Реакция Турции на события в Египте

Волнения в Египте, приведшие к отставке президента Х.Мубарака, находившегося на своем посту почти тридцать лет, не оставляют равнодушным мировое сообщество, задающееся вопросом о будущности одного из ведущих государств арабского мира. Тем более что протестные выступления, лавинообразно распространившиеся по другим государствам ближневосточного региона, вынуждают правящие элиты соседних стран занять определенную позицию в отношении происходящего. Не остается в стороне от событий и Турецкая Республика, руководство которой выступает с пространными комментариями, рассчитанными как на внутреннюю, так и на внешнюю аудиторию.

11 февраля 2011 года, в тот день, когда президент Мубарак передал власть Высшему совету Вооруженных сил Египта, турецкое правительство выступило с официальным заявлением, обозначившим позицию Турции в отношении «египетской революции». В заявлении говорилось о том, что с самого начала массовых выступлений Турция поддерживала законные требования египетского народа о демократии и свободе и высказывалась за установление в Египте порядка, основанного на плюрализме и уважении прав человека. Выражалась надежда на то, что Высший совет Вооруженных сил в кратчайшие сроки передаст власть новому руководству, избранному в результате справедливых и свободных выборов, и в Египте будет установлена конституционная демократия, определенная волей народа.

На следующий день премьер-министр Турции Т.Эрдоган лично повторил основные идеи заявления, добавив, что турецкий народ, более чем какой-либо другой, понимает чувства и требования народа Египта, разделяя с ним все надежды, воодушевление, волнение и радость. Как лидер всенародно избранной в 2002 году Партии справедливости и развития Т.Эрдоган отметил, что назревшие в обществе изменения невозможно постоянно сдерживать. Призвав египетскую армию действовать в рамках демократии и передать власть народу, Эрдоган заявил, что Турция заботится не только о собственном процветании, но также о стабильности и благоденствии соседних народов. Одновременно Т.Эрдоган обратился к международному сообществу с призывом оказать Египту помощь в преодолении экономических затруднений, созвав совещание государств-доноров, задействовав каналы гуманитарной помощи, в том числе, по линии организаций Красного полумесяца и Красного креста.

Президент А.Гюль, отвечая на вопросы журналистов в ходе визита в Иран, состоявшегося через три дня после отставки египетского президента, сказал, что исламский мир, особенно, его ближневосточная часть, переживает период глубочайших перемен, инициированных не сверху, а со стороны народа. Президент высказался за полноценную реализацию в Египте республиканских принципов, организацию прозрачных и свободных выборов с участием египетских и иностранных наблюдателей.

По словам президента Гюля, к оценке событий следует подходить с реалистической точки зрения. Благодаря развитию технологий мир стал прозрачным, лидерам необходимо принимать во внимание, что информация быстро распространяется.

А.Гюль также напомнил о том, что еще в 2003 году, будучи министром иностранных дел, он, выступая на совещании ОИК, призвал исламские страны к демократизации, уважению прав и свобод граждан.

Министр иностранных дел А.Давутоглу назвал отставку Х.Мубарака историческим событием для Египта, арабского мира и региона в целом. Отметив высокий уровень политического сознания народа Египта, на протяжении длительного времени настойчивого выражавшего свои требования демократическим путем, не прибегая к насилию, А.Давутоглу выразил удовлетворенность тем, что египетским руководством было принято верное решение. Впервые в истории региона конец авторитарному режиму был положен путем мирного протеста, в котором приняли участие широкие массы египтян. Социальный взрыв в Египте не был спонтанным происшествием, но давно назревавшим процессом. Министр выразил надежду на то, что с тревогой ожидаемый наблюдателями «эффект домино» будет носить позитивный характер и события в других государствах будут развиваться подобным же образом. Переход различных стран к политическому устройству, основанному на волеизъявлении народа, обеспечит установление в регионе атмосферы стабильности, процветания и мира.

А.Давутоглу также подчеркнул, что у Турции нет намерения вмешиваться во внутренние дела Египта. При этом А.Давутоглу, так же как премьер-министр Т.Эрдоган, призвал египетских военных как можно скорее обеспечить проведение свободных выборов в условиях многопартийности, являющейся атрибутом демократического режима. Руководство Турции исполнено оптимизма относительно будущего развития Египта, в котором «республика встретилась с демократией». Республиканская традиция в Египте уже существовала. Если она увенчается демократией, уровень стабильности на Ближнем Востоке значительно повысится. Важно, чтобы при этом была создана система власти, способная удовлетворить требования египетского народа.

Лидеры оппозиционных партий Турции, комментируя события в Египте, высказывали критику в адрес турецкого правительства и проводимой им политики.

Так, председатель Народно-республиканской партии К.Кылычдароглу, выступая на заседании парламентской фракции НРП, высказал мнение о том, что руководство Турции совершило внешнеполитическую ошибку, выступив с непродуктивной критикой египетского правительства вместо того, чтобы предпринять конкретные действия. Например, направить в Египет специального представителя подобно тому, как это сделали США. При этом лидер НРП не разделяет оптимистических взглядов турецкого правительства относительно развития Египта после ухода Х.Мубарака, считая, что будущее данного государства пока неопределенно. К.Кылычдароглу отметил, что атрибутом демократии являются не только выборы, и напомнил, что бывший президент Египта Х.Мубарак был переизбран на свой пост 87% голосов.

Председатель Партии националистического движения Д.Бахчели, выступая перед парламентской фракцией своей партии, также как и его коллега из НРП отметил неопределенность дальнейшей судьбы Египта и заявил, что некими скрытыми силами ведется организованная работа по перекройке политической географии исламского мира. Такие вызывающие всеобщее одобрение и согласие понятия, как демократия и свобода, используются как прикрытие данной спланированной деятельности. Д.Бахчели выразил недоумение относительно позиции турецкого правительства, приветствовавшего демократию в Египте, где была установлена фактическая диктатура военных, распустивших парламент и приостановивших действие конституции.

Можно заметить, что если оппозиция в связи с египетскими событиями выступает с критическими замечаниями в адрес правительства, то руководство Турции стремится акцентировать собственные достижения. В целом, риторика турецкого руководства, основывается на утверждении о том, что приход к власти правящей Партии справедливости и развития был примером свободного волеизъявления народа в рамках успешно функционирующего в Турции демократического порядка смены власти. Призывы к лидерам ближневосточных государств прислушиваться к голосу народа и уважать свободу выбора сопровождаются высказываниями о том, что успех ПСР связан с умением реагировать на нужды населения Турции и учитывать мнение народа. Подчеркивая демократический подход к распределению властных полномочий и отсутствие стремления удержаться в своем кресле любой ценой, премьер-министр Т.Эрдоган даже пообещал оставить пост председателя партии в случае, если по результатам всенародного голосования партия окажется на втором месте. Таким образом, оценки внешнеполитических событий переплетаются с предвыборной полемикой, разрастающейся в преддверии запланированных на июнь парламентских выборов.

62.85MB | MySQL:102 | 0,461sec