Ситуация в Египте: декабрь 2010 г.

В начале месяца стали известны итоги парламентских выборов, 2-й тур которых прошел в воскресенье 5 декабря. Как и ожидалось, никаких сенсаций выборы не преподнесли. Правящая Национал-демократическая партия /НДП/ добилась 419 мест из 508, то есть она получила свыше 80 проц. мест. 15 мест получили оппозиционные партии, 70 — независимые кандидаты. Итоги выборов по 4 депутатским мандатам были признаны недействительными.

Сокрушительной победе ПНД способствовало то, что после первого тура голосования /проходил 28 ноября/ основные оппозиционные исламистские и светские партии приняли решение бойкотировать выборы. В итоге НДП получила 209 мандатов по итогам 1-го тура голосования, и 210 — по итогам второго. Эти итоги позволили наблюдателям утверждать, что в Египте в преддверии назначенных на 2011 год президентских выборов установился «однопартийный режим». Что касается самой НДП, то ее руководство рассчитывало своими победными результатами укрепить имидж страны и стабильность ее политической системы в существующем контексте неопределенности относительно того, кто поведет эту партию на президентские выборы. Как отмечали зарубежные дипломаты, одним из признаков внутренней слабости НДП стало то, что в ря де избирательных округов представители правящей партии боролись между собой.

Несмотря на то, что либеральная оппозиционная партия Вафд приняла решение о бойкоте выборов, ее представители получили 6 мандатов.

Партия Вафд и главная оппозиционная сила в Египте — исламистское движение «Братья-мусульмане» /в прежнем парламенте они имели 20 проц. мест/ — приняли решение о бойкоте выборов после 1-го тура голосования, по итогам которого «Братья» не смогли провести в парламент ни одного человека. Обе эти партии обвинили правящий режим в многочисленных нарушениях в ходе голосования. Эти обвинения были отвергнуты властями.

Независимая коалиция по наблюдению за выборами /НКНВ/, объединившая организации, представлявшие гражданское общество страны, фактически встала на сторону оппозиции, заявив 6 декабря в коммюнике, что «законность нового парламента вызывает сильные сомнения». США и Евросоюз также подвергли критике условия, в которых проходили парламентские выборы в Египте.

Всего в египетском парламенте насчитывается 518 мест. Обладатели 10 депутатских мандатов назначаются президентом АРЕ Хосни Мубараком. Последний объявил свой выбор 12 декабря, сделав депутатами парламента, в частности, семерых представителей коптской общины. Таким образом, эту общину в парламенте нового созыва будут представлять 10 депутатов.

Отвечая на американскую критику, представитель МИД АРЕ Хоссам Заки назвал ее «неприемлемым вмешательством» во внутренние дела своей страны.

12 декабря Хосни Мубарак заявил, что сожалеет в связи со слабыми результатами, достигнутыми в ходе выборов оппозиционными партиями.

Как следствие парламентских выборов — 13 декабря до 20 депутатов от оппозиции в парламенте прежнего созыва, проигравшие по итогам новых выборов, объявили о создании альтернативного «народного парламента» в знак протеста против массовых злоупотреблений, отмечавшихся при голосовании 28 ноября и 5 декабря. Эта акция прошла одновременно с первым заседанием парламента нового созыва, в ходе которого на пост спикера был переизбран Фатхи Сурур. В «народный парламент» вошли главным образом бывшие депутаты от «Братьев-мусульман» и партии Вафд.

В декабре несколько заметных заявлений прозвучало из Египта в отношении возможного развития событий в соседнем Судане в связи с предстоящим 9 января референдумом о независимости Южного Судана. Ране Каир всегда выступал за сохранение единства этой страны. 5 декабря глава МИД АРЕ Ахмед Абуль Гейт заявил о «неизбежности» раскола Судана. По его оценке, «ситуация в отношениях между Северным и Южным Суданом такова, что она неизбежно приведет к отделению Юга». «Египет обсуждал с двумя суданскими сторонами вопрос привлекательности выбора в пользу единства страны, но все говорит за то, что раскол страны неизбежен», — признал он. В ноябре 2010 года глава египетской дипломатии предлагал суданским властям перенести референдум в Южном Судане из-за опасений, что он приведет к насилию.

21 декабря в Хартуме побывал президент АРЕ Х. Мубарак и лидер ливийской революции М. Каддафи. Как было объявлено в египетском официозе, целью переговоров глав двух стран с президентом Судана Омаром аль-Баширом было «гарантировать мирный исход референдума о независимости Южного Судана», который может и скорее всего должен привести к расколу самой большой по территории африканской страны. Подобная повестка дня переговоров говорила сама за себя — немирный исход референдума вполне возможен. Утверждалось также о возможности встречи Мубарака и Каддафи с вице-президентом Судана и главой Южного Судана Сальвой Кииром.

