Об участии африканских государств в урегулировании сомалийского кризиса

Затяжной политический кризис в Сомали, продолжающийся уже почти четверть века и ставший постоянным очагом политической, военной и социальной напряженности в регионе Африканского Рога, оказывает отрицательное воздействие на развитии стран северо-восточной Африки. Поэтому не удивительно, что правительства этих стран, и в первую очередь соседних с Сомали государств (Эфиопии, Кении и Джибути), выступают активными организаторами (а фактически и участниками) процесса сомалийского национального примирения, являются инициаторами большинства политических решений, принимаемых по сомалийскому кризису Африканским союзом (АС) и региональной межправительственной организацией IGAD. Достаточно вспомнить, что после распада сомалийского государства именно в Джибути проходили первые мирные конференции сомалийских политических, общественных и религиозных деятелей, в результате которых была разработана Хартия переходного периода (некий прототип временной конституции), а позднее были достигнуты мирные договоренности между официальным руководством Сомали и оппозицией. Правительство Кении в 2002-2004 г.г. организовало проведение на своей территории серии мирных переговоров сомалийских лидеров, на которых была доработана и принята Хартия переходного периода и впервые сформированы временные федеральные органы власти Сомали. Правительство Эфиопии, помимо продвижения ряда важных политических инициатив в АС и IGAD по урегулированию сомалийского кризиса, в конце 2006 года ввело свои войска в Сомали и оказало прямую военную помощь временному федеральному правительству (ВФП), находившемуся на грани полного разгрома исламистскими силами. Впрочем, прямое военное вмешательство Эфиопии в сомалийский конфликт, по мнению экспертов ООН, было ошибкой и привело к его дальнейшему обострению, вследствие чего в январе 2009 года эфиопские войска покинули территорию Сомали. С тех пор первостепенную роль в стабилизации обстановки в Могадишо и международной поддержке ВФП стала играть миротворческая миссия Африканского союза в Сомали — AMISOM.

Роль AMISOM в урегулировании сомалийского кризиса

Миссия AMISOM была создана в ответ на просьбу ВФП Сомали по решению Совета АС по вопросам мира и безопасности в январе 2007 года с одобрения ООН. Согласно мандату АС, основными задачами миссии являются:

— обеспечение защиты временных федеральных органов власти Сомали и ключевых объектов инфраструктуры;

— поддержка процесса национального примирения и восстановления общественной безопасности в Сомали;

— содействие сомалийским властям в разоружении населения;

— отслеживание обстановки в зонах действия сил AMISOM;

— содействие проведению гуманитарных операций в Сомали;

— защита собственного личного состава, техники и объектов, включая самооборону.

В составе миссии AMISOM имеется воинский контингент (ее основной компонент), а также группа экспертов по политическим вопросам и полицейское подразделение.

В настоящее время воинский контингент AMISOM включает части сухопутных войск Уганды и Бурунди общей численностью более 10 тыс. военнослужащих. В ближайшее время его численность должна быть доведена до 12 тыс. человек, о чем было принято соответствующее решение АС и ООН еще в прошлом году. (В 2011 году о готовности выделить в состав AMISOM свои воинские контингенты заявили также власти Джибути, Сьерра-Леоне и Гвинеи).

Силы AMISOM являются, пожалуй, наиболее боеспособной вооруженной группировкой на территории Сомали. На их вооружении имеются танки, бронемашины, реактивные системы залпового огня, минометы, гранатометы, автоматическое стрелковое оружие. В отличие от других вооруженных группировок в AMISOM налажено тыловое обеспечение воинского контингента.

Штаб AMISOM расположен в Могадишо в районе бывшего учебного центра сомалийской армии «Халане». С 1 мая с.г. командующим войсками AMISOM стал бригадный генерал ВС Уганды Натан Мугиша.

Под защитой войск AMISOM находятся резиденция президента Сомали «Вилла-Сомалия», здания временного правительства и парламента, Центральный банк, столичный морской порт, международный аэропорт им. Адена Адде и другие стратегически важные объекты в Могадишо.

До 2011 года силы AMISOM вели исключительно оборонительные действия в Могадишо, отражая совместно с правительственными войсками атаки вооруженных формирований экстремистской исламской организации «Аш-Шабаб» и отвечая артиллерийским огнем на минометные обстрелы своих позиций. Такая пассивная тактика, разумеется, не имела успеха: контролируемая ВФП территория в Могадишо продолжала сокращаться, «Аш-Шабаб» беспрепятственно наращивала свои силы в северных и западных районах города, росли боевые потери AMISOM и число жертв среди гражданского населения, что формировало негативное отношение к AMISOM в сомалийском обществе.

Понимая бесперспективность выжидательных, сугубо оборонительных действий в миротворческой операции в Сомали, руководство Африканского союза и IGAD предложило существенно увеличить численность сил AMISOM (до 20 тыс. военнослужащих), повысить качество их материально-технического обеспечения и расширить их функции и зоны действий, подразумевая под этим проведение операций по принуждению к миру не только в Могадишо, но и в центральных и южных районах Сомали. Главным препятствием на пути реализации этих планов является недостаток финансирования операции AMISOM, которое обеспечивают в основном США, Великобритания, Европейский союз, Лига арабских государств, Китай, Япония и другие страны.

