Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (13-19 сентября 2010 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в Афганистане и на палестино-израильском направлении. 18 сентября в Аф-ганистане, несмотря на активное противодействие боевиков движения «Та-либан», прошли выборы депутатов Народной палаты (нижней палаты парла-мента). 14 сентября в Шарм-эш-Шейхе и 15 сентября в Иерусалиме состоялся второй раунд палестино-израильских мирных переговоров.

По предварительным данным, в парламентских выборах в Афганиста-не приняли участие до 40 проц зарегистрированных избирателей (3,65 млн человек), пришедших на 5535 участков для голосования. Вместе с тем, по со-ображениям безопасности около 1,5 тыс. участков не были открыты. Голосо-вание проходило в сложной обстановке. Несмотря на принятые властями по-вышенные меры безопасности, 18 сентября зарегистрировано до 300 нападе-ний и попыток нападений на избирательные участки. В результате погибли 19 и получили ранения 80 человек. В ходе ответных действий военных и по-лиции был убит 71 боевик.

На 249 депутатских мест в Народной палате претендовали 2447 канди-датов. Как ожидается, предварительные результаты голосования станут из-вестны 9 октября, а окончательные итоги будут подведены к 31 октября. По оценке наблюдателей, присутствовавших на выборах, процесс подсчета голо-сов может значительно осложниться из-за многочисленных жалоб, прежде всего, на попытки подкупа и запугивания избирателей. Высказываются со-мнения относительно легитимности выборов.

Командующий войсками США и НАТО в стране генерал Д. Петрэус заявил 15 сентября, что «военные действия абсолютно необходимы, но их недостаточно для того, чтобы одержать победу в Афганистане». Генерал подчеркнул необходимость реинтеграции талибов в афганское общество, достижения национального примирения. Борьба в Афганистане, по словам Д. Петрэуса, — это «не обычная битва», «не обычная война», где можно захва-тить какую-то местность, после чего «вернуться домой для парада победы».

Генеральный секретарь НАТО А. Ф. Расмуссен считает, что подходя-щее время для вывода части сил коалиции из Афганистана еще не наступило. По его мнению, в случае преждевременного ухода войск НАТО в стране ак-тивизируются талибы и «Аль-Каида», а террористы расширят свое влияние на Центральную Азию. А. Ф. Расмуссен призвал страны, участвующие в аф-ганской кампании, не только не выводить войска, но и оказывать более ак-тивное содействие подготовке вооруженных сил и полиции Афганистана.

15 сентября в Кабуле прошла массовая антиамериканская демонстра-ция. В ней участвовали примерно 10 тыс. человек. Манифестанты выкрики-вали лозунги против США и президента Афганистана Х. Карзая, многие несли знамена движения «Талибан». До этого в течение трех дней антиамериканские демонстрации прошли в ряде провинций страны. Все они были вызваны намерением американского священника сжечь экземпляры Корана в годовщину терактов 11 сентября 2001 г.

На минувшей неделе прошел второй раунд палестино-израильских мирных переговоров, в котором участвовали премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху, глава Палестинской национальной администрации М. Аббас, а также госсекретарь США Б. Клинтон и спецпредставитель президента США по Ближнему Востоку Дж. Митчелл. На переговорах стороны начали «серь-езное обсуждение» ключевых вопросов урегулирования на основе формулы «два государства для двух народов». При этом, несмотря на «очень друже-любную атмосферу», ни израильтяне, ни палестинцы не изменили своих по-зиций по вопросу о строительстве в еврейских поселениях на Западном бере-гу реки Иордан (ЗБРИ). Б. Нетаньяху подтвердил, что планирует возобновить строительство после окончания 26 сентября срока действия моратория, а М. Аббас настаивал на замораживании строительной деятельности, как условии продолжения диалога, хотя и заявил в ходе встречи с Х. Клинтон, что «аль-тернативы переговорам с Израилем нет». Б. Нетаньяху также отклонил пред-ложение президента Египта Х. Мубарака продлить мораторий еще на три ме-сяца. За сохранение моратория на строительство в поселениях на ЗБРИ вы-сказывается американская администрация. Совет Лиги арабских государств на заседании в Каире 16 сентября решил «дать шанс» нынешнему этапу па-лестино-израильских переговоров, хотя и выразил серьезные опасения в их исходе. Таким образом, перспективы продолжения мирного процесса между Израилем и ПНА по-прежнему не ясны во многом из-за неизменности пози-ций сторон по «поселенческому вопросу».

