«Аль-Каида» начала «охоту» на президентов

Массовые протестные акции в ряде стран Северной Африки и Ближнего Востока на время затмили другие события в этом бурлящем регионе. А напрасно. Похоже, что действующая в ряде стран Северной Африки и Сахеля «Аль-Каида в странах исламского Магриба» /АКМ/ по полной схеме использовала обстановку хаоса и неразберихи, наблюдаемую в ряде стран региона. Она фактически начала «охоту» на глав государств, власти которых в той или иной мере пока смогли устоять под давлением как извне, так и со стороны внутреннего неформального сектора экономики, ставшего инициатором протестных движений в ряде арабских стран.

Целью теракта, который был запланирован главарями АКМ на 2 февраля, был президент Мавритании Мохаммед ульд Абдель Азиз. Однозначно установлено, что в 12 км к югу от Нуакшота на автодороге, где должен был проехать кортеж президента, его поджидала заминированная автомашина. Дальше данные расходятся. По информации мавританских военных, охрана президента успела уничтожить подозрительную машину, похоже, выстрелом из гранатомета. При этом погибли трое, находившихся внутри машины Они были представлены как боевики АКМ, готовившие теракт.

Со своей стороны АКМ распространила коммюнике, в котором взяла на себя ответственность за попытку покушения на президента Мавритании. В нем утверждалось, что в заминированной автомашине было два человека, и что именно они подорвали взрывное устройство в момент, когда к ним приблизились военные. Утверждалось, что в состав группы, готовившей покушение, «входили несколько человек разной национальности, в том числе двое мавританцев — ветеранов организации». Смертники, находившиеся внутри машины, заранее записали на видео свои предсмертные завещания, что стало одним из лейблов как АКМ, так и собственно «Аль-Каиды». По данным АКМ, в результате взрыва машины ранения получили 9 военнослужащих, находившихся на расстоянии в 300 метров от эпицентра взрыва. Последнее неудивительно: террористы «зарядили» машину 1.5 тоннами тринитротолуола.

Утверждения АКМ о том, что покушение готовила группа террористов, получили подтверждение в последующие дни, когда мавританская армия начала «охоту» на них. 5 февраля мавританские военные объявили, что смогли обнаружить и окружить двух участников банды в небольшом лесу на берегу реки Сенегал на юге Мавритании. Ранее им удалось убить одного жандарма, который попытался их задержать. В ответ на предложение сдаться один из террористов подорвал себя — скорее всего, на нем был «пояс шахида». Второго — он, по всей видимости, не торопился в обещанный рай — удалось арестовать.

Позднее выяснилось, что мавританская армия была приведена в состояние повышенной боевой готовности после того, как еще 1 февраля к югу от Нуакшота была обнаружена вторая — вернее сказать, первая — заминированная машина. Ее вместе с содержимым продемонстрировали по национальному телевидению. Содержимое впечатляло — в алюминиевой цистерне находилось 1500 кг взрывчатки. Он должна была сработать по команде из кабины машины. Также в машине были обнаружены гранатомет РПГ-7 с комплектом гранат, два автомата Калашникова с боеприпасами, а также готовая к действию противотанковая мина. Находившийся в машине 29-летний выходец из Гвинеи-Бисау показал, что основной целью этого взрывного устройства была одна из военных казарм в Нуакшоте, резервной — посольство Франции в Мавритании.

По данным мавританских спецслужб, террористы готовили еще и третью машину, но ее так и не обнаружили.

Предыдущий теракт с использованием боевиков-смертников был совершен в Мавритании в августе 2009г. близ посольства Франции в Нуакшоте.

Мавританские военные непримиримо настроены по отношению в АКМ. В июле 2010г. они провели превентивную операцию против баз АКМ на территории северного Мали с целью сорвать готовившийся исламистами теракт на территории Мавритании.

АКМ продолжает удерживать семерых заложников, включая пятерых французов, которые были похищены в сентябре 2010г. в одном из центром добычи урана на севере Нигера.

