Сформировано новое правительство Туниса, надолго ли?

27 января 2011 года «непотопляемый» премьер-министр Туниса Мохаммед Ганнуши сформировал очередное новое правительство страны, в которое на сей раз не попали бывшие министры от правившей партии Демократическое конституционное объединение /ДКО/, отставки которых требовала тунисская «улица». Предыдущий кабинет просуществовал всего 10 дней, причем он начал разваливаться день спустя после его формирования. В новом кабинете не нашлось места прежним министрам иностранных, внутренних дел, национальной обороны и финансов. После этого накал политических страстей несколько снизился.

Как утверждал сам М.Ганнуши, новый кабинет был сформирован по итогам «консультаций, проведенных со всеми политическими партиями и представителями гражданского общества, которые согласились принять в них участие».

Представляя новый состав правительства, М.Ганнуши утверждал, что «его целью будет организация выборов, в ходе которых народ сможет проголосовать в условиях полной свободы в присутствии представителей независимых институтов и международных наблюдателей». Одновременно он призвал туниссцев «вернуться на рабочие места».

Несколько слов про старого-нового премьер-министра Туниса. Ему 69 лет. По образованию — экономист. Всю свою политическую карьеру делал в тени президента Зин аль-Абидина бен Али. Когда началась «жасминовая революция», М.Ганнуши сразу стал в публичных выступлениях утверждать, что при прежнем президенте был простым исполнителем его воли, удаленным от участия в принятии важных политических решений. Согласно М.Ганнуши, он «боялся» своего бывшего хозяина, «как и все туниссцы».

М.Ганнуши первый раз попал в правительство Туниса еще в сентябре 1987г. Его первая должность в кабинете — госсекретарь при министерстве планирования. Затем возглавлял министерства экономики, финансов, международного сотрудничества и зарубежных инвестиций. 17 ноября 1999г. он был назначен на пост премьер-министра, и занимал его бессменно. В 2002г. вошел в состав Исполнительного бюро ДКО. В 2008г. избран единственным вице-президентом ДКО. От последней должности он отказался несколько дней назад, одновременно пообещав уйти в отставку по завершении переходного периода. М.Ганнуши хорошо известен в МВФ и Евросоюзе, поскольку не раз вел переговоры в этих институтах. Ранее именно он был «рупором» президента, объявляя от его имени о важных решениях главы государства и о перестановках в правительстве страны.

Всего в новом кабинете министров 22 человека, включая премьера. 10 министров вошли в новый кабинет из прежнего правительства национального единства, сформированного М.Ганнуши 17 января. 12 человек впервые вошли в правительство. Большинство из них характеризуется как технократы и независимые. Пост министра регионального и местного развития получил представитель оппозиционной при режиме Бен Али Прогрессивной демократической партии Ахмед Наджиб Шебби. Министром высшего образования и научных исследований стал лидер партии «Ат-Тадждид» /бывшая компартия/ Ахмед Ибрагим. В правительстве всего две женщины — пост министра общественного здравоохранения заняла Хабиба Зехи, министра по делам женщин — Лилия Лаабиди.

Кроме М.Ганнуши только два министра из последнего правительства эпохи Бен Али сохранили свои посты — министр промышленности Мохаммед Атиф Шелби и министр планирования Мохаммед Нури Джуини. Последние не входили в политическое руководство ДКО и поэтому не вызвали раздражения у профсоюзов и оппозиции.

Признание профобъединением Всеобщее тунисское объединение труда /ВТОТ/ обновленного переходного кабинета под руководством его председателя Мохаммеда Ганнуши слегка успокоило манифестантов и придало правительству определенную устойчивость. До этого ВТОТ сыграл решающую роль в том, что из правительства были удалены практически все министры, состоявшие ранее в ДКО. Тем временем в самом руководстве ВТОТ выделились лидеры, которые могут повести профобъединение на новые выступления. Это, в частности, член Исполнительного бюро ВТОТ Мохаммед Саад.

