Логика действий Хартума определяется экономикой

Как мы и предполагали ранее, референдум по самоопределению Южного Судана состоялся и его итоги признаны Хартумом полностью и безоговорочно. Официальные результаты будут опубликованы только 8 февраля с.г., но это уже формальность, которая никого по большому счету не волнует. Главное, чтобы южносуданские власти «не перестарались» в подсчете поданных «за независимость» голосов и не вышли в итоге на какие-либо нереальные с точки зрения здравого смысла итоги.

Распад самый большой страны Африки обошелся без стрельбы и шумных манифестаций, не считая небольшой по африканским меркам «заварухи» в Абъее, которая унесла жизни 30 человек. Не случилось и гражданской войны, и, судя по всему, вряд ли случится, как минимум, до лета с.г.

Больше того, поняв, что собственно «выторговать» у Запада больше ничего не получится, Хартум в лице своего президента О.аль-Башира перестал пугать мировую общественность призраком войны и заявил буквально следующее: «Если Южный Судан решил отделиться, то это выбор его народа. За это проголосовало 99% населения Юга, и мы уважаем их выбор. Я лично поеду в Джубу, чтобы принять участие в праздновании независимости, и от души повеселюсь вместе с ними. Новое государство – это наш сосед, и мы должны жить с ним в мире и добрососедстве. Независимость Юга не является концом суданской истории, а лишь знаменует ее новый этап».

Этого же тона в своих выступлениях придерживаются и южносуданцы. Вице-президент Р.Машар отметил в недавнем выступлении, что «поддержание и укрепление добрососедских отношений с Севером является первоочередной задачей для нового государства». По его словам, общая граница более чем в 2000 км; наличие кочевых племен по обе стороны и т.п. просто обязывает обе страны поддерживать дружеские связи. Он подчеркнул, что в Джубе сейчас изучают предложение Партии национального конгресса продлить срок переходного периода, предусмотренного Всеобъемлющим мирным соглашением (ВМС). Естественно основной причиной необходимости «дружеских отношений» следует все-таки считать не кочевые племена и протяженность совместной границы, которая, мягко говоря, условна. К такой риторике, и соответствующим действиям обе стороны подталкивает прежде всего обоюдная зависимость от «нефтяных» долларов, которые составляют основу их жизнеспособности. Получать их без дружбы друг с другом они просто не в состоянии. Поэтому говорить о широкомасштабной войне, а не о локальных стычках даже с жертвами, от числа которых у любого европейца волосы встают дыбом, говорить не приходится. В противном случае, мы очень быстро станем свидетелями «тунисского варианта» на суданских просторах.

Пока Хартуму такой тенденции, даже, несмотря на повышение цен на некоторые продукты питания и топливо, удается избежать. Стимулированная оппозицией манифестация студентов в одном из не очень крупных городов не в счет. Очень интересна реакция президента Судана О.аль-Башира на события в Тунисе: «Мы уважаем и поддерживаем стремление тунисского народа к свободе. Мы сами люди интифады, и никогда не были имитаторами. Если революция разразится в Судане, то мы никуда не будем убегать, и нас похоронят здесь». Собственно очень красноречивый ответ всем, кто мечтает о смене «диктатора в Судане». Несомненно, данный посыл был адресован и оппозиции, которая на волне референдума и массовых протестов в Египте и Тунисе начала «поднимать голову». В частности, лидер махдистов С.Махди заявил, что в сложившейся ситуации у правительства Судана есть только два пути дальнейшего развития. Это проведение крупных политических и экономических реформ, а также изменение конституции, что позволит сформировать широкий блок национального единства. Либо, Судан ждут массовые выступления, фрагментация и тунисский вариант. Другими словами, поделитесь властью и все, что ей сопутствует, либо вас свергнет рассерженный народ. Народ, конечно, может, но это должно быть очень стихийным мероприятием, так как волевой и вразумительной оппозиции, способной этот протест возглавить, в стране просто нет. И стимулировать этот народ на интифаду может только очень серьезный экономический кризис. Пока же речь идет не о восстании, а о политических маневрах оппозиционеров, которые получили в результате отделения Юга и перспективы прекращения функционирования коалиционного правительства шанс для входа в новый кабинет министров. В частности, после очень грозных требований о выполнении Хартумом «неких предварительных условий», уже начались неофициальные консультации с лидером юнионистов Маргани по вопросу его участия в новом правительстве. В принципе, со стороны Хартума в этой новой ситуации было бы очень логичным допустить оппозицию «в умеренных дозах» во власть, так как Судан с большей долей вероятности ждут непростые экономические реалии. И разделить вместе с властью ответственность за кризис и «затягивание гаек», в этом случае должны будут и они. То есть это позволит равномерно распределить между всеми политическими силами ответственность за непопулярные реформы, и тем самым снизить градус напряжения.

Пока Хартум делает ставку на иные факторы. Во главу угла поставлен вопрос о снятии экономических санкций со страны, что связывается с приходом инвесторов. Эта тема была ключевой в переговорах госсекретаря США Х.Клинтон со своим суданским коллегой А.Карти. Последний приехал за «обещанным» за хорошее поведение по поводу референдума, то есть за ослаблением экономического прессинга и выводом страны из списков «спонсоров терроризма». Это было громогласно обещано Б.Обамой в случае «беспроблемного проведения референдума и признания Севером его итогов». Хартум свою часть выполнил, теперь дело за Ваштнгтомом. Одновременно А.Карти сделал первый пробный шаг и предложил «разделить темы Юга и Дарфура». То есть, другими словами, американцы не должны более увязывать эти две проблемы как единое целое, что должно отразиться на экономических санкциях. Опасения Хартума понятны, в противном случае он может ждать «обещанного» от Вашингтона бесконечно долго: в Дарфуре до урегулирования далеко. В свою очередь А.Карти привез и «пряники» в виде новых предложений о расширении сотрудничества в области борьбы с исламистским радикализмом и терроризмом.

Самым глупым в этой ситуации было бы для Вашингтона отказ от принятия ранее взятых на себя обязательств, увязав их с тем же Дарфуром или выполнением ордера МУС. Это точно могло бы спровоцировать отказ суданского руководства от «мирных намерений». Последствия такого шага Вашингтона трудно даже спрогнозировать: от возникновения крупномасштабного очага анархии до крепкого союза с иранцами. Представляется, что все это в администрации США понимают. В крайнем случае, госдеп уже назначил специального уполномоченного именно по Дарфуру, что подразумевает модель сепаратного видения двух разных проблем. Но снятия или скорее ослабления санкций Хартуму придется ждать, скорее всего, до лета. Именно тогда должен по условиям ВМС закончиться период «мирного развода». Начало процесса ослабления прессинга поддерживает и посол США в Судане П.Лиман. Он считает, что это может занять некоторое время, но главное четко продемонстрировать, что «эти мероприятия начались».

52.15MB | MySQL:103 | 0,659sec