Ситуация в Сомали: ноябрь 2010 г.

Главное событие месяца в Сомали произошло 27 ноября, когда переходный парламент страны одобрил состав нового переходного правительства, предложенный премьер-министром Мохаммедом Абдуллахи Мохаммедом. Этому решению предшествовали несколько недель дискуссий среди парламентариев относительно процедуры утверждения нового правительства. В итоге из 343 депутатов, присутствовавших на заседании парламента, за доверие новому кабинету проголосовали 251 человек, 92 — против.

Новое переходное правительство стало действующим немедленно после его утверждения в парламенте. В составе нового кабинета — 27 министров и 18 вице-министров. Большинство мест в правительстве получили выходцы из сомалийских диаспор в США и Канаде.

Однако больше всего событий в ноябре в Сомали оказалось связано с пиратской активностью.

6 ноября стало известно, что пираты получили рекордный по объему выкуп в 9 млн долларов за освобождение сингапурского танкера «Голден Блессинг» и его экипажа, состоявшего из 19 китайцев. Это судно было захвачено пиратами еще в июне с.г. в водах Аденского залива, когда оно следовало из Саудовской Аравии в Индию. Первоначально назначенная сумма выкупа составляла 15 млн долларов, однако в ходе переговоров пираты согласились уменьшить требуемую сумму.

9 ноября заместитель генерального секретаря ООН Линн Паску констатировал перед Советом Безопасности ООН, что активность сомалийских пиратов растет, равно как и суммы требуемых ими выкупов. Он привел данные, согласно которым по состоянию на 4 ноября в руках пиратов находились 20 судов и 438 моряков. Всего за девять месяцев 2010г. пираты захватили 37 судов /за аналогичный период 2009г. — 33/, и это при том, что резко возросла антипиратская активность боевых кораблей разных стран, действующих в Аденском заливе.

Наиболее вопиющий случай произошел в начале ноября, когда пираты впервые атаковали военный корабль — испанский сторожевик «Инфанта Кристина». Для атаки они использовали ранее захваченное японское судно «Изуми», прикрывшись при этом живым щитом из членов его экипажа. Испанским морякам удалось сорвать атаку, не прибегая к использованию оружия.

12 ноября Уганда заявила, что мировое сообщество теряет время и деньги, поддерживая военно-морскую антипиратскую активность в Аденском заливе. Лучшим приложением расходуемых средств в Кампале считают обеспечение должного финансирования миротворческой миссии Африканского союза Амисом в этой стране. Уганда, бывшая по состоянию на ноябрь непостоянным членом Совета Безопасности ООН, предложила Совету «иную концепцию» антипиратской операции в Сомали, предусматривающую действия на земле и блокаду портов. По мнению Уганды, ее план антипиратских действий менее затратный и более эффективный.

Уганда наравне с Бурунди является главным поставщиком военной силы для контингента африканских миротворцев в Сомали Амисом, действующего на основании мандата ООН и насчитывающего 7500 человек.

11 июля в Кампале были совершены два теракта, в результате которых погибли 76 человек. Ответственность за их осуществление взяло на себя действующее в Сомали и близкое к «Аль-Каиде» радикальное исламистское движение «Аш-Шабаб». С того времени Уганда требует от Совета Безопасности ООН расширить полномочия африканских миротворцев и довести численность Амисом до 20 тысяч человек. Пока что Совбез никак не высказался на этот счет.

Что касается пиратской активности в водах, омывающих Сомали, то, как заметили эксперты, если поначалу этим ремеслом занимались отдельные группы, состоявшие из бывших рыбаков и бывших моряков ВМС Сомали, то в настоящее время пиратство превратилось в доходный бизнес. Им занимаются хорошо структурированные и оснащенные банды, располагающие собственными разведывательными сетями в соседних странах, а также командами опытных переговорщиков. Излюбленным местом для переговоров о выкупе стал Дубай. Оттуда же местными частными охранными предприятиями организуется доставка выкупа в Сомали на вертолетах. Затем часть средств возвращается в эмират в качестве комиссионных всевозможным посредникам. Требуемые суммы набираются с помощью действующей в ряде мусульманских стран неформальной финансовой сети «хавала», не оставляющей никаких следов от проведенных сделок.

Во второй по значимости после Дубая центр финансовой активности сомалийских пиратов превратилась Кения. В этой стране в последние три года фиксируется «необъяснимый» рост цен на недвижимость. По американским данным, через кенийские финансовые институты ежегодно отмывается до 100 млн долларов, возникших благодаря наркотрафику и пиратской активности.

Что касается Лондона, то он получил репутацию делового центра, где сходятся все каналы связи, через которые владельцы захваченных судов при посредничестве ряда охранных компаний ведут переговоры с пиратами.

В течение месяца ряд стран, направивших свои боевые корабли для борьбы с пиратами в зоне Аденского залива, предпринял усилия по юридическому обеспечению подобных действий.

