Йемен: накануне критической точки?

Ситуация в Йемене продолжает оставаться неясной. С одной стороны, президент А.А.Салех испытывает на себе беспрецедентный прессинг протестных настроений. С другой, оппозиция явно не готова к решительным действиям, опасаясь возникновения вооруженного противостояния. Напомним, что лояльными президенту остаются части национальной гвардии и сил безопасности. Но его основным преимуществом являются, конечно, деньги. Именно они обеспечивают ему возможность пока оставаться «на плаву» и даже собирать время от времени многочисленные митинги своих сторонников. Вообще эта денежная основа «революции», которая является, чуть ли основной движущей силой и гарантией сохранения или получения власти, может затянуть процесс свержения Салеха до бесконечности. Естественно, что существуют и другие мотивы этой «революции», но основная мотивировка и той, и другой стороны – это деньги, которые дают власть. Трудно представить себе многотысячные митинги, участники которых готовы положить жизнь за принципы демократии по западному образцу. Жизни там кладут за справедливость. Справедливость в рамках распределения доходов от нефти и других форм бизнеса. А для этого нужна власть, которую можно получить только, если все партии будут иметь шансы провести своих представителей в парламент и правительство. Эра диктатур в ее прежнем понимании закончилась. Арабские страны и так серьезно подзадержались, нужда в чрезвычайных положениях и диктатуре исчезла, когда закончилась «холодная война». Выросли новые поколения, которые все больше ассоциируют себя с западными экономическими системами, и которые не имеют возможности в прежних условиях эти желания осуществить. Все это абсолютно не означает того, что многопартийность и выборы вдруг сразу возьмут и придут в арабский мир. Останется та же система равновесия кланов и племен, только теперь это будет называться «многопартийной системой». Новое политическое поколение пришло к выводу, что такая система создает больше гарантий сохранения привилегий своих групп и кланов, нежели чем потерявшие за долгий срок правления чутье диктаторы. Другими словами, право на распределение благ не должно зависеть от воли одного человека и его ближайшего окружения. Доказательством этому является факт того, что первыми жертвами «революций» стали режимы в довольно бедных, но «образованных» странах. Там, где система распределения доходов в достаточной степени сбалансирована (КСА, ОАЭ, Кувейт, Иордания) волнения носили четко выраженный локальный характер. Населения этих стран абсолютно не волновали «многопартийные системы и выборы», там протесты базировались или на дискриминации (опять же экономической) шиитского населения или захвата членами королевской семьи каких-либо не принадлежащих им «кусков собственности».

А.А.Салех в Йемене демонстрирует твердое желание остаться у власти любой ценой. Он пролил очень много крови для того, чтобы взойти на этот «олимп», и уходить вот так просто он не желает и не будет. Это в принципе понимают и в ССАГПЗ, который не очень активно призывает его уступить власть. Причем и в самой региональной структуре нет единого мнения по этому вопросу. Катарцы, например, выступают в рамках «немедленного и безоговорочного ухода» Салеха, саудовцы допускают продление этого периода «до конца конституционного срока», правда при условии передачи власти премьер-министру или заместителю.

Ожидать от «заливников» какого-то жесткого ультиматума Салеху не надо. Над ними висит «дамоклов меч» опасения возникновения хаоса у себя «в тылу». Они боятся спровоцировать своими требованиями активизацию оппозиции, которая пойдет на штурм президентского дворца. При этом абсолютно не факт, что сам пре5зидент будет находиться в этом дворце в момент штурма. В таком случае на повестке дня сразу возникнет вероятность долгого вооруженного противостояния по «ливийскому образцу». Этого категорически не желают Вашингтон и Залив.

Стороны пока заняты в большей степени психологической борьбой. Манифестанты-оппозиционеры сидят на площади, президент клянется «бороться с мятежниками до конца». Все это накладывается на стрельбу «неизвестных снайперов» по толпе. Одновременно в ряде газет появились «утечки» о намерении президента отдать приказ о бомбардировке площадей с оппозиционерами и казарм, в которых дислоцируются нелояльные ему войска. Сразу скажем, что в такой сценарий верится с трудом, хотя бы в силу того, что это означает начало гражданской войны и безусловную резкую реакцию США и Запада. Такой сценарий сразу же ликвидирует всю «юридическую легитимность» Салеха, а в настоящее время – это один из немногих его «козырей».

На этом фоне продолжается раскол в рядах правящей партии Национального Конгресса. Из нее на днях вышли ряд ключевых фигур, которые основали «Блок справедливости и развития» (БСР). Пока трудно сказать, что это – бегство с тонущего корабля или маневр по сохранению партии. Ведь в случае свержения Салеха его партия, скорее всего, будет распущена и не сможет участвовать в политической жизни.

Но вопрос здесь в другом. И в том, и в ином случае это свидетельствует о критической точке, до которой дошло противостояние. По некоторым данным, оппозиция дала президенту недельный срок для того, чтобы определится. После этого якобы состоится захват дворца. Срок этот истекает в пятницу 22 апреля. Если оппозиция и в этот раз ограничится предупреждениями, то ситуация станет похожей на фарс.

При этом отметим позицию Росии, которая вдруг решила поучаствовать в урегулировании йеменского кризиса. Скажем откровенно, что посылка в настоящее время каких-то делегаций любого уровня может сыграть не очень хорошую службу. Предсказать развитие ситуации в настоящее время очень сложно, и нет такого эксперта, который расскажет, что будет происходить через день или два. В этой ситуации можно вспомнить египетский прецедент. В настоящее время видимо все-таки целесообразно держать нейтралитет и действовать по принципу «не навреди».

52.3MB | MySQL:103 | 0,613sec