Выводы турецкой комиссии по расследованию инцидента с «Флотилией свободы»

Инцидент с «Флотилией свободы», произошедший в мае 2010 года, когда в ходе захвата израильскими военными судов с гуманитарным грузом для сектора Газа погибли девять граждан Турции, продолжает создавать напряженность в турецко-израильских отношениях, переживающих период ухудшения, начиная с израильской операции против сектора Газа в декабре 2008 года. После инцидента Турция потребовала от Израиля принесения извинений и компенсации ущерба, при этом стороны заняли полярные позиции в вопросе правовой оценки инцидента, создав национальные комиссии по расследованию.

В сентябре 2010 года Совет ООН по правам человека, также занимавшийся расследованием инцидента по запросу Турции, опубликовал доклад экспертов ООН, в котором действия израильских военных квалифицировались как «грубое нарушение прав человека и международного гуманитарного закона». В ответ на это МИД Израиля обвинил Совет ООН в политизированном и ангажированном подходе к произошедшим событиям и заявил о подготовке результатов собственного расследования. Руководство Турции в лице вице-премьера Д.Чичека выступило с утверждением, что комиссия, созданная Израилем в одностороннем порядке не может провести независимое расследование.

Как и следовало ожидать, обнародованные 23 января 2011 года результаты расследования израильской комиссии во главе с Я. Тиркелем, признавшего правомерность действий израильских военных и возложившего ответственность за инцидент на участников флотилии, вызвали негативную реакцию Анкары. Президент Турции АП.Гюль назвал доклад израильской комиссии нелегитимным и не вызывающим доверия документом. Турция принимает во внимание только доклад Совета ООН по правам человека, собравший достаточно сведений о произошедших событиях. Премьер-министр Турции Т.Эрдоган сказал, что выводы комиссии Тиркеля несостоятельны и не имеют под собой правовой основы.

В то же время министерство иностранных дел Турции распространило заявление Национальной комиссии по расследованию инцидента, представившей свой доклад в Совет ООН 1 сентября 2010 года, но не опубликовавшей его, желая избежать давления на общественное мнение. Внешнеполитическое ведомство Турецкой Республики выразило недоумение и сожаление в связи с докладом комиссии Тиркеля, оправдывающим действия израильских военных, и обнародовало выводы турецкой Национальной комиссии, которые отражают позицию Турции по проблеме и заключаются в следующем:

— Морская блокада Израилем сектора Газа не имеет под собой законных оснований, так как, согласно международному праву, блокада является методом ведения войны в ходе международных вооруженных конфликтов, в то время как Израиль не признает свое противостояние с ХАМАС международным конфликтом. Противозаконной является и атака израильских военных.

— Методы, используемые Израилем в процессе блокады, не соответствует выдвигаемым международным правом требованиям пропорциональности, необходимости и обоснованности.

— Нападение на международную гуманитарную флотилию нарушает принцип свободы судоходства в открытом море, лежащий в основе международного морского права.

— Само по себе нападение на гуманитарную флотилию, вне зависимости от того, в мирное или военное время оно осуществляется, а также формы этого нападения противоречат международным принципам, правилам и нормам.

— Турецкая Национальная комиссия квалифицировала действия израильских военных в качестве грубой формы нарушения основополагающих прав и свобод человека, прежде всего, права на жизнь. Нарушение прав человека продолжалось и после штурма в то время, пока участники флотилии находились на территории Израиля.

Вслед за обнародованием выводов турецкой Национальной комиссии высокопоставленный представитель МИДа Турции в беседе с журналистами выразил разочарование в связи с докладом комиссии Тиркеля, который не способствует нормализации турецко-израильских отношений, поскольку в нем не содержится сожаления по поводу инцидента, вызвавшего гибель девяти граждан Турции. Более того, по мнению турецкого дипломата, доклад создает почву для консервации ненормальной ситуации в двусторонних отношениях и затрудняет дипломатическое урегулирование конфликта.

Доклад турецкой Национальной комиссии, также как аналогичный доклад, подготовленный Израилем, будет передан на рассмотрение комиссии ООН, которая должна подготовить окончательный документ, посвященный расследованию инцидента. Однако трудно представить себе, какую форму должен принять доклад комиссии ООН, чтобы оказаться взаимоприемлемым и удовлетворяющим обе противостоящие стороны.

Действительно, сложившаяся конфликтная ситуация, осложняемая затянувшимся периодом неурегулированности и широким вовлечением общественного мнения в обсуждение проблемы, ставит непростые вопросы о дальнейших перспективах турецко-израильских отношений, переживающих период углубляющегося кризиса. Заявления руководства Турции о необходимости извинений и компенсаций со стороны Израиля для нормализации турецко-израильских отношений и отказ руководства Израиля соглашаться с подобной трактовкой событий делают любой компромисс труднодостижимым. Обращает на себя внимание категоричность выводов, сделанных обеими сторонами по результатам национальных расследований.

Диаметрально противоположные позиции сторон относительно инцидента с «Флотилией свободы» являются дополнительным свидетельством непримиримости подходов к решению палестино-израильской проблемы и к базовым принципам внешней политики. По сути дела, источником очередного турецко-израильского конфликта стал не захват флотилии, а расхождение взглядов на возможности решения палестино-израильской проблемы.

Похоже, что Турция, ранее использовавшая свой нейтралитет и добрые отношения, как с Израилем, так и с государствами арабского мира, для того, чтобы выполнять функции посредника в процессе урегулирования арабо-израильских отношений, в частности, отношений между Израилем и Сирией, теперь лишилась возможности выступать в прежнем качестве. Причем данное изменение международных позиций Турции невозможно оценивать исключительно с точки зрения успехов или неудач внешней политики Турецкой Республики или Израиля. Очевидно, что появление дополнительного очага напряженности на Ближнем Востоке, и без того регулярно сотрясаемом столкновениями различных интересов, как внутри отдельно взятых государств, так и на межгосударственном уровне, только осложняет ситуацию в регионе. К тому же в очаг напряженности оказалась вовлечена Турция, традиционно стремившаяся выступать умиротворяющей силой. Не исключено, что нормализация турецко-израильских отношений потребует участия какой-либо третьей стороны, роль которой могли бы взять на себя США или Россия.

62.85MB | MySQL:102 | 0,474sec