Размышления о включении М.Баргути в список по обмену на израильского военнослужащего Г.Шалита

Саудовская газета «Аль-Мадина» сообщила, что израильское руководство согласилось внести бывшего командующего военизированного крыла ФАТХа М.Баргути в список лиц, которых предполагается обменять на пленного капрала Г.Шалита. Эта информация вызывает ряд размышлений и требует некоторых уточнений.

На самом деле «стопроцентной информации» о таком решении премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху пока нет, что совершенно не исключает подобного варианта развития ситуации. Более того, последние события в ООП делают это вполне вероятным. Речь идет о решении М.Аббаса начать под эгидой Дамаска переговоры с ХАМАСом о включении движения в переговорный процесс. На самом деле речь идет о консультациях по вопросу: «реформация ООП взамен на сохранение президентства М.Аббаса» (что, кстати, однозначного отторжения в Дамаске не вызвало). Сразу отметим, что эти договоренности в случае их реализации имеют непосредственное отношение к проблеме БВУ лишь косвенно. Вернее, речь идет о том самом «внутрипалестинском диалоге», без которого никакого прогресса на палестино-израильских переговорах ожидать не приходится. Но достижение указанного консенсуса, по оценке нынешнего лидера ООП, преследует немного другие цели.

Дело в том, что после проведения последних «прямых» переговоров с Израилем, никакой веры в скорый прогресс на них у М.Аббаса не осталось. Последняя сессия ЛАГ в принципе дала ему месяц на определение путей выхода из сложившейся патовой ситуации, связанной с концом моратория на строительство новых израильских поселений. Если более определенно, то менее чем через месяц М.Аббас должен предоставить свои варианты дальнейших действий. Они соответственно либо получат легитимизацию со стороны ЛАГ, либо нет. В случае одобрения эти варианты становятся солидарной позицией организации во всех международных организациях, включая ООН. В этой связи мы наблюдаем повышенную дипломатическую активность лидера ООП.

Вариант, к которому склоняется М.Аббас, в общем-то давно обнародован им самим. Это провозглашение в одностороннем порядке «Палестинского независимого государства в границах 1967 года», либо инициирование подобного запроса в Совет Безопасности ООН при поддержке ЛАГ. Изменения, которые сейчас дискутируются в рамках проводимых консультаций, незначительны. Например, упоминать ли при этом «со столицей в Восточном Иерусалиме», или нет. Против этого, кстати, выступают США, с которыми палестинский лидер сейчас также совещается по этому вопросу.

Но основной вопрос в следующем и этим объясняются контакты М.Аббаса с ХАМАСом: для того чтобы провозгласить такое государство необходимо достигнуть компромисса с движением, которое уверенно контролирует значительную часть этого государства. В случае наличия подобной договоренности с ХАМАСом этот вариант приобретает несколько иные очертания и перспективы, в том числе и поддержку этой идеи фактически всем мусульманским миром, включая и те государства, для которых включение ХАМАСа в строительство новой палестинской государственности является принципиальным условием (Катар, ОАЭ, Малайзия). Фактически предопределена позитивная реакция на это и большинства стран Латинской Америки. В этом случае идею в той или иной редакции могут поддержать и США. Это, несомненно, поднимет их рейтинг в мусульманском мире, чего так безуспешно добивается Вашингтон, и что для него важно в связи с событиями в Ираке и Афганистане. Такие схемы с американцами сейчас обсуждаются, и с порога ими не отвергаются, что, однако, не делает реакцию Вашингтона предсказуемой и определенной.

Но за союз с ХАМАСом и сохранение за собой поста председателя ООП М.Аббасу надо «заплатить» реформой этой организации, что означает интегрирование хамасистов в ее политическую структуру, которая, кстати, признана на международном уровне в качественного самостоятельного игрока. В этом случае освобождение М.Баргути и его возможная политическая активность большой опасности для лидера ООП уже не представляют. Да и для ХАМАСа, он представлял, прежде всего, интерес с точки зрения именно решения задачи «входа» в ООП. М.Аббас боялся того, что М.Баргути будет проводить раскольническую деятельность, подкрепив свой авторитет финансовой поддержкой ХАМАСа, без которой просто авторитета может уже быть недостаточно. Хотя автор на месте тех же израильтян или М.Аббаса М.Баргути с «политических счетов» окончательно бы не списывал. Он может стать востребованным в случае усиления политической смуты в ООП и осознания необходимости «сильной руки» для ее преодоления.

Дело в том, что помимо Израиля, отрицательно настроенного к одностороннему провозглашению независимости, не определившихся США, существует и очень серьезная оппозиция сближению с ХАМАСом внутри ФАТХа. Оппозиционеры тоже неоднородны: кто-то просто ненавидит хамасистов (М.Дахлан), кто-то понимает, что этот альянс вызовет реформу ООП и соответственно станет толчком к смене руководства (Ясир Абд Рабо). Эта внутренняя оппозиция очень серьезна и влиятельна, и совсем не очевидно, что М.Аббас сможет с ней справиться, даже руководствуясь самыми сильными инстинктами своего политического выживания.

Что же касается Израиля, то для Б.Нетаньяху приоритетной задачей становится поднятие своего рейтинга внутри страны. Это следует и из возобновления строительства поселений, и из нынешних контактов по обмену Шалита. Судя по всему, других вариантов решения проблемы премьер-министр Израиля уже не видит, и решил больше не слушать своих «силовиков», которые традиционно сулят большие неприятности в случае обмена и обещают освободить Шалита свойственными им «специфическими методами». Действительно, М.Баргути во многом уже не тот, да и в случае чего его снова можно будет нейтрализовать довольно быстро. Так что решение о включении М.Баргути в список по обмену израильский премьер-министр, скорее всего, принял еще до официального объявления о возобновлении переговоров

Возобновление переговоров по условиям обмена Шалита, которое было «подарено» немецким посредникам, это и «мягкий щелчок» по Анкаре в связи с ее амбициями на роль основного регионального посредника. Успех (если он еще будет) праздновали к тому же оппоненты вступления Турции в ЕС, что турецкому руководству обидно.

Но успех нового раунда переговоров не очевиден: ХАМАС требует освободить помимо М.Баргути целый ряд других заключенных, что пока для Израиля неприемлемо. Этот момент совершенно спокойно могут использовать те же турки и «перебросить мячик» обратно израильтянам. На этот раз окончательно.

52.21MB | MySQL:103 | 0,635sec