Визит министра иностранных дел ФРГ Г. Вестервелле в Каир и Абу-Даби

19–20 апреля с.г. министр иностранных дел ФРГ Гидо Вестервелле совершил поездку на Ближний Восток. В ходе переговоров с официальными лицами египетского правительства в Каире Г. Вестервелле обсудил ряд актуальных проблем, в том числе продолжение процесса демократизации и вопрос экономической поддержки хода политических и хозяйственных реформ в Египте. «Это был его второй визит в Египет после успешного переворота в феврале», указывается в официальных документах федерального кабмина (он побывал в Каире 23–24 февраля с.г.). После переговоров в Каире Вестервелле принял участие в проходившем в Абу-Даби заседании министров иностранных дел ЕС и стран, входящих в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (Бахрейн, Катар, Оман, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты), сокращенно — ССАГПЗ.

1. Пребывание в Каире

В ходе встреч в Каире, прошедших 19 апреля, вице-канцлер обменялся мнениями об актуальной ситуации в Египте, сформированной за несколько недель после ухода Мубарака, с премьер-министром Египта Эссамом Шарафом, министром иностранных дел Набилем аль-Араби, а также представителями Национального совета по правам человека. Было отмечено, что первый визит Вестервелле в Каир проходил в условиях «критического этапа переходного процесса», в ходе которого федеральный кабмин заверил реформаторов в поддержке демократических преобразований в Египте. Нынешний его приезд в Каир следует рассматривать как «новый сигнал поддержки». В частности, ЕС реализует предложенный Германией план, в ходе которого осуществляется так называемое партнерство в трансформации египетского общества. Оно продвигается в целях укрепления демократии, верховенства права, строительства новых и укрепления прежних структур гражданского общества в стране.

Поясняя причину нынешнего визита, Вестервелле подчеркнул, что Египет остается ключевой страной для дальнейшего развития политического и экономического партнерства Запада с арабским миром. По этой причине детально рассматривался спектр проблем — от становления демократических институтов и, в частности, ситуации с соблюдением правам человека, до положения христианского меньшинства в Египте.

 

Партнерство в трансформации

Вестервелле подчеркнул, что развитие ситуации в Египте будет иметь решающее значение для успеха всех революций на Арабском Востоке. В этой связи важно объективно оценить как достижения Египта, «так и просчеты, имея в виду приговор в отношении блоггера Набиля или насильственных действий египетских властей в отношении демонстрантов на площади Ат-Тахрир», отметил Вестервелле в Каире. Поэтому серьезное значение имеет то, что правительство ФРГ поощряет «тех, кто хочет развивать демократический процесс» и способствует ему. В ходе февральского визита Вестервелле предварительно обсудил с новым египетским руководством аспекты партнерства в трансформации. Сейчас подчеркивалось, что пришла пора конкретных проектов в рамках партнерства с тем, чтобы закрепить законом политические изменения в стране и улучшить жизнь людей, то есть сделать процесс необратимым.

 

Преобразования в Египте

Федеральный кабмин исходит из того, что египетский народ в январе и феврале 2011 г. путем мирных демонстраций в Каире и других городах достиг первой цели — отставки президента Мубарака. Действия народных масс продемонстрировали мировой общественности «приверженность демократии, желание эффективного управления страной на основе верховенства закона». Правительство ФРГ отмечает, что находящиеся у власти представители Высшего совета Вооруженных сил (ВСВС) готовятся вступить в диалог с различными политическими силами в стране, которые были представлены активистами на площади Ат-Тахрир, чтобы осуществить переход к демократии в Египте. Результаты диалога получат отражение осенью 2011 г., когда состоятся свободные и справедливые выборы в парламент и нового президента. Согласно этой задаче меняется конституция страны.

Германия поддерживает процесс демократизации в Египте. Подтверждение этого — упомянутое «Партнерство по трансформации», подготовленное уже 31 января 2011 г., которое касается Египта и Туниса.