Боевики палестинских экстремистских группировок в секторе Газа на прошедшей неделе неоднократно обстреливали ракетами и из минометов приграничные израильские территории. В ответ ВВС Израиля наносили от-ветные удары по объектам противника в палестинском анклаве.

На прошедшей неделе Всемирный банк опубликовал доклад, в котором утверждает, что ПНА в состоянии создать независимое государство, если сможет привлечь частные инвестиции и стимулировать экономический рост. При этом Палестина сохранит зависимость от зарубежной помощи.

Спецпредставитель президента США по Ближнему Востоку Дж. Мит-челл 16 сентября посетил Дамаск, где провел переговоры с президентом Си-рии Б. Асадом, обсудив вопросы арабо-израильского урегулирования. В ча-стности, сообщается, что Дж. Митчелл попросил сирийцев оказать влияние на радикальное палестинское движение ХАМАС с тем, чтобы оно «оставило свои планы по саботажу» переговоров между Израилем и ПНА. Американ-ский дипломат также отметил заинтересованность США в мирном урегули-ровании между Сирией и Израилем. По информации СМИ, Дж. Митчелл пе-редал сирийскому президенту карту отвода израильских войск с оккупиро-ванных Голанских высот и предложил Дамаску формулу мирного договора с Израилем, наподобие той, которая была достигнута между Египтом и Израи-лем в Кемп-Дэвиде в 1978 г. Со своей стороны, Б. Асад подтвердил привер-женность Сирии «выбору в пользу мира как единственного пути, который га-рантирует в регионе стабильность и безопасность». Президент САР считает, что мирные переговоры с Израилем должны вестись на четкой основе и иметь гарантии выполнения достигнутых договоренностей. Причем Сирия «не требует от Израиля уступок, а лишь полного возвращения узурпированных земель законным владельцам».

Руководитель МАГАТЭ Ю. Амано 13 сентября вновь заявил, что меж-дународное агентство не может подтвердить использование Ираном всего имеющегося у этой страны ядерного материала в мирных целях. Тегеран, по словам Ю. Амано, не проявляет должной готовности к сотрудничеству с МАГАТЭ, что наглядно подтверждается неоднократными отказами допустить на иранские ядерные объекты опытных международных инспекторов, хорошо знающих особенности атомной отрасли ИРИ. В ответ иранская сторона заявила о своей готовности продолжать сотрудничество с МАГАТЭ на основе Договора о нераспространении ядерного оружия, но при этом Иран будет рассматривать как «нелегитимные» любые требования вне рамок ДНЯО, в т. ч. требования резолюций Совета Безопасности ООН по иранской ядерной программе.

Президент Ирана М. Ахмадинежад, направляясь в Нью-Йорк на сессию Генеральной Ассамблеи ООН, 18 сентября нанес два кратких визита в Сирию и Алжир. По итогам встречи с президентом САР Б. Асадом стороны под-твердили прочность ирано-сирийских отношений. В то же время политиче-ские наблюдатели отмечают расхождения между Сирией и Ираном в отно-шении нынешнего этапа палестино-израильских переговоров. Так, Тегеран их резко критикует, в то время как Дамаск, сдержанно оценивая диалог, воз-держивается от шагов, направленных на срыв мирного процесса. По итогам переговоров с президентом Алжира А. Бутефликой президент Ирана отметил близость или совпадение позиций двух стран по широкому спектру регио-нальных и международных проблем. М. Ахмадинежад также высказался за дальнейшее развитие разностороннего иранско-алжирского сотрудничества.

19 сентября в Нью-Йорке М. Ахмадинежад заявил о готовности Ирана возобновить переговоры по ядерной программе с «шестеркой» международ-ных посредников (Великобритания, Германия, КНР, Россия, США, Франция).

