Бундесвер получил мандат на дальнейшее присутствие в Афганистане

28 января после полуторачасового обсуждения и поименного голосования депутаты бундестага 420 голосами против 116 и 43 воздержавшихся высказались за мандат бундесверу на участие в рамках мандата ISAF в Афганистане сроком еще на 1 год.

Новый мандат не предусматривает изменения численности немецкого контингента: максимальная планка по-прежнему составляет 5350 солдат, при том что в настоящий момент в Афганистане находятся 4860 военных. На участие бундесвера в составе сил ISAF на период с 1 марта 2011 года по 31 января 2012 года будет выделено 1,0609 млрд евро. Из них в 2011 году 979,4 млн евро, а в 2012-м 81,5 млн евро.

Хотя сомнений в положительном исходе голосования не было изначально (о своей поддержке этого документа дали понять и оппозиционные социал-демократы), в бундестаге отчетливо раздавались не только одобрительные отзывы. Дебаты объяснялись рядом обстоятельств.

Во-первых, в своем докладе, который оказался в поле зрения парламентариев, федеральное правительство высказалось за сокращение контингента военнослужащих с конца 2011 года. Однако этот процесс практически не зависит от правительственных прогнозов, поскольку действовать следует в зависимости от ситуации в сфере безопасности. А именно с этим вопросом в Афганистане все обстоит весьма проблематично. Присутствие военного контингента из 43 стран и формирование собственных силовых структур слабо влияют на процесс стабилизации, и процедура передачи ответственности за безопасность афганскому правительству откладывается на неопределенный срок.

Во-вторых, начатое на заседании бундестага 21 января обсуждение двух важных тем, касающихся Афганистана — участия Германии в возрождении экономики страны и продлении мандата бундесверу — получило полярные оценки депутатов, представлявших различные политические движения.

Именно расплывчатая формулировка «вывод немецких солдат по возможности уже в конце 2011 года» вызвала резкую критику фракции левых. Они по-прежнему категорически возражали против продления мандата. На завершающем этапе обсуждения в бундестаге лидер левых Грегор Гизи назвал присутствие НАТО в Гиндукуше терроризмом. «Терроризм в его наивысшей форме, какой является война, не способен бороться против того же самого терроризма», сказал он, подчеркнув, что считает 45 военнослужащих, которых потеряла Германия, начиная с момента присутствия в Афганистане (2002), жертвами террора.

Ораторы от СДПГ и фракции партии «зеленых» также выражали недоумение той частью текста мандата, в котором отсутствует конкретная дата вывода. Она, эта формулировка, говорит об отсутствии уверенности высоких правительственных кругов, военных экспертов и командования ISAF в реальности как планов, так и надежных инструментов в их достижении. Боеспособность немецкого контингента не растет вместе с прибытием в полевые лагеря на севере Афганистана членов германского кабинета министров, включая канцлера Ангелу Меркель и министра обороны Карла-Теодора цу Гуттенберга. Отсутствует и реакция на эти визиты руководства Афганистана. Между тем еще до начала прошедшего 12 января заседания кабинета министр иностранных дел ФРГ Г. Вестервелле отмечал, что установка четкой даты начала вывода немецкого контингента необходима, чтобы заставить правительство в Кабуле активизировать собственные усилия по укреплению безопасности в стране.

В бундестаге Вестервелле защищал следующую версию мандата: «Федеральное правительство уверено, что сможет сокращать присутствие бундесвера с конца 2011 года в ходе передачи ответственности по обеспечению безопасности. Если позволит ситуация, оно будет использовать приемлемую свободу действий для осуществления наиболее раннего по срокам сокращения. Это необходимо для того, чтобы избежать угрозы для немецких войск или опасности при процессе передачи ответственности». Правда, в выступлении непосредственно перед голосованием вице-канцлер был не столь категоричен. Формулировку «федеральное правительство уверено» он заменил на «мы хотим». Это касалось как момента начала передачи ответственности афганским силовикам («уже в нынешнем году»), так и первого сокращения бундесверовского контингента («к концу этого года»). Эта передача должна быть полностью завершена в 2014 году.