Положения «Партнерства по трансформации» учитывают потребности и приоритеты в двух названных странах. Они были озвучены и скорректированы 25 февраля с.г. в Каире группой официальных лиц ФРГ, в числе которых вице-канцлер Г. Вестервелле, федеральный министр по экономическому сотрудничеству и развитию Д. Нибель и парламентский госсекретарь федерального Министерства экономики Э. Бургбахер. Первый проект, в частности, разработанный МИДом, предусматривает способствование демократическим обменам, консультациям по правам человека, формированию независимых и профессиональных СМИ и их работе в процессе освещения выборов. В рамках проекта сотрудники Института Гете в Каире проводят семинары с участием инициаторов и активистов демократических преобразований в Египте, которые получают здесь возможность обменяться взглядами на будущее Египта, причем предусмотрено участие в обсуждениях активистов неправительственных организаций и блоггеров. Таким образом, в том числе с помощью подключения к Интернету, обеспечивается максимально возможный спектр суждений.

 

Продвижение демократии

Федеральное министерство экономического сотрудничества и развития (BMZ), имея соответствующее финансовое подкрепление в размере 5,25 млн евро, содействует процессу демократизации, в частности, способствуя развитию сети независимых СМИ. Кроме того, выделено 8 млн евро на программы по трудоустройству молодежи, 20 млн евро на меры по финансированию малого и среднего бизнеса. В бюджете Министерства иностранных дел на 2012 и 2013 гг. заложено финансирование дополнительных предложений федерального кабмина для утверждения бундестагом по деятельности в рамках «Партнерства по трансформации» в регионе, каждое по 50 млн евро.

Одновременно осуществляется поддержка ЕС. Европейская внешнеполитическая служба (EAD) и Европейской комиссия решением от 11 марта с.г. приступили к реализации совместных предложений в рамках программы «Партнерство с Южным Средиземноморьем во имя демократии и всеобщего процветания». Первый пакет неотложных мер в ней касается развития гражданского общества (20 млн евро). Европейский инвестиционный банк увеличит свои обязательства по экономическому развитию в регионе, оцениваемые в 1 млрд евро.

Проекты по развитию демократических процессов в Египте связаны прежде всего с проведением свободных и справедливых выборов, а затем, с осени 2011 г., с вовлечением всех государственных структур в процесс перехода к демократии и укреплением идеи о верховенстве закона. Германия выражает готовность помочь Египту в процессе, будь то на основе сотрудничества или в виде юридических консультаций в организационной сфере и в области управления. Успех демократии также во многом зависит от изначально поставленной задачи по улучшению экономических перспектив населения. Федеральное правительство будет оказывать поддержку развитию образования и профессиональной подготовки в целях расширения возможностей трудоустройства. Немецкие компании, уже действующие в Египте, готовы развивать сотрудничество в области развития и предпринимают инициативы, направленные на усиление занятости и профессиональной подготовки.

 

2. Пребывание в Абу-Даби

Свободная торговля и региональные вопросы — основная тематика второй части ближневосточного вояжа Вестервелле, которая проходила в Абу-Даби. Традиционно надежные отношения между Европой и ССАГПЗ продолжают расширяться, о чем свидетельствует нынешняя, 21-я по счету встреча министров иностранных дел ЕС и ССАГПЗ. На совместном саммите шефов МИДов двух крупнейших политико-экономических зон мира, проходившем 20 апреля с.г., обсуждался широкий круг вопросов. О необходимости интенсивного диалога между Евросоюзом и ССАГПЗ высказалась в Абу-Даби верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон, которая также принимала участие во встрече. По словам Эштон, необходимость сотрудничества выявилась в результате последних событий в Северной Африке и на Аравийском полуострове.

Связи между Германией и названным ближневосточным регионом носят устойчивый характер, поскольку ФРГ прежде всего — один из мировых лидеров в экспорте, и ей есть что предложить арабским партнерам. В свою очередь, государства ССАГПЗ как обладатели углеводородного сырья и реализаторы программ диверсификации экономик нуждаются в высоких технологиях из ФРГ.

В перечне контактов последнего времени можно упомянуть пребывание в ОАЭ 50 ведущих политиков и бизнесменов Баварии во главе с земельным госсекретарем Министерства экономики, инфраструктуры, транспорта и технологий, постоянным представителем главы правительства Баварии Мартином Цайлем (19–21 марта с.г.). В этом же ряду стоят подписание в Абу-Даби договоренностей в рамках проектов международного агентства по возобновляемым энергиям (IRENA, штаб-квартира в Бонне), которое 05.04.2011 утвердило рабочую программу и совместный бюджет в 25 млн долларов, и другие не менее характерные примеры. Сейчас, в ходе визита Вестервелле в Абу-Даби, обе стороны уточнили актуальные позиции по спектру вопросов экономического характера.

