Еще раз об американской тактике в Афганистане

Командующий американскими войсками в Афганистане генерал Д.Петрэус объявил о начале завершающей стадии операции по «освобождению провинции Кандагар». То есть все это время, если верить генералу, шла «подготовительная работа», важная часть которой была связана с «завоеванием симпатий населения». В этом тоже был достигнут прогресс, и в некоторых населенных пунктах даже открылись начальные школы. Американские войска сейчас действуют в формате двух оперативных зон: северо-западной и северо-восточной. По замыслу до конца зимы американцы должны освободить территорию провинции от талибов и установить над ней контроль центрального правительства. Сразу согласимся, что заявленные цели несомненно будут выполнены и вот почему.

Американцы начинают свои операции зимой, когда каждый уважающий себя талиб не мерзнет в горах, а отдыхает на своей базе в Пакистане или возвращается к себе домой и превращается в простого жителя. В этой связи ожидать штурмов хорошо укрепленных районов и долгоиграющих военных операций не надо. При этом обратим внимание на один аспект действий войск коалиции. В отличие от советских войск они не используют тактику искусственного блокирования путем подрывов горных троп и дорог с целью нарушения каналов перемещения грузов и живой силы из Пакистана. Советские войска сделали такую работу регулярной практикой, что сразу же резко обостряло проблему пополнения боеприпасами и продовольствием отрядов моджахедов. В этой ситуации повстанцы были вынуждены «вылезать из нор» и пытаться захватить конвои советских и правительственных войск или стационарные склады. С учетом того, что конвои двигались по «пристреленным маршрутам», зачастую под прикрытием вертолетов, моджахеды несли большие потери, что естественно сразу же сказывалось на их боеготовности. Американцы этого не делают, и это позволяет талибам даже с учетом снега на перевалах спокойно перемещаться из Афганистана в Пакистан и обратно. Умышленно или нет, но перед своим решающим наступлением командование войск союзников просто сильно «облегчило» свою задачу. Это говорит не о недальновидности американцев, а о том, что они не собираются воевать в Афганистане «всерьез и надолго».

Вторая особенность заключается в том, что разделение войск на формат «две оперативные зоны» связан с разными целями этих групп. Северо-восточная группа нацелена на боевые действия и военный разгром Исламского движения Узбекистана, чьи отряды компактно располагаются в этом секторе. Причем, насколько понятно из объяснений американского командования, с ИДУ собираются разбираться по полной схеме. Если это так, то это означает следующее: Пентагон решил максимально «зачистить» северные районы Афганистана от нелояльных сил, что отвечает общей стратегии превращения в дальнейшем этого района в опорную базу действий американского спецназа и сил радиоразведки. Указанный тезис подтверждается и решением Госдепартамента США более активно действовать в регионе Центральной Азии. За ним автоматически последуют и другие госструктуры США, включая Пентагон и ЦРУ. Правда, такая стратегия в основном официально объясняется китайской экспансией в Центральную Азию, но думаем, что одно другому не мешает.

ИДУ и ряд боевых отрядов, составленных из этнических татар, представляют сейчас наибольшую опасность для безопасности России. Совершенно очевидно, что после ухода США из Афганистана ИДУ начнет экспансию в Узбекистан, что грозит серьезно дестабилизировать ситуацию в регионе. За этим стоит не только идеология самого движения, но и желание нынешнего руководства в Турции изменить геополитическую ситуацию в Узбекистане, лидер которой И.Каримов упорно препятствует желанию Анкары возглавить тюркоязычное сообщество в регионе. Конфликт между ним и турецким руководством достиг своего апогея, и узбекский лидер с завидным упорством отвергает все приглашения турецкой стороны посетить Анкару для участия в саммитах «тюркоязычного сообщества». Ко всему прочему, часть идеологического руководства ИДУ спокойно проживает в Турции, из чего следует вывод о полном турецком контроле над деятельностью этой организации.

Американская стратегия в настоящий момент свидетельствует о том, что в Вашингтоне сделали свой выбор в пользу подконтрольного Ташкенту движения узбеков на севере Афганистана. Заигрывания с ИДУ со стороны военной разведки США закончились около двух лет назад, и в нынешней политике заложена «мина» (правда, не очень опасная) под американо-турецкие отношения.

Еще одной проблемой для Вашингтона станет растущее противоречие между Кабулом и нацменьшинствами, что связано с несправедливой системой проведения выборов. В результате в парламенте этнические меньшинства будут представлены, мягко говоря, недостаточно. Указанное обстоятельство используется Кабулом для откровенного «выкручивания рук» и принуждения тех же таджиков и узбеков принимать свои правила игры. То есть пресловутое пуштунское доминирование вновь «вылезает наружу». А ведь основу современной афганской армии составляют те же узбеки и таджики и все это очень негативно сказывается на их желании воевать.

Для России имеет большее значение наличие в рядах боевиков выходцев непосредственно из нашей страны. Сейчас некоторыми экспертами усиленно муссируется тезис о наличии в Афганистане и Пакистане большого количества боевиков и радикалов из Северного Кавказа, которые вдруг возьмут и переместятся в родные места. Они там действительно присутствовали в разное время и разном количестве. Например, целых три выходца из Кабардино-Балкарии, которые потом сидели в американской тюрьме в Гуантанамо, а после экстрадиции в Россию приняли участие в нападение на Нальчик. На самом деле давайте называть вещи своими именами. Да, северокавказские радикалы в Афганистане и Пакистане (и не только там, вспомните троих убитых во время разгрома «ФАТХ Аль-Ислам» в Ливане) присутствуют, но присутствуют фрагментарно и единично. В отличие от тех же татар, они распылены по разным отрядом и не представляют сплоченную боевую силу с единым центром управления. Именно наличие такого командования и подразумевает возможность организованной переброски боевых отрядов из одного государства в другое. Может кто-то из них и вернется на Северный Кавказ, только общей картины это не изменит и на ситуацию не повлияет. Поэтому и рассматривать эту проблему надо больше с точки зрения «наемничества», нежели с точки зрения реальной угрозы национальной безопасности.

52.18MB | MySQL:103 | 2,188sec