21 ноября в Гамбурге начался первый за последние почти 400 лет в Германии судебный процесс над пиратами. Перед судом предстали 6 сомалийских пиратов, обвиняемых в атаке на германское судно в зоне Аденского залива. Все они были арестованы в апреле голландскими военными моряками, а затем переданы Германии. Первая проблема, с которой столкнулась германская Фемида — оказалось невозможным идентифицировать личности подозреваемых в пиратстве, равно как их возраст. Всем им угрожает наказание в виде 15 лет тюрьмы.

25 ноября французский парламент принял закон, позволяющий французским судам заниматься делами лиц независимо от их национальной принадлежности, подозреваемых в пиратстве вне территории Франции. Закон вновь восстановил понятие пиратства, исчезнувшее из французского права в 2007г. Он позволяет капитана кораблей, задержавших пиратов, изолировать их, а также проводить первичные следственные действия над ними.

Как считают эксперты, пока слишком мало стран решается на проведение судебных процессов над пиратами. Чаще их после «отлова» отпускают восвояси, что только поощряет их к возвращению к пиратской деятельности. Сами пираты утверждают, что они готовы провести несколько лет в тюрьмах Европы или США, чтобы потом получить там политическое убежище.

1 ноября глава британского МВД Тереза Мей объявила, что Лондон увеличил число стран, из которых запрещены чартерные рейсы в Великобританию. К фигурировавшему в этом списке Йемену Лондон добавил Сомали, сославшись на «возможность контактов между йеменской ветвью «Аль-Каиды» с террористическими организациями в Сомали». 8 ноября примеру Великобритании последовали США. Кроме того, американцы еще больше ужесточили досмотр багажа для выходцев из стран, где существует повышенная опасность терроризма.

15 ноября британская компания «Мейплкрофт» опубликовала рейтинг стран, наиболее подверженных террористической активности. В этом списке Сомали заняло «почетное» первое место, оставив позади Пакистан, Ирак, Афганистан, палестинские территории. Все они входят в группу стран «чрезвычайной террористической активности». Всего за год Сомали поднялось с четвертого места на первое, поскольку в период с июня 2009г. по июнь с.г. в стране было совершено по меньшей мере 556 терактов, в которых погибли 1437 человек. Впервые в группу стран «чрезвычайной террористической активности» попал Йемен, занявший 9 место со 109 терактами.

28 ноября президент Уганды Йовери Мусевени посетил с кратким визитом Могадишо. Это стал первый визит главы государства в Сомали за более чем 20 лет. В ходе визита Мусевени провел переговоры с представителями переходных властей Сомали, и в частности, с президентом Шарифом Шейхом Ахмедом. По имеющимся данным, в ходе переговоров обсуждались вопросы безопасности в Сомали.

В течение месяца продолжались бои между боевиками радикальных исламистских движений «Аш-Шабаб» и «Хизб аль-Исламия» — с одной стороны, и силами переходного правительства, которых поддерживают африканские миротворцы — с другой.

1 ноября в результате таких боев в Могадишо погибли по меньшей мере 12 человек. В ходе боев исламисты из движения «Аш-Шабаб» атаковали позиции угандийского контингента Амисом и сил переходного правительства на севере столицы в районе т.н.нулевого километра. В результате атаки правительственные силы потеряли 3 человека убитыми. В результате артиллерийского огня погибли также по меньшей мере 4 человека из числа гражданского населения.

17 ноября в результате очередной вспышки боев в Могадишо погибли по меньшей мере 20 человек из числа гражданского населения, свыше 50 получили ранения. Бои начались после того, как исламисты подорвали фугас на одной из улиц столицы, по которой в этот момент двигалась колонна бронетехники африканских миротворцев.

21 ноября по меньшей мере 20 человек погибли в результате столкновений между боевиками движения «Аш-Шабаб» и формированиями проправительственной группировки «Ахлу Сунна валь-Джамаа». В тот день отряды последней дважды атаковали позиции радикалов в районе деревни Вардумале в центральной части страны. Как утверждал представитель движения «Аш-Шабаб» в Могадишо, радикалы успешно отразили эти атаки. Эта версия событий была тут же опровергнута противоположной стороной, согласно которой «наши силы уничтожили противника в нескольких деревнях в центральной части страны».

Бои между формированиями двух движений продолжились 24 ноября и привели к гибели еще по меньшей мере 10 боевиков с обеих сторон. После этого представитель «Ахлу Сунна валь-Джамаа» заявил о «полной победе» его движения в этом регионе. Ответного заявления со стороны «Аш-Шабаб» на этот счет не последовало.

В целом, за месяц положение сторон кардинально не изменилось — силы переходного правительства контролируют несколько кварталов в Могадишо, большая часть города, равно как и страны, находится под контролем радикалов.

62.85MB | MySQL:102 | 0,454sec