Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (7-13 февраля 2011 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Египте, где подавлением оппозиции 11 февраля был вынужден уйти в отставку президент страны Х. Мубарак. Массовые антиправительственные демонстрации прошли в Алжире, Йемене, Ираке и Тунисе.

Масштабные протестные выступления в Египте, начавшиеся 25 января, привели 11 февраля к отставке президента страны Х. Мубарака, который передал власть в руки Высшего военного совета (ВВС) во главе с министром обороны и военной промышленности маршалом М. Х. Тантауи. Этот консультативный орган при президенте АРЕ изначально был предназначен для обсуждения важных вопросов состояния и развития ВС. В состав Совета помимо главы военного ведомства входят начальник генштаба, командующие видами вооруженных сил, полевыми армиями, некоторые начальники главных управлений министерства обороны и генерального штаба. Отметим, что передача управления страной армии противоречит конституции АРЕ, которая в подобных случаях (ст. 84) предусматривает переход власти к председателю Народного совета (нижней палаты парламента). При этом выборы нового главы государства должны состояться «в период, не превышающий 60 дней с даты объявления вакансии места Президента».

Отставке Х. Мубарака предшествовал острейший внутриполитический кризис, резкое ухудшение экономической и социальной ситуации, обвал внутренней безопасности страны. Восстановление всех этих сфер потребует от новых руководителей Египта громадных усилий и средств.

Переговоры властей с представителями различных оппозиционных сил в конечном итоге успеха не имели: противники Х. Мубарака в категорической форме настаивали на его немедленном уходе с поста главы государства, отвергнув промежуточный вариант передачи значительной части президентских полномочий вице-президенту О. Сулейману. Армия в лице ВВС заявила 10 февраля, что не намерена вмешиваться в урегулирование внутриполитического кризиса, что на деле означало отказ от прямой под-держки Х. Мубарака. Усиливали давление на египетского президента США и Запад.

В заявлениях военного командования после отставки Х. Мубарака подчеркивается, что армия не намерена узурпировать управление страной, а ВВС «не является альтернативой законной власти, которая устраивает египетский народ». Совет обещал создать условия для передачи власти мирным путем демократически избранному лидеру. Было сообщено, что прежнее правительство, назначенное Х. Мубараком, будет исполнять свои обязанности до новых выборов. Военные также обещали отменить после ста-билизации обстановки в стране действие режима чрезвычайного положения. 43 действующим и бывшим министрам запрещен выезд из страны без письменного разрешения генерального прокурора либо военного командования. В сфере внешней политики ВВС подтвердил, что АРЕ не отказывается от своих международных обязательств и соглашений, включая мирный договор с Израилем 1979 г. 13 февраля военные объявили о роспуске парламента, приостановке действия конституции и проведении всеобщих вы-боров через шесть месяцев. Создается комитет по разработке нового основного закона страны. Глава правительства А. Шафик сообщил, что Х. Мубарак находится в Египте.

Отставку Х. Мубарака приветствовали широкие слои египетского населения и оппозиция. Вместе с тем, оппозиционеры создали 12 февраля Совет попечителей с целью «защиты завоеваний революции» и ведения переговоров с военными. Этот совет принял решение о прекращении демонстрации на каирской площади «Ат-Тахрир», одновременно оставив за собой право проведения новых акций протеста в зависимости от развития политической ситуации в стране. Большинство демонстрантов покинули пло-щадь. В Египте вновь стали усиливаться забастовки и акции протеста, участники которых требуют повышения заработной платы и улучшения условий труда.

Отставка Х. Мубарака вызвала широкий отклик в регионе и мире. Президент США Б. Обама заявил, что Америка остается «другом и партнером» АРЕ, приветствовал патриотизм и ответственность египетских военных. Последние события в АРЕ позитивно оценили лидеры других стран Запада. Правительство Швейцарии заявило о замораживании активов Х. Мубарака «и его круга». Саудовская Аравия приветствовала «мирный переход власти» в Египте. Иран, палестинское движение ХАМАС и ливанская «Хизбалла» говорят об «исторической победе» египетского народа. Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху положительно оценил намерение ВВС соблюдать мирный договор 1979 г. Президент России Д. Медведев рассчитывает на «скорейшее восстановление демократических процессов» в АРЕ.

12 февраля в алжирской столице оппозиционное Национальное объединение за перемены и демократию, несмотря на запрет властей, провело демонстрацию под лозунгами отставки президента А. Бутефлики, борьбы с коррупцией, отмены чрезвычайного положения и освобождения из тюрем участников акций протеста. В манифестации, по данным властей, участвовало 1,5-2 тыс. человек (оппозиция говорит о 10 тыс. участников). Для противодействия демонстрантам было задействовано 28 тыс. полицейских, задержано 400 человек. Попытки проведения акций протеста предпринимались и в некоторых других городах Алжира, но они были пресечены полицией. Подчеркнем, что в демонстрациях не участвовали такие крупные оппозиционные партии как Фронт социалистических сил и Движение общества за мир.

