К заявлению руководства Афросоюза по Сомали

Совет безопасности и мира Африканского союза (СБМ) на своей внеочередной сессии 17 октября с.г. обратился со срочным посланием к Совету Безопасности ООН с просьбой в возможно сжатые сроки рассмотреть возможность принятия дополнительных мер по обеспечению безопасности в районе Африканского Рога. Прежде всего, речь идет об объявлении территории бывшего Сомали зоной, над которой запрещены любые полеты авиации (кроме ооновских бортов) и установление жесткого контроля над морскими портами. Предполагается, что это должно прекратить массовую инфильтрацию террористов и радикалов в Сомали, а также ограничить логистические возможности для поставок топлива и оружия. СБМ также выразил «высшую степень озабоченности» в отношении ситуации, которая складывается в Сомали. Среди других мер, на которых настаивает Афросоюз, — усиление военно-морского патрулирования; более активная поддержка миротворческих сил АС со стороны ООН, а также четкое определение формата сотрудничества между Афросоюзом и ООН.

Если рассмотреть это событие через призму происходящего сейчас в Сомали, то необходимо констатировать, что все попытки амбициозного руководства Афросоюза самостоятельно урегулировать сомалийский кризис доблестно провалились. Собственно ничего другого ожидать не следовало в силу ряда причин, ключевой их которой является элементарное отсутствие финансов для того, чтобы эффективно проводить необходимые мероприятия по кардинальному искоренению сомалийских радикалов из группировок «Аш-Шабаб» и «Хизб Аль-Ислам». Сомалийская миссия ООН АМИСОМ в основном представлена силами того же Африканского союза (около 10 тыс. военнослужащих из Уганды), а сама миссия имеет статус «гибридной». Все «гибридное» с боем получает финансирование из штаб-квартиры ООН, так как за самостоятельность необходимо всегда платить. Вот собственно африканцы за нее теперь и расплачиваются. По оценкам СБМ АС, «для нормализации ситуации в Сомали необходимо увеличить представительство АМИСОМ до 20 тыс. военнослужащих и 1680 полицейских (560 экспертов и 8 отдельных отрядов по 140 полицейских в каждом). То есть превращения ее в крупнейшую на континенте.

Последнее обращение руководства Афросоюза является по существу «криком о помощи», поскольку США пока неохотно рассматривают вопрос о финансировании посылки дополнительных вооруженных сил АС в Сомали. Причина видимо в том, что аналитики Пентагона просчитали ситуацию и пришли к выводу, что для поддержания «статус кво» уже дислоцированных сил достаточно, а амбиции руководства АС «в отношении собственной независимости» необходимо немного сдержать. В крайнем случае, Руанда уже готова направить в Сомали свой контингент, но на него нет финансирования. Но бесконечная посылка войск без изменения мандата АМИСОМ и придания функций «наступательности», а не «сдерживания» является бесполезным занятием. Необходимо приступать к решительным действиям по военному разгрому радикалов, иначе ситуация действительно может выйти из-под контроля.

Обязательно следует кардинально пересматривать не только формат мандата миссии, но и определиться с симпатиями и антипатиями непосредственно внутри пока лояльного переходного правительства в Могадишо. В нем сейчас происходит классическая «драчка» за власть: президенту Шейху Ахмеду удалось отправить в отставку премьера О.Шармарке, на очереди спикер парламента Амин. На это все можно было бы закрыть глаза, но вся беда в том, что борьба за власть происходит в группе людей, которые удерживают при помощи иностранных штыков один квартал в Могадишо. Совершенно очевидно в этой связи, что пришло время «менять ориентиры» и активно искать реально весомую фигуру, способную если не контролировать полностью страну, то хотя бы эффективно противостоять той же «Аш-Шабаб». Без этого выполнения этого условия результаты любой иностранной военной интервенции будут половинчатыми и недостаточными; придется на постоянной основе держать в Сомали внушительный контингент миротворцев. Одновременно необходимо «сломать» общий негативизм Афросоюза по вопросу государственного признания уже существующих анклавов (Сомалиленда и др.), которые доказали свою «живучесть» на деле. Надо признать очевидное и перестать питать иллюзии по вопросу сохранения единого Сомали. Только при выполнении этих условий должно и нужно финансировать посылку дополнительных войск АС в Сомали, иначе трата денег «будет бестолковой забавою».

Касаясь темы введения воздушной и морской блокады, необходимо понять, что она будет являться актуальной только в контексте общего комплекса вышеперечисленных мер. Руководство АС очень прозрачно при этом намекает на Эритрею, которая считается основным поставщиком оружия и топлива для «Аш-Шабаб». Кроме того, на территории этого очень проблемного государства якобы находятся и лагеря этой организации. Что касается самой темы поставок оружия (и не только «Аш-Шабаб»), то Эритрея является лишь «передаточным звеном». Необходимо «копать» глубже, и в частности, осознать, что все это оружие идет из Йемена, а топливо – из КСА и частично Ирана. Контрабанда – это очень давний и традиционный бизнес в регионе, и ко всему прочему, очень прибыльный. Им занимается собственно само йеменское руководство, и разговаривать на эту тему необходимо, прежде всего, с ним. Причем явно не с позиций Афросоюза.

Естественно, что пора заканчивать с «партизанской вольницей» и в Эритрее, руководство которой в своем «антиэфиопском угаре» готово «пригреть» у себя кого угодно, лишь бы «насолить» Аддис-Абебе. Морская и воздушная блокада должна в этой связи распространяться и на побережье Эритреи, которую можно призвать к порядку только жесткими мерами.

Но все эти меры должны идти синхронно, иначе они будут терять свою эффективность и будут только полумерами. Кстати, они позволят кардинально сдвинуть с «мертвой точки» проблему пиратства, которое превращается в основной источник финансирования для радикалов на Африканском Роге. То есть необходимо подходить к решению проблемы комплексно, а не по «частям». Ликвидация или серьезная деформация каналов финансирования сама по себе способна серьезно подорвать позиции той же «Аш-Шабаб».

Теперь основной вопрос заключается в том, насколько готово к осуществлению этих мер в Вашингтоне. Судя по всему, пока окончательного решения по изменению своей стратегии в регионе нет. Пентагон начинает потихоньку наращивать свой кулак в Джибути, на сегодняшний день группировка войск увеличена до 3,1 тыс. человек. Этого абсолютно не достаточно для проведения каких-либо активных наступательных действий. Речь идет, прежде всего, о наращивании технического потенциала для проведения т.н. «тайных операций», основную часть которых составляет апробированная в Афганистане и Ираке модель использования беспилотников. Одними беспилотниками решить проблему в принципе невозможно, это является вспомогательным средством, не более. Резкая отповедь руководству Афросоюза по вопросу финансирования посылки дополнительных военных сил в Сомали свидетельствует о том, что эта тактика в ближайшее время не изменится.

62.84MB | MySQL:102 | 0,488sec