О деятельности СКМС в Афганистане

В ряду международных структур, призванных стать координаторами международной помощи Афганистану особая роль принадлежит Совместному координационно-мониторинговому совету (СКМС) как в силу состава его участников, так и круга решаемых проблем.

СКМС был создан правительством ИРА и международным сообществом сроком на 5 лет (2006-2011 гг.) для координации усилий по осуществлению трех ключевых задач, обозначенных в лондонском Соглашении по Афганистану и вытекающих из резолюции 1659 СБ ООН от 15.02.2006 г., одобрившей это Соглашение. В их числе:

1) наблюдение за прогрессом в реализации целей соглашения в политической сфере;

2) определение направлений координации и финансирования обозначенных в нем видов деятельности;

3) информирование президента и парламента ИРА, Генсекретаря ООН и доноров о ходе реализации намеченных планов.

В состав Совета входят 28 человек. От Афганистана — семь назначаемых президентом представителей государственного руководства, определяющих внутреннюю стратегию реализации лондонского Соглашения: советник президента по экономическим вопросам (сопредседатель), министры финансов, экономики, иностранных дел, просвещения, юстиции и советник президента по национальной безопасности. От международного сообщества — 21 человек: спецпредставитель Генсекретаря ООН C. де Мисура (сопредседатель), представители шести крупнейших доноров Афганистана (США, Великобритании, Японии, Германии, Евросоюза и Индии), соседей ИРА (Пакистана, Ирана, КНР), не входящих в число доноров региональных участников процесса (КСА, Турции, России), представители НАТО, КС и четырех основных поставщиков воинских контингентов (Канады, Нидерландов, Италии и Франции), а также двух крупнейших международных финансовых институтов (Всемирного банка и Азиатского банка развития).

По результатам деятельности СКМС готовит полугодовые и годовой доклады, представляемые государственному руководству ИРА, ООН и странам-донорам.

На техническом уровне работу Совета координирует секретариат, собирающий и анализирующий информацию о выполнении решений Соглашения и восстановительных программ национальной стратегии развития, поступающую от задействованных в реабилитационном процессе местных и иностранных организаций, Совбеза ИРА, международных финансовых институтов, доноров, центрального статистического управления ИРА, ооновских подразделений, НПО, провинциальных восстановительных команд, частных структур.

Структурно механизм СКМС состоит из 13 консультативных групп, контролирующих основные направления Соглашения по Афганистану (безопасность, государственное управление и верховенство закона, инфраструктура, образование, здравоохранение, сельское хозяйство, социальная защита, развитие частного сектора, гендерные вопросы, борьба с наркотиками, региональное сотрудничество, антикоррупционные мероприятия, охрана окружающей среды), и 46 рабочих групп.

Решения СКМС принимаются на основе консенсуса.

По мнению автора, наблюдаемая в последнее время тенденция подготовки США и их союзников к сворачиванию своего военного присутствия в Афганистане, в принципе, должна была бы способствовать укреплению роли СКМС, по сути остающегося одним из немногих инструментов согласования позиций международного сообщества и Афганистана.

Вместе с тем, не на пользу указанного органа пошло формирование параллельной ему по влиянию структуры – встреч специальных представителей по «Аф-Паку» ключевых участников процесса урегулирования в ИРА. Дело даже не в том, что у этих совещаний в силу их оперативного характера и политического веса их участников гораздо больше возможностей оказывать влияние на политику ведущих держав на афганском направлении.

Скорее, речь следует вести о гораздо большей приемлемости встреч спецпредставителей для США и их ближайших союзников. Неформальный характер таких форумов, свобода в формировании повестки дня открывают для американской дипломатии широкое поля для маневра, в том числе в плане навязывания своих решений прочим участникам. Наиболее характерно это было в период пребывания ныне покойного Р.Холбрука на посту спецпредставителя США по «Аф-Паку», хотя преемственность такой линии и при его преемнике исключать вряд ли стоит.

Таким образом у СКМС, а значит и консенсусного решения мировым сообществом афганских проблем, пока весьма унылые перспективы. Их улучшению могло бы послужить акцентирование мировым сообществом готовности активизировать коллективную составляющую своей афганской «программы». Но в условиях подготовки к реализации стратегии ухода этому, к сожалению, уделяется все меньше внимания.

62.83MB | MySQL:102 | 0,643sec