в начале активного процесса подготовки вступления страны в эту организацию.

В-третьих, члены ОЭСР будут иметь положительное влияние на кредитный рейтинг Израиля, что снизит затраты на привлечение заемного капитала. При этом, надо отметить, что с кредитным рейтингом у Израиля уже давно все в порядке. Все три крупнейшие мировые рейтинговые агентства дают стране хорошие рейтинги инвестиционного уровня. И за все время рейтингования не было случая понижения рейтинга страны, и даже мировой финансово-экономический кризис не повлиял, так как Израиль с ним хорошо справился. Однако одно значимое изменение произошло и в этой сфере. Аналитическая компания «Morgan Stanley Capital International» (MSCI), присваивающая свои рейтинги мировым фондовым рынкам с 1969г., именно 27.05.2010 повысила статус Израиля с оценки «развивающийся рынок» до уровня «развитый рынок». Эта реклассификация откроет Израилю доступ к финансовым средствам инвесторов, вкладывающих только в развитые рынки, так как, являясь ведущим поставщиком эталонных индексов и аналитических продуктов по управлению рисками, MSCI рассчитывает целый ряд фондовых индексов – глобальный, региональные и национальные. Многие инвестиционные фонды формируют свои портфели только в соответствии со структурой данного индекса, а некоторые даже не имеют права вкладывать средства в акции, не включенные в них.

В-четвертых, от Израиля потребуется соответствовать всем стандартам ОЭСР. Также будет необходимо использовать принятую в организации методологию сбора и анализа статистических данных как для использования их в международных сравнениях, так и для принятия политических решений. По мнению экспертов, для Израиля это будет иметь большое значение, так как многие государственные ведомства обычно стараются сохранить свою деятельность как можно менее прозрачной, а в ОЭСР принято предоставлять детальную статистику по всем направлениям социально-экономической жизни страны. Таким образом, большая открытость положительно скажется на качестве внутреннего управления, ибо приведет к необходимости интенсифицировать внутренние экономические реформы. При этом надо будет учитывать рекомендации специалистов ОЭСР. К тому же Израиль сможет принимать участие в разработке новых международных стандартов организации, что немаловажно.

В течение лета 2010 г. сначала парламент Израиля, а потом и правительство одобрили бюджет страны на 2011–2012 гг. Так как предыдущий израильский двухлетний бюджет исполнялся де факто 18 месяцев, то получается, что именно сейчас Израиль стал первой в мире страной с полноценным бюджетом, рассчитанным на два года. Произошедшее событие вызвало неоднозначную реакцию в экономической среде.

С одной стороны, эта инициатива встретила одобрение в ОЭСР и МВФ как оригинальная идея, стимулирующая эффективное долгосрочное планирование. С другой – еще в процессе подготовки бюджета сама эта идея встретила негативный отклик у некоторых экспертов. Они, в частности, задавались вопросом: «Почему Израиль стал первой страной в мире, одобрившей подобный бюджет?». Известно, что некоторые европейские страны уже работают с двухлетними бюджетными планами, но по другой схеме. Так, в Голландии и Финляндии существует практика одобрения 80% расходов центрального правительства на 2 года вперед, однако без точного указания, какая их часть на какие цели пойдет – это происходит только на ежегодной основе. В России тоже перешли к бюджетному планированию на 2 года вперед, однако долгосрочное одобрение проходят только основные параметры главного финансового документа страны.

Интересен в этой связи также и опыт США. В 1940 г. 44 штата практиковали двухгодичный бюджет. После Второй мировой войны это число стало сокращаться и к настоящему моменту уменьшилось более чем вдвое. При этом штаты с наибольшим бюджетом в большинстве своем перешли на погодовое бюджетирование. Среди причин, заставивших большинство штатов отказаться от двухгодичной практики, называют необходимость разрабатывать бюджет слишком задолго до его фактической реализации; низкую адаптивность подобной схемы, как к чрезвычайным ситуациям, так и общему изменению конъюнктуры.

Есть у специалистов и другие причины сомневаться в своевременности и эффективности исполнения двухлетнего бюджета в Израиле. По мнению авторитетных израильских экономистов А.Бен-Бассата и М. Дахан, чтобы подобная инициатива была успешной, необходимо выполнение как минимум трех условий: высокая степень доверия к правительству и применение экономических моделей с хорошими возможностями для прогнозирования; долгосрочная государственная безопасность; долгосрочная политическая стабильность. И если с первым условием в Израиле в настоящий момент дело обстоит достаточно благополучно, свидетельством чему, в частности, является принятие страны в ОЭСР, то другие два условия в настоящий момент не выполняются. Даже без учета потенциальной военной угрозы со стороны Ирана Израиль все время находится на грани боевых действий либо с палестинскими террористическими организациями, либо с ливанской «Хизбаллой». Последние военные конфликты показали, что пока израильская экономика имеет достаточный запас прочности, но для осуществления военных действий в любом случае потребовались изменения в бюджете. О проблемах политической стабильности в стране говорят как политики, так и специалисты-политологи в Израиле и за его пределами. Уже полтора десятилетия ни одно правительство страны не доживает до конца своей четырехлетней каденции. Поэтому достаточно велика вероятность, что принятый летом 2010 г. бюджет на 2011–2012 гг. должно будет исполнять другое правительство, чьим интересам этот бюджет удовлетворять не будет, что приведет к его значительной корректировке. Таким образом, значительные усилия, затраченные на его разработку и принятие, пройдут даром.