Германия, как ведущее звено Евросоюза, имеет высокую заинтересованность в соглашении о свободной торговле между ЕС и ССАГПЗ, о котором в течение длительного времени ведутся переговоры. С другой стороны, невозможно решать глобальные экономические проблемы вне политического аспекта. Государства, входящие в ССАГПЗ, в экономическом аспекте составляют около половины общего объема торговли ЕС с арабскими государствами. С другой стороны, ЕС для ССАГПЗ — в числе приоритетных торговых партнеров.

В целом, после «арабской весны», которая началась в Тунисе и Египте, ситуация на территории ССАГПЗ остается стабильной. Это дает руководителям внешнеполитических ведомств основание считать, что сотрудничеству между двумя региональными организациями на основе соглашения от 1988 г. пока ничто не угрожает. Встречи шефов МИДов проходят ежегодно, переговоры по соглашению о свободной торговле, начатые в 1990 г., после временного перерыва (1999–2001), связанного с созданием таможенного союза, возобновлены и имеют положительную тенденцию. «Конечно, многое на Аравийском полуострове происходит не так, как мы себе это представляем, — признался Вестервелле. — Тем не менее некоторые идеи имеют движение, и мы бы хотели это движение закрепить». Он не уточнил, о каких идеях идет речь. Однако не исключено, что развитие экономических связей сдерживается из-за размера экспортных пошлин, которые богатая нефтяными запасами Саудовская Аравия намерена сохранить на прежнем уровне.

Вестервелле был весьма осторожен в оценках, поскольку, по его словам, пока еще не ясно, какое «арабское лето» последует за «арабской весной». Он не исключает, что возможна и «арабская зима». Поэтому, ощущая на себе груз ответственности как европейского локомотива, ФРГ старается использовать свое влияние в арабском мире в качестве достойного и ответственного партнера.

Подобные осторожные оценки оказались в стороне, когда речь зашла о ситуации в Ливии. Практически ЕС и ССАГПЗ были единодушны в оценке того, что Ливии будет обеспечено мирное и свободное будущее только без диктатора Каддафи. «Это возможно лишь на основе политического решения о прекращении огня таким образом, чтобы переговоры смогли наконец защитить гражданское население. А также при реализации политики всеобъемлющих санкций», убежден федеральный министр иностранных дел. Он подчеркнул, что политика переговоров и санкций более действенна, нежели другие методы борьбы: эти меры необходимы для того, чтобы лишить Каддафи возможности финансировать войну против ливийского народа.

 

* * *

Комментируя факт визита Вестервелле в Каир, известный эксперт по региону Ближнего Востока и Африке в берлинском исследовательском центре Stiftung Wissenschaft und Politik (SWP) Азием Эль Дифрауни отметил, что переговоры с членами ВСВС, которые еще несколько недель назад были полномочными представителями свергнутого ныне режима Мубарака, можно считать скорее символическими. Президент Египта, который в настоящее время находится под стражей и в отношении которого разворачивается расследование (в частности, предъявлено обвинение в гибели 846 соотечественников в ходе беспорядков в Египте), фактически оставил у власти своих воспитанников и соратников. Все пункты обвинения, включая размах коррупции, насилие по отношению к собственному народу, в значительной мере касаются и тех, с кем шеф федерального МИДа встречался, поскольку и они в том числе формировали подобный политический климат. По этой причине трудно предсказать, какие шаги способны предпринять в ближайшие месяцы соратники президента.

«Все переходное правительство, насколько мне известно, тесно связано с личностью Мубарака, поскольку ежедневно с ним сотрудничало», отметил эксперт. «Можно также предположить, что большинство компаний, включая и немецкие, которые вели бизнес в Египте, осуществляли его на основе бакшиша, то есть взяток», сказал далее сотрудник берлинского Stiftung Wissenschaft und Politik. «Если этого не было, можно считать это редким исключением. В этом смысле я не снимаю подозрений со всех бизнесменов ФРГ. Есть подтверждение этим подозрениям: в последние дни начато расследование по поводу деятельности председателя правления фирмы Utsch Хельмута Юнгблута (технологии производства номерных знаков для грузовых автомобилей), за которым последуют другие германские предприниматели.

