О ходе подготовки к оглашению итоговых результатов парламентских выборов в Афганистане

Ход рассмотрения итогов парламентских выборов в Афганистане продолжает оставаться одним из ключевых вопросов внутриполитической повестки дня этой страны. В условиях продолжающегося почти 10 лет процесса становления афганской системы государственного управления сложно было ожидать, что сами выборы в высший законодательный орган страны и определение результатов голосования пройдут гладко. Отчасти свидетельством этому стало откладывание оглашения итогов волеизъявления граждан до 31 октября текущего года (напомним, что сами выборы состоялись более месяца назад – 18 сентября).

Вместе с тем, вполне ожидаемым было бы обеспечение Кабулом и поддерживающими официальные афганские власти иностранными военными присутствиями максимально прозрачного избирательного процесса. В противном случае сложно было бы избежать нарастания критики в связи с беспомощностью нынешней администрации Х.Карзая, начало которой было положено скандальным ходом прошлогодних выборов президента страны. Сложившаяся тогда ситуация ударила в первую очередь по самому президенту Афганистана, но и рикошетом отразилась на участниках Международных сил содействия безопасности, общественное мнение которых до сих пор выражает серьезные сомнения относительно целесообразности поддержки коррумпированного и имеющего все меньшую поддержку электората режима.

Однако при всем при этом ситуация, по всей видимости, повторяется. Так, по данным афганских и западных источников, пока не подтверждаемых официально, число сфальсифицированных бюллетеней, поданных в рамках парламентских выборов, достигает 25% от их общего количества. Т.о., в случае признания этих данных Независимой избирательной комиссией (НИК) Афганистана в полном объеме, при определении итоговых результатов исключению будут подлежать от 800 тыс. до 1 млн голосов избирателей. При этом соответствующий процесс уже запущен. Так, НИК аннулировала частично или полностью бюллетени с 430 избирательных участков. В отношении 830 из них продолжаются проверки.

В силу уже отмеченной незаинтересованности Х.Карзая и его зарубежных партнеров в вынесении на суд общественности имеющихся в избирательной, и в целом политической, системе Афганистана серьезных проблем автор статьи полагает, что за решением не препятствовать распространению информации об аннулировании значительного числа бюллетеней стоят политические интересы президента Х.Карзая и его ближайшего окружения.

По всей видимости, до последнего момента у афганского лидера сохранялась надежда на возможность в рамках существующей избирательной процедуры добиться формирования лояльного ему парламента. В целом, такой же позиции придерживались, очевидно, США и их западные союзники, которым расшатывание политической системы Афганистана, усиление противостояния исполнительной и законодательной ветвей власти было бы не с руки ввиду их стремления обеспечить спокойный политический ландшафт для последовательной реализации стратегии ухода из Афганистана.

Однако имеются основания полагать, что ситуация стала развиваться не по этому сценарию. Оппозиционные Х.Карзаю силы, возглавляемые бывшим министром иностранных дел страны А.Абдуллой, уже сейчас заявляют о гарантированном получении ими 88 мест (конституционное большинство в нижней палате Афганистана, депутаты которой избирались в ходе выборов 18 сентября, составляет 130 мандатов).

Вряд ли стоит сомневаться в способности оппозиционных сил добиться существенного присутствия в законодательном органе и если не обеспечить проведение собственной линии, то хоты бы заблокировать значительную часть предлагаемых Х.Карзаем инициатив. В числе находящихся в зоне риска и наиболее приоритетных для президента Афганистана шагов – завершение затянувшегося процесса формирования национального правительства и насыщение конкретным содержанием программы национального примирения.

В основе такого вывода – существенная оппозиция афганской общественности проводимому Х.Карзаю курсу. Речь идет не только о его неспособности обеспечить восстановление безопасности страны и выстроить более-менее равноправные, партнерские отношения с участниками коалиционных сил, но и коррумпированности его администрации, социально-экономическом коллапсе, отсутствии готовности учитывать мнение разнообразных политических и этнических групп при осуществлении национальной политики.

При этом если для недовольных Х.Карзаем представителей пуштунского населения основным способом выражения своей оппозиции действующему правительству остается вхождение в ряды талибских формировании и их союзников или поддержка их деятельности, то не пуштунские силы ввиду отсутствия собственных дееспособных вооруженных группировок вынуждены обратиться к политическим рычагам обеспечения своих интересов.

В этой связи, по мнению автора, основу ведомых А.Абдуллой сил и, соответственно, большую часть оппозиционных депутатов парламента составят именно представители не пуштунских сил Афганистана.

В свете указанной электоральной поддержки политических оппозиционных движений у Х.Карзая, по всей видимости, крайне сужено поле для маневра. По сути, единственным средством недопущения утраты контроля над парламентом у него остается лишь пересмотр итогов голосования на участках, расположенных в тех областях, где влияние А.Абдуллы и его сторонников наиболее велико. Отсюда – вынужденная утечка в СМИ данных о числе «сфальсифицированных» бюллетеней.

Другое дело, что такая линия отнюдь не дальновидна. Даже если большая часть поданных за оппозиционных депутатов голосов окажется аннулирована, это отнюдь не будет исключать дальнейшего нарастания внутриполитических противоречий. Более того, используя такой дискриминационный подход в качестве средства мобилизации сторонников, А.Абдулла способен существенно укрепить свои ряды. Это же вполне может создать искушения разом разрубить «гордиев узел», в том числе путем вооруженного противостояния с официальным Кабулом.

52.25MB | MySQL:103 | 0,501sec