Пакистан, пострадавший от крупнейшего наводнения, получает бес-прецедентную международную помощь. 16 сентября МВФ принял решение выделить этой стране кредит в размере 452 млн долларов, а ООН призвала мировое сообщество собрать для Пакистана 1,5 млрд долларов. В августе, пакистанские власти уже получили по линии ООН на борьбу с последствиями природной катастрофы 460 млн долларов. Число потерпевших от наводнения в стране достигло 20 млн человек, 1,6 тыс. человек погибли.

Американские беспилотные летательные аппараты продолжают нано-сить удары по боевикам движения «Талибан» на северо-западе Пакистана. С 2008 г. США нанесли с помощью БПЛА, как минимум, 100 ударов в районах, прилегающих к границе с Афганистаном. В результате погибли свыше 1000 человек. В Исламабаде публично осуждают эти действия США, считая, что они провоцируют талибов на новые нападения на силы западной коалиции в Афганистане, а также нарушают суверенитет пакистанского государства.

На минувшей неделе Исламабад посетил с визитом президент Афгани-стана Х. Карзай, обсудивший с пакистанскими руководителями проблемы безопасности, особенно в районах, примыкающих к пакистано-афганской границе, и вопросы совместных усилий по борьбе с терроризмом. Также сто-роны договорились расширять связи в сфере торговли, экономики, развития инфраструктуры, инвестиций, энергетики и «обмена людскими ресурсами». Президент Пакистана А. А. Зардари заявил о поддержке Исламабадом афган-ской стратегии национального примирения.

В Египте оппозиционная партия либерально-демократической ориен-тации «Аль-Гад» («Завтра») заявила о бойкоте предстоящих в ноябре парла-ментских выборов. Ранее к бойкоту выборов призвал развернувший в АРЕ активную политическую деятельность бывший глава МАГАТЭ М. аль-Барадеи, который заявил, что итоги волеизъявления народа будут фальсифи-цированы. В то же время крупнейшая оппозиционная организация страны исламистская «Ассоциация братьев-мусульман» (официально запрещена, но активно действует) и либеральная партия националистического толка «Аль-Вафд» («Делегация») заявили, что примут участие в парламентских выборах.

Руководство правящей в Судане партии Национальный конгресс от-вергло американские инициативы по урегулированию суданской ситуации в преддверии намеченного на январь 2011 г. референдума о самоопределении Юга страны, назвав их вмешательством во внутренние дела Судана. Так, Ва-шингтон предложил полностью и своевременно выполнить Всеобъемлющее мирное соглашение (2005 г.), что «должно в результате привести к образова-нию двух независимых, мирно сосуществующих государств», а также при-нять меры для окончания конфликта в Дарфуре «с прекращением фактов на-рушения прав человека и геноцида и создать условия для невозможности в будущем использования суданской территории в качестве безопасной гавани для международного терроризма». В случае принятия этих предложений Ва-шингтон обещал Хартуму восстановить в полном объеме дипотношения с США, расширить торговлю в не нефтяной сфере и инвестиции. При отказе же американцы угрожают Судану введением новых санкций.

Межминистерская комиссия израильского правительства 17 сентября утвердила закупку в США истребителей пятого поколения F-35I. Премьер-министр Б. Нетаньяху отметил, что приобретение этого самолета «является важным шагом к усилению военного потенциала государства Израиль». Сумма сделки составит 2,75 млрд долларов. Предположительные сроки по-ставки — 2015-17 гг. Контракт предусматривает закупку 20 F-35I, а также под-готовку наземных служб и развертывание в стране инфраструктуры по об-служиванию и ремонту истребителей. Израиль получил также право на до-полнительную закупку еще 55 машин этого типа. Закупки планируется реа-лизовать за счет безвозмездной военной помощи, ежегодно оказываемой США Израилю. Израильские специалисты уже начали разработку собствен-ных систем вооружения, которые будут установлены на F-35I.

Приложение

Об основных направлениях внешней политики Иордании

Динамичная, сложная и нестабильная обстановка на Ближнем Востоке, стремление не допустить вовлечения Иордании в возможные вооруженные конфликты и обеспечить, по мере возможности, благоприятные внешние ус-ловия для решения задач внутреннего политического и экономического раз-вития определяют приоритеты иорданского руководства в региональной и международной политике.