В декабре продолжилось ухудшение отношений между коптской и мусульманской общинами. При этом копты все чаще высказывают опасения, что агрессивный исламизм поощряется государством при том, что власти стараются одновременно не допускать роста влияния «Братьев-мусульман». Как утверждает политолог из Центра политических и стратегических исследований «Аль-Ахрам» Имад Гад, «дискриминация в отношении коптов является системной и распространена повсеместно в Египте». «Ее культивируют правительственные чиновники, суды, полиция и администрация университетов», — считает он. По его оценке, речь идет о «системе бюрократической и фанатичной».

По оценкам ряда представителей коптской общины, в настоящее время внутри НДП сформировалось «экстремистское» крыло, зараженное «ваххабитским салафизмом», которое движимо идеей уничтожения коптской общины.

В декабре в связи с известными разоблачениями тайн американской дипломатии, сделанными сайтом «Викиликс», достоянием гласности стали несколько телеграмм американских дипломатов, касавшихся Египта. Согласно одной из них, верхушка египетской армии может создать «решающее препятствие» на пути возможного наследования сыном главы государства Гамалем Мубараком высшего государственного поста. «Военная верхушка может стать решающим препятствием» на пути Гамаля к власти, писал бывший посол США в Египте Фрэнсис Риччиардон в телеграмме, датированной маем 2007 года и исполненной под грифом «секретно». Посол не исключает, что попытка возвести Гамаля на верхушку правящей пирамиды может быть предпринята с использов анием механизма поддержки со стороны НДП.

Тем не менее он отмечает, что Гамаль, получивший экономическое образование, не имеет офицерского звания и, возможно, даже не прошел службу по призыву, что никак не добавляет ему козырей в стране, где власти вынуждены считаться с военной верхушкой. «Четыре президента Египта, которые сменяли друг друга с 1952 года, являлись выходцами из египетского офицерского корпуса, а армия исторически являлась верховным гарантом президентской власти», — писал он. Посол также отмечал, что египетское общественное мнение негативно относится к идее династической преемственности власти.

Другая телеграмма, датированная маем 2009г., содержит предположение, что Хосни Мубарак сам будет баллотироваться на выборах 2011 года, «неизбежно победит на них» и останется у власти столько, сколько ему позволит здоровье. Телеграмма была написана послом США в Египте Маргарет Скобей накануне визита Мубарака в Вашингтон. Среди других возможных кандидатов на избрание от НДП она называет сына Хосни Мубарака — Гамаля, главу египетской разведки Омара Сулеймана и руководителя Лиги арабских государств Амра Мусу, который долгое время возглавлял МИД АРЕ.

Что касается Гамаля Мубарака, то он на пресс-конференции, состоявшейся 27 декабря по итогам ежегодного конгресса ПНД, отказался отвечать на вопрос относительно его амбиций относительно баллотирования на президентских выборах. При этом он подчеркнул, что НДП объявит своего кандидата по итогам специального конгресса. Выбор будет сделан «согласно внутренним правилам, действующим в партии», и в установленные конституцией сроки, то есть за два месяца до назначенных на сентябрь 2011 года президентских выборов.

Еще одно сообщение американских дипломатов от 21 декабря 2008г. демонстрировало их оценки боеспособности египетской армии — самого большого получателя американской военной помощи после Израиля. По оценке американцев, египетские военные не смогли модернизировать свою армию, а также приспособить ее к реагированию на новые угрозы. Другая оценка американцев была политической: по их мнению, египетские военные, несмотря на мирное соглашение с Израилем, продолжают рассматривать последнего в качестве главного потенциального противника.

В декабре проявился еще один признак того, что Украина является одним из главных конкурентов России на египетском рынке вооружений и военной техники. 26 декабря в Александрии состоялась церемония спуска на воду транспортного судна типа «Ро-Ро», построенного по контракту между минобороны АРЕ и украинской госкомпанией «Укспецэкспорт». На церемонии с египетской стороны присутствовали, в частности, министр обороны АРЕ маршал Мохаммед Хусейн Тантауи, начальник Генштаба ВС АРЕ генерал-лейтенант Сами Хафез Енан, командующий ВМС АРЕ контр-адмирал Мохаб Мамиш.

Контракт по строительству этот судна был заключен еще в 2005г. Заказчиком строительства корабля выступило минобороны АРЕ, исполнителями — «Укрспецэкспорт» и Александрийская верфь. Спуск судна на воду был осуществлен в сроки, установленные контрактом. Передача судна минобороны Египта запланирована на вторую половину 2011г.

В целом, декабрь подтвердил предположение о том, что египетские военные смогут в случае необходимости найти достойного представителя из их рядов, который в случае необходимости заменит Хосни Мубарака. В то же время понятно, что они не будут препятствовать последнему еще раз стать главой государства на некоторое время.

52.21MB | MySQL:103 | 0,484sec