Судан: момент истины для Абъея

Лидер Южного Судана С.Киир выступил 17 ноября с.г. на конференции племенной верхушки динка-нгок. Общий лейтмотив выступлений южносуданского лидера следующий: штат Абъей принадлежит только динка и южносуданское правительство не подпишет ни одного соглашения с Хартумом по вопросам разделения властных полномочий, водных или нефтяных ресурсов без урегулирования этого вопроса. При этом было отмечено, что такая постановка вопроса совершенно не исключает уважения права арабского кочевого племени миссерия на использование пастбищ штата. Более того, «второй человек» в иерархии Южного Судана Р.Машар, встречаясь с представителями фонда Картера, заявил, что Джуба абсолютно готова к установлению режима «прозрачных границ» между Севером и Югом в случае приобретения последним независимости. При этом такой режим будет отвечать не только нуждам тех же миссерия, но и будет способствовать сохранению и развитию уровня двухсторонней торговли. И Р.Машар, и С.Киир автономно друг от друга подтвердили тезис о том, что объявление независимости Южного Судана не повлечет автоматически прерывание двухсторонних отношений и конец переговоров. Р.Машар вообще был точнее в формулировках, что объясняется, прежде всего, форматом встречи. Американцы хотели конкретики, и они ее получили. С.Киир был вынужден больше играть «на толпу» в силу очевидной пропагандистской доминанты этого форума, поэтому он старался напирать исключительно на исторические права динка.

Р.Машар отметил, что переговоры по вопросу государственного отделения должны проходить плавно. Он подтвердил, что Джуба вполне спокойно относится к идее сохранения единого гражданства на период как минимум «переходного периода». Более того, по его оценке, это является единственным выходом из сложившейся ситуации, так как невозможно представить, что сразу же после провозглашения независимости около 2 млн южан, постоянно проживающих на севере Судана, станут одномоментно апатридами. Эта тема вообще очень болезненна для Хартума, так как те же динка-нгок в массовом порядке сейчас возвращаются в родной штат Абъей для того, чтобы проголосовать в «нужном ключе», а затем плавно вернуться обратно. Судан, таким образом, превращается в классическую метрополию, в которую широким потоком хлынет недавно «угнетаемая масса» из южных штатов. Пока суданское руководство устами своих ретивых парламентариев только обозначила последствия для Джубы в случае не достижения компромисса по Абъею. Всех южносуданских уроженцев лишат права на социальную помощь, торговлю и, разумеется, паспортов. Правда, не совсем понятно, что делать дальше со всем этим «добром». То, что даже при этих условиях они не будут торопиться возвращаться на историческую родину, абсолютно понятно. В этой связи Р.Машар предлагает «заморозить» ситуацию с гражданством, что для южан предельно важно. Можно только представить себе в каком трудном положении окажется Джуба, если два миллиона очень злых граждан будущего независимого государства переедут в очень короткий период времени на Юг. Этим тоже определяется взвешенная позиция Р.Машара, но не только.

Необходимо учитывать различные вектора действий двух южносуданских лидеров, о которых мы уже упоминали. С.Киир – этнический динка, а Р.Машар – нуэр, который тяготеет к экваториальным штатам. Вся «продинковская» риторика С.Киира в связи с Абъеем не затрагивает коренных устремлений Р.Машара, который настроен, прежде всего, на развитие дальнейших отношений с Угандой и Кенией с сохранением статуса кво с Хартумом, ради чего и готов пойти на компромисс с северянами по нефтяным полям в Абъее. Р.Машар не имеет той заинтересованности в нефтяных доходах, которую имеет С.Киир и руководитель его администрации Л.Бионг. Последний как раз является представителем динка-нгок и уроженцем Абъея. Для него это вопрос жизни и власти. Для Р.Машара – вопрос дальнейшего финансового усиления динка, с которыми предстоит делить власть в независимом государстве.

На этом фоне состоялось еще одно примечательное событие. Лидер «африканских мудрецов» бывший президент ЮАР Т.Мбеки, который стал главным посредником по диалогу сторон вокруг Абъея, доложил в штаб-квартире Афросоюза 17 ноября с.г. результаты своей деятельности. Пока общественность удалось обрадовать только фактом «заключения рамочных соглашений» между двумя сторонами о том, что они «признают любые результаты предстоящего референдума. Стороны выступают за безусловное выполнение ВМС и категорически отказываются от идеи возобновления гражданской войны». Сам по себе этот факт еще раз свидетельствует в пользу того, что стороны не рассматривают для себя в качестве реального вариант решения вопроса военными средствами. Как мы уже говорили, война просто невыгодна обеим элитам. Вопрос переместился в плоскость экономики и денег, которые «не любят шума». На самом деле определяется не судьба динка или миссерия, ибо технически он уже решен. И решен без затей: все готовы оставить все так, как это было на протяжении многих веков. Решается вопрос дальнейших правил игры по нефтяной отрасли с учетом нового статуса Юга. Южане пытаются выторговать для себя в этом вопросе дополнительную маржу, чему противиться Хартум. Суданские руководители справедливо полагают, что необходимо оставить пока все так, как оно есть, т.е. «половина на половину». Представляется, что эта точка зрения на вопрос и возобладает, тем более что она фактически поддержана комиссией Арбитражного суда в Стокгольме. Само по себе это является определяющим условием и точкой отчета, от которой основные внешнеполитические игроки в том числе и США будут отталкиваться в своих действиях на этом направлении.

Однако Т.Мбеки не ограничился только общими декларациями. Он заявил, что 22 ноября с.г. в Хартуме встретятся О.аль-Башир, О.Таха и С.Киир. Очень даже возможно, что именно по итогам этих консультаций и будет достигнут некий компромисс, вероятность которого бывший президент ЮАР оценил «как весьма высокую». Тем более что на конференции динка-нгок в Абъее С.Киир не только произносил пафосные речи, но и совещался в кулуарах с племенной верхушкой. Как видится, происходила последняя «сверка часов» перед знаменательной встречей.

Такое решение по Абъею, который снимает тормоз с процесса завершения ВМС, будет приветствоваться США. По большому счету Вашингтону все равно, кто будет контролировать нефтяные поля в Абъее, поскольку их присутствия там нет, и видимо не предвидится. Это следует из совместного заявления Хартума и Джубы о том, что разделение государства ни в коем случае не «повлияет на пересмотр ранее заключенных договоров с иностранными компаниями».

52.22MB | MySQL:103 | 0,651sec