Путь к египетской демократии, по мнению Азиема Эль Дифрауни, будет сложен и длителен. В числе проблем, которые вызовут наиболее ожесточенные дебаты, он выделил религиозное противостояние по случаю назначения впервые в истории Египта христианского губернатора при протестах радикальных мусульман. К этому следовало бы относиться более спокойно, если учесть, что исторические потрясения и без того уже состоялись и что 80-миллионому населению страны в настоящее время придется сдавать еще не один трудный экзамен на толерантность. Насколько египетское общество готово к подлинной демократии, и покажут этот и подобные моменты. Все это происходит на фоне власти генералов, которые по-прежнему, как и много десятилетий подряд, оказываются в привилегированном положении.

Но в то же время эксперт приходит к выводу, что даже этот ВСВС доведен до предела экстремальными ситуациями и, возможно, был бы не против уйти с политической сцены как можно быстрее, передать власть и переложить ответственность за нее на плечи других людей, чтобы не подвергаться риску. Не исключено, генералы действительно готовы к компромиссам. Они понимают, что уход с политической сцены Мубарака — первый, но далеко не последний шаг в египетской революции. Она не закончена, ее следует рассматривать, как начало перемен, а «на этой ухабистой дороге египтян могут ожидать разного рода сюрпризы». Вряд ли генералы жаждут ощутить их последствия, отметил сотрудник берлинского Stiftung Wissenschaft und Politik.

 

Выводы

Первый. Ход и результаты переходных процессов в арабском мире все еще остаются мало предсказуемыми. Но, по мнению немецких экспертов, уже становится ясно, чье влияние в регионе нарастает. В частности, Фолькер Пертес, директор берлинского SWP, склонен считать, что дополнительные политические очки набирает Турция. Особенности переходных процессов в арабских государствах обусловливают новую расстановку сил, в частности, в «геополитическом перераспределении веса». Поэтому вероятно, что Египет, чей внутренний застой отчетлив и очевиден, будет стараться восстановить свою репутацию и свой вес в арабском мире. Если прежде, начиная с 50–60-х гг., Египет считался военно-политической моделью для арабских автократий, а затем выступил как первое арабское государство, заключившее мир с Израилем, то сейчас у государства есть шанс показать новый впечатляющий пример в реализации идеи демократизации в арабском мире.

Второй. Благодаря демократическим реформам, прежде всего новому всенародно избранному руководству, Египет способен еще более отчетливо обозначить себя как союзник Вашингтона и европейских столиц, с одной стороны, и продолжить линию на добрососедские отношения с Израилем и другими странами Ближневосточного региона — с другой. В надежде на эти вероятные перемены и был предпринят визит Вестервелле. Запад, понимая возрастающую значимость сил, осуждающих мирный договор с Израилем, испытывает опасения в связи с открывающейся вероятностью рисков на этом ключевом направлении. По этой причине данная проблема нашла свое место в переговорном процессе в Каире.

Третий. В Абу-Даби обе стороны — Запад в лице ЕС и Восток в лице ССАГПЗ — продемонстрировали заинтересованность в сохранении стабильности в регионе. Шефы МИДов провели серию бесед и консультаций по политическим проблемам, сохраняющим первостепенную важность в свете арабских революций на различных стадиях протестного движения. В фокусе их внимания оказались Йемен и Ливия. В Йемене, по словам Вестервелле, «ситуация грозит распадом государства с последствиями в области безопасности миру», по причине чего ССАГПЗ начал предпринимать значительные посреднические усилия, поддержанные Европой. Ливия вовлечена в широкомасштабную гражданскую войну, в которой уже погибли сотни человек (по оценкам повстанцев, на 19 апреля их потери составили не менее 10 тыс. убитых и 55 тыс. раненых). Касаясь ситуации в этих двух странах, а также политики Ирана, Гидо Вестервелле выразил мнение, что эти проблемы невозможно решить без создания региональных организаций. «Учитывая экономические интересы сторон, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива является важным партнером», — отметил Вестервелле.

 

Использованы данные сайта МИДа ФРГ, Deutschlandradio, Die Presse.

52.27MB | MySQL:103 | 0,456sec