Министр обороны цу Гуттенберг считает, что опрометчивый отход был бы безответственен и «предъявил бы чрезмерные требования к молодым афганским органам безопасности», которые, по его убеждению, еще не готовы принять на свои плечи столь ответственный груз. Когда они будут готовы к этому, шеф бундесвера прогнозировать не берется. Он вообще расценивает вопрос о конкретных сроках вывода как сферу «чистых иллюзий», поскольку страна, жители которой не приучены решать проблемы и побеждать политическими методами, практически нашпигована оружием.

Текст мандата выглядит «провокационным». Так расценил документ Рольф Мютцених, представитель социал-демократов. Он составлен по лекалам прежней военной доктрины, которая не учитывает сегодняшние реалии. Кроме того, неизвестно, отметил он, как отнесутся к планам Германии партнеры из Канады, Нидерландов и США. Понятно, что без согласования с ними сложно в одностороннем порядке решать стратегические и тактические задачи.

Реальный план выхода из Афганистана невозможно составлять без переговоров с Талибаном, сказал Пауль Шэфер, представитель от левой фракции. Поэтому политика в Гиндукуше нуждается в коррекции, которая должна быть ярко отражена в действиях афганского правительства. В любом случае, подчеркнул он, после 2014 года не хотелось бы иметь боевые немецкие части в Гиндукуше. Однако и сейчас непонятно, сколько учебных подразделений для продолжения акции по подготовке афганских военнослужащих и полицейских должно там оставаться. «Отчетливый план выхода выглядит иначе», считает П. Шэфер. Наилучшим решением был бы немедленный вывод войск бундесвера.

«В действительности идея немедленного завершения участия в международной миссии безответственна, поскольку мы действуем в интернациональном составе», отметил депутат от партии «зеленых» Фритьоф Шмидт. Это может спровоцировать открытую гражданскую войну в Афганистане. Уже не первый год тема перспективы отхода воспринимается депутатами как род заклинания, в то время как она должна быть тщательно проработана в рамках надежного и конкретного плана. ФРГ по каким-то причинам сделать это не в состоянии, «однако в других странах этот процесс идет», подчеркнул он.

Свободные демократы развивают эту мысль, указывая, что перспектива действий до 2014 года хотя и должна быть продумана поэтапно и эволюционно, в рамках определенных промежуточных ступеней, но пока это нереально. Поэтому ошибочно сегодня требовать от федерального правительства, чтобы оно доложило, «что собирается делать в сентябре 2013 года».

Между тем силовая составляющая — не единственная, которая оказалась в поле зрения депутатов бундестага, обменивавшихся мнениями относительно положения в Афганистане.

Они обсуждали также намерения федерального кабинета министров в русле принятой еще в 2007 году «Афганской концепции», предусматривавшей немецкое участие в хозяйственном возрождении Афганистана, страны, где в течение многих лет эффективно функционирует лишь одна отрасль — выращивание опийного мака, его сбыт и производство героина. Учитывая высокую доходность теневого бизнеса (к примеру, по сравнению с возделыванием пшеницы опийный мак в 10-12 раз выгоднее) и кредитное поощрение талибами малоимущих крестьян, занятых в наркобизнесе, афганскому земледельцу весьма непросто внушить нежелание выращивать опийный мак, который в условиях экономической разрухи стал единственно устойчивой валютой. Обменивая головки мака на муку, растительное масло и бензин, крестьяне, из которых двое из трех живут за чертой бедности, имеют возможность не умереть с голода.

