Размышления об утечках на сайте «Викиликс»

Документы, выложенные на сайте «Викиликс», продолжают будоражить умы интеллектуалов, которые рассуждают в основном на тему: а допустимо ли это в принципе; не является ли это предтечей новый эры, когда ничего не будет тайным, в том числе и личная жизнь и деликатные моменты деятельности государства? Оставим это на их усмотрение, поговорим на другую тему.

История с утечкой материалов интересна для нас с точки зрения организации системы безопасности в самих США в рамках их глобальной борьбы с исламским терроризмом. Вынуждены констатировать: вся эта история просто явилась высшей точкой того кризиса, в котором эта система сейчас пребывает. Оставим на совести обозревателей утверждения о том, что инцидент объясняется действиями какого-то сержанта, который по роду службы «сидел» на получении информации из Госдепартамента США, Пентагона и других силовых ведомств.

Сразу подпустим скепсиса. Для того чтобы получать и переправлять такой объем информации, необходимо сотня таких сержантов. Обратим внимание на то, что обязанности этого военнослужащего этим собственно и ограничивались. Естественно в силу своего уровня образования Б.Мэннинг (бывший официант), просто не мог все это анализировать и классифицировать по определению. В противном случае, вся эта система является театром абсурда. Характер и классификация материалов, выложенные для всеобщего обозрения, свидетельствуют о том, что Мэннинг имел доступ к базам, что не совсем понятно. Одно дело направлять информацию с одного адреса на другой, другое – спокойно заходить в базу и копировать там все, что угодно. Сразу отметим, что любое копирование с компьютеров в таких ведомствах невозможно: там стоит соответствующая блокировка. Этого не может делать даже аналитик: он в состоянии манипулировать данными только в рамках одной локальной сети, при этом четко фиксируется когда, на сколько и какие материалы он брал. Повторим: любое копирование, выход в Интернет и использование электронной почты исключено. Таким образом, сразу же возникает вопрос: как все это сержант делал; как передавал, и где и при каких обстоятельствах он вообще установил контакт с Д.Асанджем. В альтруизме Мэннинг ранее замечен не был, значит он не просто передавал эти материалы, а скорее всего продавал их. Но у директора «Викиликса», как выяснилось, не было денег. В любом случае это требует, как минимум, переговоров с покупателями, которых еще надо найти. Из сказанного следует два вывода: первый – либо это не Мэннинг; второй – либо степень хаоса в Пентагоне достиг своего апогея.

Отсюда вопросы к деятельности военной контрразведки, которая перед этим совершенно спокойно «зевнула» военного врача-исламиста, расстрелявшего «по идеологическим мотивам» своих сослуживцев на базе в Техасе. Если это ведомство «не работает» в центре, то остается догадываться о состоянии дел на «местах»: Афганистане и Ираке.

Теперь по сути самой системы сбора и анализа информации. Идея как всегда была хорошая. Некий «мозговой центр» в Пентагоне получал «без купюр» материалы из всех заинтересованных ведомств, анализировал их и выдавал конечный продукт. При этом автор не может понять несколько вещей.

Зачем военным в Ираке или Афганистане информация посольств о переговорах с саудовцами о ситуации в Ливане? Как соотносится мнение посла США в Москве об уровне коррупции в России с организацией наступательных операций в Кандагаре? Перечень можно продолжать. Суть в другом. То, что выложено в Интернете в рамках переписки по линии Госдепартамента США, имеет очень мало отношения непосредственно к чисто военной составляющей в Ираке или Афганистане. Отсюда возникает вопрос: с какой целью это направлялось в Пентагон?

Маловероятно, что Госдепартамент тупо направлял всю свою переписку без разбора. Значит, утечка происходила не на уровне Мэннинга, а из того центра, который готовит выводную информацию непосредственно для руководства страны по всем стратегическим вопросам, и речь здесь идет о компрометации самой администрации Б.Обамы очень влиятельными фигурами в руководстве страны. Вернее, в ее исполнительных органах.

В этой ситуации говорить об осуществлении какой-то разумной и согласованной политики по борьбе с исламистами просто наивно.

Теперь несколько слов об аргументах оппонентов «Викиликса» в отношении того, что эти публикации наносят ущерб национальной безопасности США. В частности, утверждается, что это угрожает жизням «американских друзей» (читай: агентуры) в тех же Ираке или Афганистане. Это требует комментариев.

Организация работы «в поле» имеет свою специфику, которая присуща и американцам. Никто никогда и нигде не называет имен своих агентов. Тем более, в переписках с центром. Во-первых, это нарушение правил конспирации. Во-вторых, центру этого не надо. Ему необходима суть и достоверность, а не источники. Более того, оперативники зачастую нигде письменно «не фиксируют» своих источников, дабы избежать возможной расшифровки. Поэтому говорить о какой-то угрозе их жизни из-за утечки аналитических материалов непрофессионально.

Повлияет ли как-то этот скандал на саму организацию работы с источниками в Афганистане или Ираке? Несомненно. И в этом основной ущерб «национальной безопасности США». Отметим при этом, что это коснется в основном Пентагона, поскольку ЦРУ в данном скандале никак не «засветилось». Хотя, несомненно, влияние этого очень скоро почувствует все американское разведсообщество. Состояние дел по сбору информации посредством агентуры и так не являлось его «сильной стороной», теперь ситуация становится катастрофической.

Все это потребует от американцев серьезной «перестройки» своей разведсистемы и избавления ее от множества «лишних звеньев». Теперь это уже вопрос не просто сохранения и повышения эффективности, но и элементарной безопасности: любое нагромождение «этажей» повышает в геометрической прогрессии риск повторения утечек. В частности, необходимо, по нашему мнению, срочно ликвидировать министерство национальной разведки, которое уже доказало свою полную ненужность. К сожалению, необходимо признать, что если в государстве существуют самостоятельные ведомства с собственными бюджетами и зонами ответственности, то скоординировать их не получится по определению. Назначать над ними «надзираюшего» еще глупее. Его активность будет этими ведомствами, безусловно, «потоплена». Единственный выход: создание узкой группы при президенте США, которая будет анализировать выводные документы этих структур, подготавливаемые ими для руководства. И только сам президент будет вправе вносить необходимые корректировки. Все остальное является бесполезным и дорогостоящим занятием.

42.31MB | MySQL:87 | 0,665sec