Влияние нефтяного фактора на перспективы дарфурского урегулирования

В связи с предстоящим референдумом о самоопределении Южного Судана с особой остротой встает вопрос о нефтяных ресурсах Судана и вероятных путях их раздела. По оценке большинства аналитиков, указанный вопрос сейчас является основным для перспектив внутрисуданского мирного урегулирования не только по линии Север-Юг, но и по вопросам решения конфликтов в Дарфуре и Южном Кордофане.

В этой связи особой интерес представляет исторический обзор развития нефтяной отрасли в Дарфуре. Добыча нефти там началась в 1950 году еще до получения страной независимости. В 1974 году правительство Судана и «Шеврон» (США) заключили договор, который предоставлял американцам эксклюзивное право по разработке нефтяных месторождений. На тот период времени было открыто и активно разрабатывалось два месторождения Абу Джабра и Шариф на востоке Южного Дарфура и Южного Кордофана. В настоящее время основными источниками нефти в этом регионе являются блоки 1, 2, 4 (нильский бренд) и блоки 3 и 7 (Дар бренд). Согласно условиям Всеобъемлющего мирного соглашения (ВМС) оба эти месторождения отходят к Северу. Наряду с этим Хартум получает также еще 15 нефтяных блоков в этом районе. При этом 6 из них находятся в Южном Кордофане, ситуация в котором пока далека от идеальной. Совершенно очевидно, что в случае возникновения каких-либо очагов напряженности между Хартумом и Джубой, ситуация в Южном Кордофане серьезно осложнится. В этом случае дальнейшая нефтедобыча в прежних объемах будет проблематичной. Остальные блоки частями расположены в том числе в Северном и Южном Дарфуре. Здесь в качестве основного потенциального риска рассматривается вероятность возобновление полномасштабного вооруженного конфликта между суданскими вооруженными силами и повстанцами, которые в настоящее время пользуются материально-технической поддержкой Джубы, и в случае необходимости, будут в состоянии серьезно дестабилизировать ситуацию. При таком развитии событий, которое возможно исключительно в рамках возникновения напряженности по итогам январского референдума, основными мишенями повстанцев с большей долей вероятности станут нефтяные поля и трубопровод в Порт-Судан. Отметим, что основная повстанческая группа Движение за справедливость и равенство (ДСР) в настоящее время сумела закрепиться и в Южном Кордофане.

Потенциальные запасы нефти находятся в блоках 6, 17 и С в непосредственной близости от месторождения Шариф и границы с будущим южносуданским государством. Такая близость является потенциально опасной в случае начала вооруженного конфликта между Севером и Югом. В настоящее время разведку и разработку месторождений в районе Абу Джабра (блок 6) ведет китайская компания CNPC и суданская госкомпания. Потенциальные запасы указанного месторождения находятся на территории Южного Дарфура и Южного Кордофана. В ближайшее время CNPC и суданская госкомпания намеривается пробурить в указанном районе 19 новых скважин.

Доходы от продажи нефти составили в прошлом году 95% всей экспортной выручки Судана; аналогичные показатели Юга еще выше: 98%. При этом на территории Южного Судана сосредоточено 65% разведанных нефтяных полей. Суммарный потенциал уже разведанных месторождений составляет свыше 5 млн баррелей; общая добыча нефти составила в 2009 году 485 тыс. баррелей в день, при этом потребление на внутреннем рынке составило 84 тыс. баррелей в день. В условиях неминуемого отделения Юга в результате референдума в январе 2011 года, Хартум предпринимает вынужденные шаги по разведке и организации добычи нефти в Южном Дарфуре и Южном Кордофане. Указанные действия тормозятся плохим инвестиционным климатом, который не имеет тенденцию к улучшению в среднесрочной перспективе. Оживление этого сегмента можно ожидать только в случае достижения договоренностей по всем спорным вопросам между Севером и Югом и вывода Хартума из-под режима экономических санкций. Попытки сократить зависимость от нефтяного экспорта путем быстрой модернизации своего сельскохозяйственного сектора (через намеченную приватизацию ряда общественных сельскохозяйственных компаний) наталкиваются на высокие инвестиционные риски. При этом Судан продолжает держать первое место в Африке по поголовью крупного рогатого скота: около 2 млн голов. В случае обострения ситуации между севером и югом следует ожидать возникновения проблем и в этом секторе с учетом возрастания опасности блокирования традиционных маршрутов кочевников.

Основной проблемой урегулирования в Дарфуре, тем не менее, остаются вопросы справедливого перераспределения нефтяной выручки между центром и региональной элитой. С учетом превращения Дарфура в основной источник поступлений от нефтяного экспорта для Хартума, требования повстанческих групп по этому вопросу начинают возрастать. Суданские власти пока не соглашаются даже на их требования передавать в региональный фонд 2% выручки от добываемой нефти. Этот момент серьезно тормозит ход переговоров на «дохийской площадке» и является потенциальной угрозой процессу урегулирования в Дарфуре в целом. «Новая стратегия по Дарфуру», которую в настоящее время осуществляет Хартум, подразумевает военное искоренение тех партизанских групп, которые не желают присоединяться к переговорам с правительством в формате «катарской инициативы» с одновременной активизацией усилий по приобретению массовой поддержки среди местного населения путем осуществления программ их социально-экономической адаптации. Успех на этом направлении целиком и полностью связан исключительно с вопросом распределения прибыли от продажи нефти.

В этой связи представляет интерес анализ степени лояльности к Хартуму со стороны арабских племен, компактно проживающих в Южном Дарфуре. Таких племенных образования два: резегат в окрестностях Эль-Даена и малайя в Адилле. Несмотря на то, что они считаются традиционными сторонниками Хартума, в настоящее время степень их лояльности к суданскому режиму начинает претерпевать изменения. В частности, племенная верхушка недовольна отказом суданских властей выплатить компенсацию за оказанную им ранее поддержку в период гражданской войны с югом и более не склонна доверять обещаниям из Хартума. Во многом этим фактом объясняется успешная передислокация отрядов ДСР из района судано-чадской границы в зоны, контролируемые указанными племенами.

Вторым дестабилизирующим фактором, как упоминалась ранее, является дислокация ДСР в районах, которые находятся под контролем южан. В этой ситуации заслуживает внимание заявление председателя законодательной ассамблеи ДСР Т.аль-Феки, который заявил «о реальной возможности атаки нефтяной инфрастуктуры в Дарфуре, т.к. правительство использует получаемые от продажи нефти деньги для войны с дарфурским народом».

На основании этого аналитики делают вывод о вполне реальной возможности развития ситуации в Дарфуре по аналогии с «дельтой Нигера», где повстанцы активно используют в своей тактике атаки на объекты нефтяной промышленности Нигерии. В этой связи ключевое значение приобретает реальная способность суданского руководства договорится в предельно сжатые сроки по всем спорным вопросам не только с Джубой, но и арабскими племенами в Южном Дарфуре и Южном Кордофане.

52.25MB | MySQL:103 | 0,501sec