В поле зрения депутатов нынешнего состава германского парламента находится сообщение федерального правительства от сентября 2005 года, в котором указана цель президента Карзая: «к 2009 году вдвое уменьшить посевные площади наркотиков в Афганистане». Между тем, как отмечают спустя пять с половиной лет немецкие политики, было отмечено вовлечение в наркобизнес ближайших родственников президента, в том числе Ахмада Вали Карзая, правление которого в провинциях Гильменд и Кандагар тесно связано с процветанием в них наркобизнеса. «Длительная динамика» производства и сбыта наркотиков «ставит под сомнение все успехи, достигнутые в Афганистане» при участии международных военных сил. Принятие мандата на 2011–2012 гг. в условиях, когда Афганистан на глазах ISAF стал лидером мирового наркобизнеса, владея 90%-ной долей глобального рынка, подтвердило прежний и, к сожалению, неизменный вывод немецких депутатов: «Ответственность за борьбу с наркотиками лежит на афганском правительстве».

Переключение жителей села на производство злаков и других продуктов питания сопровождается субсидированием со стороны федеральных органов, причем кредитование мелких крестьянских хозяйств осуществляется на безвозмездной основе.

Эта программа федерального правительства по реформированию села предусматривает выделение средств на реконструкцию и развитие в Афганистане на неизменном уровне 430 млн евро ежегодно вплоть до 2013 года. При этом предусмотрено выполнение германских обязательств в секторах немецко-афганского эволюционного сотрудничества (продолжительное экономическое развитие, энергоснабжение, снабжение питьевой водой, основное образование и профессиональное обучение, а также правительственное руководство) на севере Афганистана в зоне действий региональной команды ISAF. Правительство ФРГ поддерживает также реформирование афганской экономики в русле договоренностей на конференциях в Лондоне и Кабуле, консультативные услуги и целенаправленные стимулы, в том числе через ряд соответствующих фондов. Эффективность данных мер будет рассмотрена на предстоящей в конце 2011 года конференции «Бонн-2».

Однако, отмечают депутаты, реализация как отдельных гражданских проектов, так и всего пакета в целом непосредственно зависит от обстановки в сфере безопасности на севере Афганистана, где дислоцирован бундесвер.

Комментируя итоги заседания бундестага, ряд немецких аналитиков отмечают ряд характерных моментов.

Первый момент. Понимание самими бундесверовцами бессмысленности пребывания в Афганистане. Депутат Райнер Стиннер от свободных демократов ссылается на размещенный на его сайте документ от апреля 2010 года. Это сообщение капитана бундесвера о действиях 373-го батальона парашютистов, дислоцированного в Кундузе. Он сравнивает ситуацию 2007 года, когда он прибыл в Афганистан, и сегодняшнюю. В чем же смысл этого мандата, размышляет депутат. Едва они освобождают какое-либо селение от талибов, те приходят вновь и занимают его. При этом каждый раз бундесвер теряет бойцов. «Мы спрашиваем себя, стоит ли борьба таких жертв? Почему нашей жизнью рискуют, если Талибан все равно возвращается? Мы боремся за наше присутствие и прежде всего за собственное существование».

Второй момент. Фактическое блокирование гражданских проектов, намеченных «Афганской концепцией» — программой действий федерального правительства, принятой в 2007 году и откорректированной в 2008 году. Эксперт по Афганистану Конрад Шеттер из Университета Бонна оценивает политику Запада как скопление грубых ошибок. В частности, он указывает, что тенденция ухудшения ситуации в сфере безопасности в Афганистане вряд ли предполагает рациональное эволюционное сотрудничество. По его мнению, военное присутствие Запада в лице НАТО только условно может способствовать стабилизации в Гиндукуше. По мере увеличения сил повстанцев западные вооруженные силы все более вовлекаются в насильственную конфронтацию. «Эта сознательная эскалация с обеих сторон ухудшает ситуацию в сфере безопасности настолько, что эволюционные помощники едва ли способны посещать объекты, подлежащие возрождению», отмечает К. Шеттер. Он указывает, что разработанные восемь лет назад проекты по гражданским проектам, включая демократическое устройство и модернизацию, фактически забыты. Тема государственного преобразования застопорена из-за главной проблемы — создания стабильности в стране.

Использованы данные сайта бундестага, газеты Das Parlament, FOCUS Online, Der Tagesspiegel.

52.29MB | MySQL:103 | 0,458sec