В столице Йемена Сане оппозиция организовала 12-13 февраля демонстрации с требованием отставки президента страны А. А. Салеха и поддержки народа Египта. 13 февраля акция протеста состоялась в г. Таизз. Контрдемонстрации, как это уже стало традиционным в Йемене, организовали сторонники нынешнего режима. Тем не менее, 13 февраля власти и оппозиция договорились о продолжении национального диалога. Ранее, 11 февраля в крупнейшем города юга страны Адене прошла многотысячная манифестация сторонников восстановления независимости Южного Йемена.

10 февраля в Багдаде и других городах Ирака на демонстрации вышили тысячи юристов, требовавших от правительства прекратить «юридическую коррупцию», наказать коррумпированных судей, закрыть т. н. «секретные тюрьмы», а задержанным дать возможность пользоваться юридической помощью.

На минувшей неделе в различных городах Ирака была совершена серия крупных терактов. Так, в г. Самарра к северу от Багдада погибли 48 и получили ранения до 80 человек.

На прошедшей неделе парламент Туниса проголосовал за предоставление временному президенту страны Ф. Мебазаа права издавать указы, имеющие силу закона. Демонстранты, окружившие здание парламента, пытались не допустить принятие этого решения. Министерство обороны Туниса объявил о частичном призыве резервистов. Это сделано в условиях, когда работа полиции во многом парализована, а порядок в стране поддерживается в основном силами армии. В Тунисе нарастает социальная напряженность, люди требуют повышения заработной платы, снижения уровня безработицы.

В Бахрейне оппозиция призывает население начать 14 февраля акции протеста. С целью предотвращения антиправительственных выступлений король Хамад бен Иса Аль Халифа объявил, что каждая семья в стране получит по 1000 динаров (около 2650 долларов США) в знак монаршего «расположения к народу Бахрейна». Также обещано расширить права местных СМИ.

Политические активисты в Саудовской Аравии объявили через Интернет о создании в королевстве политической партии – «Партии исламской уммы», выступающей за проведение реформ в стране. Они обратились к королю Абдалле с просьбой признать их организацию.

9 февраля в Иордании было приведено к присяге новое правительство во главе с М. Бахитом (он также занял пост министра обороны). В его состав вошли пять представителей левой и националистической оппозиции и один независимый исламист. Главная организация исламистов – Фронт исламского действия отказался направить своих представителей в новое правительство, но «дал шанс» кабинету и обещал подождать результаты его работы.

Власти Ливии учредили фонд в размере 24 млрд долларов для реализации проектов регионального развития, прежде всего строительства жилья. Ранее правительство решило снизить цены на продукты питания и товары первой необходимости. 12 февраля ливийский лидер М. Каддафи призвал к сохранению в стране «власти народа», т. е нынешнего правящего режима.

Президент Судана О. аль-Башир 7 февраля официально признал результаты недавнего референдума, в ходе которого населения южной части страны практически единогласно (98,83 проц) высказалось за создание собственного независимого государства. Ожидается, что оно будет провозглашено 9 июля с. г. До этого срока северянам и южанам необходимо договориться об условиях разделения страны, в частности, определить границу между Севером и Югом и решить вопрос о принадлежности спорного района Абъей, где добывается примерно четвертая часть суданской нефти. Тем временем обстановка на юге Судана остается очень сложной. Многие местные племена выступают против власти регионального правительства в Джубе. Так, на минувшей неделе произошли вооруженные столкновения между войсками правительства южан и повстанцами во главе с Дж. Атора, в ходе которых погибли свыше 100 человек.

В Пакистане на минувшей неделе произошла реорганизация правительства, что было вызвано необходимостью сокращения числа министров. В состав обновленного кабинета не вошел Ш. М. Куреши, занимавший пост министра иностранных дел.

10 февраля Пакистан и Индия одновременно заявили о согласии «возобновить диалог по всем вопросам». В скором времени представители двух стран проведут консультации по гуманитарным вопросам, борьбе с терроризмом, безопасности, проблеме Кашмира.

В связи с арестом американского дипломатического сотрудника, обвиняемого в убийстве двух пакистанцев (американец заявляет, что они ему угрожали), резко ухудшились отношения между Исламабадом и Вашингтоном. Сорвано проведение очередного американо-пакистано-афганского саммита.

10 февраля в Пакистане проведено успешное испытание крылатой ракет «Хатф-7» с дальностью пуска до 600 км и способной нести как ядерный, так и обычный боезаряд.