Понимание постоянно растущей угрозы со стороны АКМ побудило министра по делам сотрудничества Франции Анри де Рейнкура заверить 7 февраля Нуакшот в том, что Париж «находится в распоряжении стран Сахеля в их борьбе против АКМ. «Франция ничего никому не навязывает, Франция находится в распоряжении этих стран, если будет сформулирован соответствующий запрос, если будет выражено соответствующее пожелание», — заявил он после состоявшейся в Нуакшоте встречи с президентом Мавритании. Эмиссар Парижа приветствовал «замечательную работу, выполненную мавританскими властями с целью нейтрализации попыток дестабилизировать страну».

Днем ранее тревожный сигнал поступил из Алжира. Там местные спецслужбы объявили о нейтрализации сети АКМ, которая базировалась на юго-востоке страны в провинции Батна и готовилась к совершению терактов в Европе, и в частности — во Франции. В тот день алжирские СМИ сообщили об аресте 14 боевиков АКМ, в томи числе двух мавританцев. Один из них был представлен как «муфтий» АКМ Ибрагим ульд Мохаммед Ульдна.

Последний вступил в ряды АКМ еще в 2008г. и затем занимался подготовкой боевиков-смертников, а также захватами заложников из западных стран. Похоже, он быстро заговорил перед следователям из алжирских спецслужб. По его наводке тут же был арестован его сообщник Мустафа Дебши /боевой псевдоним — Абу Мохаммед аль-Османи/. Этого инженера-электронщика, работавшего в порту г.Аннаба, арестовали в момент, когда он намеревался убыть в Европу. Последний также предпочел не молчать, и именно по его наводкам были арестованы остальные участники группы.

Уже 10 февраля телевидение Мавритании представило двух арестованных в начале февраля боевиков АКМ. Перед камерами они утверждали, что целями террористов были здание министерства обороны Мавритании и посольство Франции в Нуакшоте. Всего в операции предполагалось использовать три заминированных машины. В группе было 8 человек — 6 мавританцев, один алжирец и один — гражданин Гвинеи-Бисау. Последний, в частности, в течение четырех месяцев готовил снаряжение для терактов на севере Мали.

Атаку посольства Франции террористы планировали совершить следующим образом. Сначала они намеревались подорвать ворота, закрывавшие въезд на территорию посольства. Затем через проделанный проход должна была проехать заминированная автомашина. Взрыв планировалось совершить внутри ограждения посольства.

Признания боевиков АКМ относительно целей террористов формально противоречили заявлениям руководства этой организации, согласно которому одна из машин была нацелена против президента. Если вспомнить, что машин было три, значит, и целей было три. А значит, АКМ действительно начала охоту на президента Мавритании, которого она обвиняет в том, что тот «в угоду Франции ведет войну на истребление против муджахидинов».

В любом случае показательно то, какими объемами взрывчатки манипулируют боевики АКМ. Если предположить, что в третьей машине также находились 1,5 тонны тринитротолуола, это означает, что террористы готовили к применению 4,5 тонны взрывчатки. Такое количество взрывчатки невозможно похитить ни в одном государстве. А значит, она поступила террористам извне по одному из хорошо отлаженных маршрутов поставки оружия и боеприпасов. Причем, скорее всего, приобретена она была на средства, полученные АКМ за счет выкупов за освобождение заложников.

Еще одно наблюдение в связи с событиями в Мавритании — можно предположить, что Франция решится на очередную силовую операцию по освобождению заложников. Благо, силы у нее в регионе для этого имеются.

Категорически против такого развития событий, впрочем, выступает Алжир. Как утверждал 23 февраля глава МВД АНДР Даху ульд Каблиа, военное присутствие Франции в нескольких странах Сахеля усложняет борьбу против АКМ. Он высказал претензии к властям Нигера, Мали и Мавритании, которые более охотно идут на двустороннее военное сотрудничество с Францией, нежели на многостороннее региональное взаимодействие, в котором Алжир претендует на исполнение заглавной роли. По его очень странной «логике», «если Алжир сотрудничает со страной, непосредственно не вовлеченной в события и не разделяющей с Алжиром одни и те же ценности, и в частности, религиозные, это означает, что мусульманский Алжир взаимодействует с немусульманской страной для борьбы с мусульманами».

52.23MB | MySQL:103 | 0,467sec