Размышления о возможности М.Дахлана стать лидером ФАТХа

Стало известно, что ряд эмиссаров ФАТХа во главе с М.Дахланом направили депешу в Госдепартамент США с предложением о смещении лидера ФАТХа и ООП М.Аббаса с его поста. Мотивируется это тем, что для придания нового импульса мирным переговорам в формате БВУ необходим новый, более гибкий и прагматичный руководитель. Естественно, что таковым является исключительно М.Дахлан. Он же, по оценке авторов этой депеши, сможет в качестве нового министра внутренних дел ПНА «справиться с влиянием ХАМАСа и навести порядок в секторе Газа». Такого рода послания направленные через голову своего пусть даже номинального руководства, означает «объявление войны». Но кроме этого, это еще свидетельствует и о «последней» отчаянной попытке «заскочить на уходящий поезд». М.Дахлану не везет, он уже несколько раз проигрывал битву за верховную власть. Некогда яркий представитель «молодого крыла», могущественный руководитель разведки, министр внутренних дел, советник главы ООП по вопросам безопасности, М.Дахлан всегда был в числе «потенциальных преемников», но так и остался в этом качестве. Сначала его «отставил» Я.Арафат, потом «обижал» М.Аббас. Теперь он предпринимает последнюю попытку. Она характерна и знаменательна по своей сути, поскольку показывает, насколько велик авторитет М.Дахлана в организации. Обращаться к американцам с просьбой помочь ему вернуться во власть означает только одно: его шансы получить власть в ФАТХе путем достижения консенсуса с основными крыльями организации приближаются к нулю. Располагая компроматом по долгу своей прежней службы на всех крупных и средних функционеров ФАТХа и ООП, М.Дахлан оказался бессильным против знаменитой системы палестинской бюрократии, которая едина в своем неприятии этого очень жестокого и беспринципного силовика. Последней опалой для М.Дахлана стало отстранение от поста советника по безопасности в связи с его «ливанской эпопеей». Он совместно со своим «заклятым другом» Д.Раджубом пытался усмирить взбунтовавшихся функционеров ФАТХа в этой стране. В результате М.Аббас стал свидетелем того, как его советник пытается «под благовидным предлогом» создать себе базу поддержки в ливанских лагерях, без чего захватить власть в ФАТХе в целом представляется крайне проблематичным. Другими словами, свою командировку в Ливан М.Дахлан уже тогда (весной с.г.) пытался использовать для создания базы поддержки на палестинской периферии. Аналогичной деятельностью он пытался заниматься и в Иордании. Такая раскольническая активность не могла пройти незамеченной, и как следствие, последовала долговременная опала. Нынешний демарш сам по себе является констатацией того, что Дахлан не видит для себя иных путей выхода из этой опалы более приемлемым для перспективного политика путем.

Отметим сразу один нюанс. Обращение к американцам само по себе делает шансы на успех для бывшего шефа палестинских спецслужб очень призрачными. Вспомните для примера восторженную реакцию палестинской (и арабской улицы) на события «11 сентября». Эта реакция делилась в зависимости от темперамента и воспитания ровно на две части: или пляски, или молчаливое злорадство. США в глазах палестинцев, в том числе и самого высокого ранга, и среднего звена, не говоря уже о «простом народе», прочно ассоциируется с главным покровителем «сионистского врага», кто бы чего не говорил публично и как бы широко не улыбался. По этой причине более разрушительного для своей политической репутации шага трудно себе придумать, если только оставить за скобками вероятность аналогичного обращения, например, к премьер-министру Израиля Б.Нетаньяху.

У М.Дахлана есть еще один момент, который делает его шансы на власть маловероятными. Он не контролирует, в отличие от своего основного конкурента, палестинского премьер-министра С.Файяда, финансовые потоки. Мы ведем речь не о личном капитале, М. Дахлан человек далеко не бедный: достаточно вспомнить только приличные инвестиции в систему электронных средств коммуникации в ОАЭ. Но мы сейчас имеем ввиду каналы помощи ПНА из различных зарубежных источников по официальной линии, от которых он отрезан. И отрезан намертво. В этой связи воздействовать на своих партийных коллег только путем компромата является делом бесперспективным для получения поста лидера ФАТХа.

Отсюда прошение о помощи к американцам, которые в состоянии его пролоббировать как будущего главу ФАТХа. Во главу угла в обращении ставится намерение вести беспощадную борьбу с ХАМАСом, которым М.Дахлан уже давно пытается пугать Вашингтон. Это его главный «конек». Но при этом надо помнить, кто стоял за основанием в противовес тому же ХАМАСу печально известной организации «ФАТХ аль-ислам» в Ливане; кто курировал группировки в секторе Газа, которые похитили того израильского военнослужащего Гилада Шалита и т.п.

Еще один вопрос: изменится ли реально риторика ФАТХа, если предположить гипотетически приход М.Дахлана к власти?

Конечно, нет. Абсолютно понятно, что любой лидер будет вынужден повторять, как молитву, требования вернуться к границам 1967 года, раздела Иерусалима и замораживания строительства израильских поселений. Эта связано не только с тем, что исключительно данная постановка вопроса гарантирует физическое и политическое выживание этого лидера, но и обеспечивает ему бесперебойные финансовые потоки из мусульманского мира. Отказ от этих позиций просто невозможен, и личные симпатии и антипатии здесь имеют вторичное значение.

Воевать с ХАМАС в секторе Газа? Возможно, это устраивает Израиль, но каков сценарий этой войны? Очень сомнительно, что палестинцы ввяжутся в открытую гражданскую войну, им просто это никто не позволит сделать. Да и сами израильтяне почему-то отказались от идеи принести на своих штыках власть «парням Дахлана», которые безрезультатно «просидели» на своих египетских базах всю операцию «Литой свинец». Личная ненависть М.Дахлана к ХАМАСу делает невозможным для Вашингтона какие-либо маневры на этом направлении для привлечения движения в дальнейшем к процессу БВУ. Более того, это «ставит крест» на попытках США оторвать Сирию от Ирана и привлечению Дамаска к тем же мирным переговорам. Разговаривать с М.Дахланом сирийский президент Б.Асад не будет. А без Сирии говорить о полномасштабном и успешном процессе мирного урегулирования вообще не стоит всерьез. Это в Госдепартаменте США понимают, поэтому никогда не поставят на одиозную фигуру.

В связи с этим и в США, и в Израиле свой выбор в отношении приемника М.Аббаса уже сделали, им будет С.Файяд. Он должен стать представителем правительства «технократов», которые не связаны личными пристрастиями и будут в разы мобильнее в «выборе партнеров», в том числе и рамках т.н. «внутрипалестинского урегулирования». Во-вторых, С.Файяд во много раз «понятнее» для зарубежных инвесторов, что тоже немаловажно.

Рассмотрев нынешнее обращение и шансы М.Дахляна на верховную власть, мы вынуждены сделать одну ремарку, которая не отменяет ни в коем случае все вышесказанное. Совершенно не исключена вероятность того, что нынешнее обращение не имеет лично к М.Дахлану никакого отношения, а было инициировано его политическим конкурентами с целью компрометации. Так что если в ближайшее время мы станем свидетелями опровержения со стороны самого фигуранта, то удивляться сильно не следует.

52.19MB | MySQL:103 | 0,501sec