На минувшей неделе в Пакистане совершена серия терактов и вооруженных нападений. Так, 7 февраля в провинции Белуджистан боевики напали на автоколонну, доставлявшую топливо войскам НАТО в Афганистане, а 10 февраля террорист-смертник подорвал себя на учебной базе пакистанской армии — погиб 31 и получили ранения свыше 40 человек.

Президент Афганистана Х. Карзай сообщил 8 февраля, что Кабул и Вашингтон ведут переговоры о создании на территории страны «долговременных» военных баз США, необходимых для борьбы с «Аль-Каидой» и движением «Талибан». По словам Х. Карзая, эти базы «принесут в Афганистан безопасность и экономическое процветание», но при этом «с территории Афганистана угроза соседним государствам исходить не будет».

По данным министерства обороны Афганистана, в настоящее время на территории страны действуют от 25 до 30 тыс. боевиков движения «Талибан и других антиправительственных группировок, а численность правительственной армии составляет 152 тыс. человек. К концу текущего года она должна возрасти до 176,2 тыс. человек.

Власти Палестинской национальной администрации сообщили о намерении провести в июле с. г. выборы местных органов власти на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа, а до сентября – выборы главы ПНА и парламента. Исламистское движение ХАМАС, контролирующее сектор Газа, заявило, что не будет участвовать в этой «политической провокации».

Правительство Израиля 13 февраля одобрило назначение генерал-майора Б. Ганца новым начальником генерального штаба ВС страны.

Президент Ирана М. Ахмадинеджад 13 февраля назначил Ф. Аббаси-Дивани вице-президентом страны и новым главой Организации по атомной энергии ИРИ.

Приложение

О роли военных в Алжире

Исторически роль армии в Алжире выражалась в том, что она на протяжении длительного периода времени выступала в качестве самостоятельной, главной политической силы в стране. Позиция военных в острых для Алжира ситуациях всегда оставалась решающей. Узкая группа высших армейских руководителей и их коллег из других силовых структур принимали решения по основополагающим вопросам внутренней и внешней политики страны, смещали и назначали руководителей различных рангов. При этом всякий раз, когда власть была не в состоянии найти другие средства для разрешения ею же созданных кризисных ситуаций, она без колебаний прибегала к использованию военной силы.

Исторически это было обусловлено тем, что ко времени окончания антиколониальной войны (1962 г.) армия олицетворяла национальное единство в борьбе за независимость, выступала в роли единственного гаранта сохранения и углубления революционных завоеваний, защиты суверенитета Алжира. Военные сыграли решающую роль в создании и укреплении алжирской государственности. Широко практиковалось назначение офицеров на посты губернаторов провинций и крупных городов, генеральных ди-ректоров крупных государственных компаний. Кадры Национальной народной армии (ННА) направлялись в аппарат правящей партии Фронт национального освобождения (ФНО) и МВД для их укрепления. В итоге происходило сращивание военного, государственного и партийного аппаратов.

В 1965 г. командование ННА во главе с полковником Х. Бумедьеном, совершив переворот, непосредственно взяло власть в свои руки, еще больше укрепив позиции и влияние армии в стране. Военные заняли ключевые позиции в руководстве почти всех организаций и учреждений политического и экономического аппарата государства. Как отмечают эксперты, главное, что оправдывало место и роль ННА в обществе, «заключалось в том, что шаткость и неустойчивый характер социальной базы правящего режима в условиях незавершенности государственной структуры делали ее единственной организованной силой, обладавшей к тому же монополией на применение оружия». Сменивший в 1978 г. Х. Бумедьена полковник Ш. Бенджадид также был кандидатом армии. Однако он стремился перенести центр тяжести политической жизни Алжира в ФНО с тем, чтобы выйти из-под жесткого контроля руководства ННА. Этому способствовало то, что в условиях в целом стабильной до второй половины 1980-х гг. внут-риполитической обстановки и отсутствия серьезных внешних угроз стала все отчетливее проявляться тенденция на постепенное ослабление роли и влияния армии в обществе.

События осени 1988 г., когда нараставшие в стране кризисные явления переросли в массовые стихийные протестные выступления, вновь усилили роль военных в политической жизни Алжира. Причем высшие офицеры были сильно встревожены тем, что армия, беспощадно подавившая эти выступления, явилась орудием в руках некомпетентных политических руководителей. Начальник штаба ННА генерал Х. Наззар в 1989 г. уволил из армии всех военных – членов ЦК ФНО, а всем военнослужащим было при-казано покинуть государственные посты. Тем самым армия стремилась дистанцировать себя от ошибок социально-экономической политики бывшей правящей партии. С другой стороны, новая конституция 1989 г. оставила за вооруженными силами только те функции, которые они обычно должны выполнять в системе государственной власти. Но ситуация в стране быстро менялась. В 1990 г. Х. Наззар стал министром обороны, заняв пост, который традиционно с 1965 г. занимал глава государства. В итоге президент Ш. Бенджадид уже не имел непосредственного отношения к армии, которая получила возможность выступать в качестве самостоятельной силы. Однако на первых порах военные предпочитали сохранять за собой лишь контрольные функции, наблюдая за борьбой между различными политическими партиями в условиях углублявшегося в Алжире кризиса. В итоге к началу 1992 г. армия осталась единственной силой, оказавшейся в состоянии остановить исламских фундаменталистов буквально «в одной минуте» до прихода их к власти. 11 января 1992 г. командование ННА совершило государственный переворот. Был создан Высший государственный совет, а Ш. Бенджадид подал в отставку. Фактически этот шаг, предназначенный для устранения угрозы прихода к власти мусульманских радикалов, прервал движение Алжира к демократии и стимулировал подталкивание республики к развязыванию гражданской войны. Но другого способа остановить наступление исламистов в то время уже не было.