Слабое экономическое развитие Иордании и, прежде всего, ее топлив-но-энергетической и продовольственной базы, обостряющийся дефицит вод-ных ресурсов делают одной из наиболее актуальных задач внешней политики королевства получение как можно большей иностранной помощи, дающей до 80 проц валютных поступлений.

На всем протяжении существования независимого иорданского госу-дарства его внешняя политика сочетала твердую ориентацию на Запад (сна-чала на Великобританию, а затем на США), «рациональный панарабизм», хо-тя в ряде случаев королевство было вынуждено с ущербом для себя следо-вать «общеарабской линии» (наиболее характерный пример — война 1967 г.), и поддержание регулярных «закрытых» контактов с Израилем с последующим установлением официальных отношений с еврейским государством. Также следует подчеркнуть важную роль исламской составляющей внешней политики Иордании, что напрямую связано с особой исторической миссией Хашимитской династии, напрямую восходящей от пророка Мухаммеда.

Внешнеполитическая деятельность иорданского руководства характе-ризуется, активностью, прагматизмом, гибкостью, взвешенностью, осторож-ностью, умелым отстаиванием национальных интересов, что для такой не-большой страны, как Иордания, является делом очень трудным. И здесь не-обходимо особо отметить очень важную роль иорданских монархов, в пер-вую очередь, короля Хусейна бен Талала (1952-1999 гг.), который в слож-нейших обстоятельствах умело и с достоинством защищал приоритеты своего государства в регионе и мире. Политический курс своего отца продолжает в соответствии с новыми реалиями его сын король Абдалла II.

Иордания постоянно в той или иной степени вовлечена в важнейшие политические и военные события на Ближнем Востоке. Прежде всего, это от-носится к арабо-израильскому конфликту, непосредственным и активным участником которого страна является с момента его возникновения в конце 1940-х гг. Скорейшее урегулирование этого конфликта на приемлемых для всех его участников условиях составляет в настоящее время главное направ-ление внешнеполитической деятельности королевства. Причем первостепен-ную важность для Аммана представляет палестино-израильское направление, решение палестинского вопроса, имеющего ключевое значение как для ре-гиональной стабильности, так и для сохранения устойчивости иорданского государства и правящей Хашимитской династии. Особая значимость и остро-та палестинской проблемы для Иордании определяется тем, что примерно 55 проц населения страны составляют палестинцы. Королевство активно дейст-вует в качестве посредника в палестино-израильском урегулировании, вы-ступает за эффективную главенствующую роль США в достижении кончено-го успеха в решении спорных проблем между сторонами на основе принципа «два государства для двух народов». При этом в Аммане отвергают периоди-чески озвучиваемую идею объединения Иордании и палестинских территорий Западного берега реки Иордан (ЗБРИ). Король Абдалла II неоднократно подчеркивал: «Иордания – это Иордания, а Палестина – это Палестина». Ам-ман не только поддержал американскую инициативу о возобновлении прямых палестино-израильских переговоров, но и всемерно содействовал ее практической реализации. 2 сентября с. г. Абдалла II присутствовал в Ва-шингтоне на официальной церемонии возобновления диалога между Израи-лем и Палестинской национальной администрацией. Иордания поддерживает требование палестинцев о прекращении строительства в еврейских поселени-ях на ЗБРИ как условия продолжения переговорного процесса с Израилем.

В межпалестинском конфликте между движением ФАТХ во главе с ру-ководителем ПНА М. Аббасом и радикальным исламистским движением ХАМАС Иордания стоит на стороне ФАТХа, хотя и продолжает поддержи-вать контакты с ХАМАСом, но при этом жестко пресекает попытки пале-стинских исламистов вмешиваться во внутренние дела королевства. Иордания предоставила свою учебно-материальную базу для подготовки сил безо-пасности ПНА.

В перспективе, по всей вероятности, конфликтным и болезненным в отношениях с палестинцами станет вопрос о распределении водных ресурсов. ПНА уже заявляла о своих претензиях на часть вод реки Иордан.