Первым из семерки из кабинета 27 января, еще до объявления состава нового правительства, был удален теперь уже бывший глава МИД Туниса Камель Морджан, которого ранее прочили на роль возможного и желанного Вашингтоном преемника Зин аль-Абидина бен Али при том, что тунисская «улица» называла его «американским агентом». Морджан не стал дожидаться объявления состава нового кабинета и сам подал в отставку. «Исходя из высших интересов Туниса, поддерживая действия правительства национального единства, направленные на обеспечение движения страны к стабильному будущему, стремясь обеспечить успех происшедшей в нашей стране народной революции, а также чаяния нашего народа на свободу, достоинство и уважение его прав, я решил отказаться от моего поста главы МИД страны. Желаю успеха тем, кто войдет в правительство в переходный период», — сказал Моржан в итоговом заявлении для прессы.

Стоит напомнить, что Моржан, получивший образование в США, вошел в состав правительства Туниса в 2005г., первоначально получив пост министра обороны. Затем волею президента он перебрался в МИД. До 2005г. он делал карьеру в Верховном комиссариате ООН по делам беженцев.

Уходя с поста главы МИД, Моржан дал понять, что не собирается отказываться от политической деятельности в преддверии намеченных через 6 месяцев президентских выборов.

Но успокоится ли окончательно тунисская «улица»? Как представляется, нет, и этот прогноз тут же подтвердили последующие манифестации, участники которых требовали отставки на этот раз «самого» Мохаммеда Ганнуши, не без оснований указывая, что он — креатура прежнего режима, при котором в течение 11-ти лет находился на посту премьера. Да и новый кабинет вряд ли можно назвать принципиально новым — ведь в него вошли фигуры, занимавшие далеко не последние места в период правления в Тунисе президента Зин аль-Абидина бен Али. Чтобы убедиться в этом, достаточно пристальнее взглянуть на персональный состав новых министров. Так, главой МИД назначен 75-летний кадровый дипломат Ахмед Абдеррауф Унайес, занимавший в предыдущем правительстве национального единства пост госсекретаря при министре иностранных дел. В его послужном списке значится работа в СССР. С 1972 по 1976 гг. он занимал должность советника посольства Туниса в Москве, а с 1987 по 1990 гг. — был послом. С 1994г. был на пенсии, и, похоже, никак не ожидал, что будет востребован вновь. С учетом его возраста считается, что Унайес — временна фигура во главе МИД.

Стратегически важный пост главы МВД доверен Фархату Раджхи, бывшему генеральному прокурору республики, пост главы минобороны — Абделькариму Зебиди. Последний уже работал в правительстве, где возглавлял министерства здравоохранения и научных исследований. Таким образом, речь идет о просто рокировке, которая вряд ли удовлетворит тунисскую «улицу».

В целом представляется, что новое правительство М.Ганнуши продержится подольше, чем предыдущее, но не особо долго. Здесь гарантом определенной долговечности кабинета может стать участие в нем представителей ВТОТ, которые пока отказались входить в правительство.

В любом случае первым испытанием на прочность для нового кабинета станет ближайшее воскресенье, 30 января, когда в страну после длительного пребывания за границей вернется лидер исламистского движения «Ан-Нахда» Рашид Ганнуши. И хотя представитель «Ан-Нахды» во Франции заявил, что Р.Ганнуши возвращается в Тунис не как триумфатор, требующий себе место в правительстве, а как простой гражданин, нет сомнений, что исламисты по этому случаю попытаются повести за собой тунисскую «улицу».

Нельзя исключать, что это событие может направить Тунис по иранскому сценарию, как это случилось при возвращении в Иран аятоллы Хомейни. И вот тогда станет ясно, насколько прочно за время правления в Тунисе Зин аль-Абидина бен Али укоренились светские традиции.

Тогда же станет ясно, насколько далеко могут пойти тунисские военные, пока остающиеся на улицах столицы страны, где по прежнему действует режим чрезвычайного положения и комендантский час. Пока же общий настрой «улицы» — добиться ухода М.Ганнуши с его поста.

52.2MB | MySQL:103 | 0,539sec