В 1990-е гг. алжирская армия вынесла на себе основную тяжесть борьбы с вооруженными формированиями исламистов. При этом в 1994-1999 гг. главой государства был генерал Л. Зеруаль, в период правления которого были решены такие важнейшие задачи как полное реформирование структуры государственного управления, проведены выборы президента, парламента и местных органов власти. Но главное – был найден консенсус с не радикальными исламскими и берберскими партиями, которые поддержали курс Л. Зеруаля. К концу рассматриваемого периода военным удалось добиться крупных успехов в борьбе с бандформированиями исламистских экстремистов, разгромив их основные силы. Уход из армии большой группы политизированных военачальников поколения освободительной войны 1954-1962 гг., омоложение руководящих военных кадров, получивших в отличие от предшественников хорошее образование, позволило принять в середине 1990-х гг. решение о постепенной профессионализации армии. Это шаг во многом был продиктован и опасностью исламизации ННА, где активную пропагандистскую деятельность вели исламисты, ненадежностью части призывного контингента. Однако сам факт принятия подобного решения означал в перспективе постепенное самоустранение армии из политики. В 1999 г. Л. Зеруаль досрочно ушел в отставку и новым президентом Алжира был избран А. Бутефлика, победу которому во многом обеспечила поддержка армии.

В то же время отношения военных с новым главой государства складывались сложно. А. Бутефлика взял курс на проведение самостоятельной, независимой от армейского командования политической линии, постепенное отстранение армейской верхушки от принятия важнейших государственных и политических решений. Так, в первые годы президентства А. Бутефлики недовольство военных вызывало то, что на ряд важных постов в правительстве были назначены лица, откровенно симпатизировавшие исламистам. В начале 2000 г. глава государства провел первую крупную замену среди высшего командного состава ВС, поставив на многие ответственные должности в войсках и центральном аппарате министерства обороны молодых военачальников.

В дальнейшем А. Бутефлика неуклонно укреплял свои политические позиции, в то время как роль военных снижалась. Так, перед президентскими выборами 2004 г. командование ННА впервые в истории АНДР заявило о своем нейтралитете. В августе 2004 г. президент отправил в отставку влиятельного генерала – начальника штаба ННА М. Ламари, назначив его место своего протеже генерала С. А. Гаида. Одновременно была заменена большая группа видных военачальников. Подчеркнем, что в 2009 г. во время очередного переизбрания А. Бутефлики на пост главы государства речь о роли армии вообще не шла. В целом же А. Бутефлика – верховный главнокомандующий ВС и министр обороны – твердо продолжает курс на дальнейшее усиление своего контроля над армией, но при этом взвешенно относится к военным и не стремится без серьезных на то оснований идти на обострение отношений с высшим командованием ННА.

Важное место в деле обеспечения лояльности армии нынешней власти правительство отводит ее техническому переоснащению, производимым за рубежом многомиллардным закупкам современного вооружения и военной техники, другим мероприятиям по повышению боеспособности ННА. Все это оказывает положительное воздействие на военную верхушку.

Власти не упускают из виду и то, что военные продолжают играть ведущую роль в борьбе с терроризмом и остатками исламистских бандформирований, что представляет одну из серьезных угроз стабильности в стране. Продолжается соперничество с соседним Марокко за лидерство в Северо-Западной Африке, не урегулирован конфликт вокруг Западной Сахары. Причем в решении этих вопросов руководство АНДР во многом стремится опираться на военную мощь. Все эти факторы, несомненно, повышают политическую значимость алжирской армии.

В последнее время внутриполитическая обстановка в Алжире заметно осложнилась. В стране усиливаются выступления противников существующего режима. В этих условиях армия, как хорошо организованный и дисциплинированный организм, остается влиятельной силой, от позиции которой во многом будет зависеть дальнейшее развитие событий в стране. При этом не исключено, что в случае дальнейшего обострения ситуации, политическая роль алжирских военных вновь может усилиться.

52.2MB | MySQL:103 | 0,621sec