Что касается общей позиции Иордании по арабо-израильскому урегу-лированию, то она в целом соответствует саудовской мирной инициативе 2002/2007 гг., которая, в первую очередь, предусматривает уход Израиля со всех территорий, захваченных им в ходе «шестидневной» войны 1967 г.

Иордания придерживается принципов добрососедства в отношениях с Израилем, базирующихся на положениях мирного договора, заключенного сторонами в 1994 г. Регулярно проходят встречи лидеров двух государств, которые сотрудничают в борьбе с терроризмом, поддерживаются торгово-экономические связи. В то же время усилия Абдаллы II по дальнейшей нор-мализации отношений с Израилем наталкиваются на сильную внутреннюю оппозицию, особенно влиятельных в королевстве исламистов, а также части интеллигенции, деловых кругов, профсоюзов.

Взаимодействие Иордании с Западом, прежде всего с США, представ-ляет собой ключевой компонент политики безопасности королевства, а также оказывает системное воздействие на тенденции и темпы внутреннего развития страны. По мнению американских экспертов, Абдалла II стоит «ближе к США», чем его отец король Хусейн. Иордания, наряду с Египтом и Саудов-ской Аравией считается наиболее близким арабским военно-политическим партнером США на Ближнем Востоке. Со своей стороны, иорданское руко-водство рассматривают Соединенные Штаты в качестве основного стратеги-ческого партнера королевства. Американцы оказывают Иордании значитель-ную экономическую, финансовую и военную помощь. В числе первых в арабском мире Иордания в 1996 г. получила статус «союзника США вне НА-ТО». Между Амманом и Вашингтоном поддерживается регулярный диалог на высшем уровне. В то же время королевство не пошло на предоставление США постоянных военных баз на своей территории. Поступательно разви-ваются многоплановые отношения Иордании с Великобританией и другими странами Запада.

Большое внимание Иордания уделяет отношениям с арабскими стра-нами, в первую очередь, с соседними. Особе место здесь занимает Ирак. По-сле свержения режима С. Хусейна королевство из всех арабских государств наиболее активно контактирует с новыми иракскими властями, оказывало им всяческое содействие, в т. ч. в деле подготовки кадров для иракской армии и полиции. В 2008 г. Абдалла II первым из арабских лидеров посетил с визитом Багдад. Перманентная нестабильность в Ираке, исходящая из этой страны угроза терроризма и религиозного экстремизма, представляет серьезную опасность для Иордании. Именно поэтому Амман выступает за скорейшее политическое урегулирование в Ираке, рассматривая его как неотъемлемую часть обеспечения национальной и региональной безопасности. Сложной в двусторонних отношениях остается проблема иракских беженцев в Иордании (400-500 тыс. человек). Их пребывание легло тяжелым бременем на экономи-ку королевства, серьезно ухудшило ситуацию в социальной сфере.

В отношениях с Сирией, несмотря на различия во внешнеполитической ориентации, в последние годы не отмечалось значительных осложнений. Абдалла II регулярно контактирует с президентом САР Б. Асадом. В 2004 г. стороны подписали соглашение об окончательной демаркации границы.

Тесные политические и иные связи Иордания поддерживает с Египтом, Саудовской Аравией и другими аравийским монархиями. Большое значение для королевства имеет финансовая помощь нефтедобывающих стран Аравии.

Отношения Иордании с Ираном эксперты оценивают как «прохладные». Иордания опасается усиления иранского влияния в регионе, в т. ч. в Ираке. У сторон принципиально разные подходы к арабо-израильскому уре-гулированию. В Аммане выступают против создания Тегераном ядерного оружия, но при этом не поддерживают идею нанесения Соединенными Шта-тами или Израилем удара по иранским ядерным объектам.

В последние годы заметное развитие получили отношения с Россией в политической, военно-технической и других областях.

В целом, как видится, Иордания продолжит проведение умеренного внешнеполитического курса, нацеленного на надежное обеспечение внешней безопасности королевства, причем основной упор, как и прежде, будет сделан на развитие отношений стратегического партнерства с США и другими ведущими странами Запада.

63.09MB | MySQL:102 | 0,637sec