Вместе с тем израильское правительство уже приняло это решение, и уже скоро мы сможем оценить, насколько правильным оно было. Нельзя не отметить, что Израиль не первый раз в своей короткой современной истории принимает нестандартное решение, в частности и в сфере экономической политики. Такой подход к ведению дел, как кажется, является интегральной частью израильского менталитета, и он зачастую приводит к неожиданным и вполне положительным для страны результатам. Поэтому в данной статье хотелось бы подробнее остановиться на сути принятого решения, то есть на основных параметрах бюджета 2011–2012 гг. и заявленных таким образом целях экономической политики страны на ближайшие несколько лет.

Основные параметры принятого бюджета таковы: В 2011–2012 гг. бюджет ежегодно будет расти на 2,66%, и в 2011 г. составит 264,7 млрд шек., а в 2012 г. – 271,7 млрд шек. Прогнозируемые налоговые поступления в 2011 г. составят 232,8 млрд шек., что означает 3,8% рост. Планируемый дефицит бюджета того года – 3%. В 2012 г. налоговые поступления должны принести в казну государства 248,5 млрд шек. – 4% рост. Дефицит бюджета на тот год установлен на уровне 2%. Также важно отметить, что в результате правительственных переговоров по требованию казначейства было принято решение уменьшить рост военных расходов с 6,2 млрд шек. за 2 года до 3,5 млрд шек. Это дало возможность перевести высвободившиеся средства (2,7 млрд шек.) на образовательные и социальные нужды. Согласно принятому документу, значительно поднимется средний возраст увольнения в запас военных с 42 до 50 лет.

Экономический истеблишмент отмечает важное изменение в структуре принятого бюджета. В течение достаточно долгого времени военные расходы значительно увеличивались. В этом же документе было принято принципиальное решение уменьшить их рост за счет увеличения вложений в образование, науку, инфраструктуру.

Последние несколько лет активно обсуждается вопрос о том, что если Израиль не проведет серьезную образовательную реформу, то в будущем он может потерять свои позиции мирового лидера высоких технологий, так как эти отрасли очень наукоемки, а эффект от прибытия высококлассной рабочей силы из стран бывшего СССР не бесконечен. Безусловно, позитивным является тот факт, что на самом высоком уровне подобная озабоченность встретила понимание, и в рамках общей стратегии развития в Израиле экономики высоких технологий, являющейся частью общей программы экономической политики Израиля на ближайшие годы, отдельным пунктом стоит необходимость реформирования образовательной системы страны, что и нашло свое отражение в принятом бюджете.

Среди приоритетов экономической политики Израиля на ближайшие годы также обозначен комплекс мер по развитию рынка труда. В частности, речь идет о борьбе с хронической безработицей в рамках принятого пять лет назад израильского варианта Висконсинского плана; устранении барьеров, мешающих ультра религиозным мужчинам-иудеям стать частью рабочей силы Израиля; повышении эффективности программ, призванных стимулировать занятость среди израильтянок-представительниц арабского сектора страны; сокращении числа иностранных рабочих; повышении эффективности борьбы с нелегальными иностранными рабочими, проникающими в Израиль.

В числе приоритетных направлений экономической программы правительства выделяется блок мер, связанных с развитием инфраструктуры, а также поиском и последующим активным применением внутренних ресурсов дальнейшего экономического роста Израиля. Имеются в виду меры по повышению эффективности использования земли, недвижимости, улучшению транспортных коммуникаций; структурные реформы энергетики, системы портов, управления ВПК. К этому же блоку относятся действия по уменьшению забюрократизированности системы, в частности упрощение процессов ведения бизнеса, повышение эффективности судов улучшение качества управления в общественном секторе.

Надо отметить, что для людей, следивших последние 6-7 лет за экономической политикой Израиля, указанные выше направления развития новыми не являются. Действительно, Б.Нетаньяху, будучи министром финансов в правительстве А.Шарона, начал осуществлять программу экономических реформ, ориентируясь во многом именно на эти направления. К настоящему моменту сделано уже немало, но проблем, безусловно, еще много. Представляется, что подобная преемственность экономического курса с учетом необходимых изменений, отвечающих требованиям времени, может стать залогом не только успешного исполнения экспериментального бюджета 2011–2012 гг., но и послужит делу укрепления позиций Израиля в элитном клубе экономически развитых стран мира, куда его только недавно приняли. Не стоит забывать, что это стало возможным во многом именно благодаря целеустремленной политике экономической либерализации Израиля, начатой задолго до 2010 г. Однако год еще не закончен, и израильтяне, а также представители мирового экспертного сообщества могут еще получить возможность подробно обсудить еще один (а может быть и не один) нестандартный шаг в экономической политике Израиля. Ни для кого не секрет, что нынешняя команда, стоящая у рычагов управления хозяйством страны, вполне на это способна.

52.23MB | MySQL:103 | 0,657sec