Несмотря на нехватку необходимых сил и средств, в конце февраля с.г., накануне истечения первых 100 дней деятельности нового ВФП, обещавшего за этот срок очистить столицу Сомали от боевиков «Аш-Шабаб», началось совместное контрнаступление правительственных войск и сил AMISOM, в результате которого за два месяца боев им удалось и несколько расширить зону своего контроля в Могадишо (примерно до половины территории города). Одновременно правительственные войска и взаимодействующие с ними вооруженные группировки, сосредоточенные на границе с Эфиопией и Кенией, развернули наступление в центральных и южных провинциях Сомали.

Для развития наметившегося успеха руководство AMISOM считает необходимым продолжить наращивание миротворческого контингента и группировки войск ВФП в Могадишо, качественно улучшить их вооружение и техническое оснащение и обеспечить усилиями мирового сообщества (НАТО, ЕС) эффективную блокаду сомалийских морских портов и аэродромов, находящихся под контролем «Аш-Шабаб», для пресечения незаконных поставок этой организации оружия и боеприпасов. Также важным считается скорейшая доставка в освобождаемые от исламистов районы продовольствия и организация там гуманитарной помощи населению. Кроме того, руководство АС и IGAD полагает, что успех миротворческой миссии в Сомали будет невозможен, если временные федеральные органы власти страны в ближайшее время не преодолеют имеющиеся у них политические разногласия относительно завершения переходного периода и не наладят сотрудничество с сомалийскими региональными администрациями и политическими группировками в целях достижения национального примирения и стабилизации обстановки в стране.

Участие стран региона в урегулировании сомалийского кризиса на современном этапе

Наиболее активное участие в урегулировании сомалийского кризиса принимают соседние с Сомали государства, всерьез опасающиеся распространения исламского экстремизма и дестабилизации обстановки на своей территории. Именно эти страны в первую очередь оказывают политическую и военную поддержку ВФП, часто выступают посредниками в возникающих спорах и разногласиях между различными сомалийскими группировками и администрациями, постоянно привлекают внимание мирового сообщества к этой сложной, по сути международной, проблеме.

В настоящее время на территории Эфиопии, Кении и Джибути с одобрения АС и IGAD ведется подготовка военнослужащих и полицейских для восстанавливаемых силовых структур ВФП Сомали и сотрудничающих с ним сомалийских группировок «Ахлу-Сунна-Уальджамаа» (АСУ) и «Рас-Камбони». По завершении подготовки формируемые подразделения оснащаются боевой техникой и оружием и пополняют группировки правительственных войск, действующие в центральных и южных приграничных районах Сомали против боевиков «Аш-Шабаб». Кроме того эфиопские и кенийские военные советники участвуют в организации и руководстве боевыми операциями войск ВФП в приграничных районах, а в отдельных случаях подразделения ВС Эфиопии и Кении непосредственно вступают в боевые действия против боевиков «Аш-Шабаб» или оказывают огневую поддержку сомалийским проправительственным вооруженным формированиям. Военная помощь Эфиопии и Кении позволила войскам ВФП и его союзникам начать в конце февраля с.г. наступление в южно-сомалийских провинциях Гедо и Нижняя Джуба, нанести там существенные потери силам Аш-Шабаб и к маю заметно расширить зоны своего контроля на юге Сомали.

Подготовка к наступлению проправительственных войск и вооруженных формирований АСУ при поддержке ВС Эфиопии ведется и в центральных провинциях Сомали (Хиран и Гальгудуд), однако разногласия в руководстве этой умеренной исламской группировки и межплеменные распри внутри этнической группы хавие мешают начать широкомасштабное наступление. В настоящее время власти Эфиопии организовали в Аддис-Абебе переговоры между лидерами АСУ с целью преодоления имеющихся разногласий и активизации борьбы против «Аш-Шабаб».

Следует отметить, что в вопросах безопасности и борьбы с терроризмом Эфиопия сотрудничает не только с ВФП Сомали, но и с региональными правительствами Пунтленда и Сомалиленда, контролирующими северные провинции страны. Кроме того, Аддис-Абеба не раз использовала свое влияние на правительства этих территорий для предотвращения вооруженного конфликта между ними. Хотя правительство Эфиопии особо заинтересовано в развитии отношений с Сомалилендом для сохранения альтернативного выхода к морю через порт Бербера, тем не менее, оно не спешит с признанием его в качестве независимого государства, не желая тем самым обострять сомалийский кризис и оставляя решение этого вопроса за Африканским союзом.

Похожей политики в сомалийском урегулировании придерживается и Кения, власти которой не только оказывают проправительственным сомалийским группировкам военную помощь, но и поддерживают создание в южных провинциях Сомали недавно провозглашенной автономии Азания в надежде обезопасить себя от агрессивных действий «Аш-Шабаб» и снизить социальную напряженность в своей Северо-Восточной провинции. (В настоящее время кенийские власти вынуждены постоянно поддерживать значительную группировку сил безопасности в районах, граничащих с Сомали, и экстренно решать все обостряющуюся проблему прибывающих в Кению сомалийских беженцев).

Совершенно иную политику по отношению к Сомали проводит правительство Эритреи, которое использует сомалийский кризис прежде всего для дестабилизации обстановки в восточных регионах Эфиопии. Несмотря на введение по инициативе АС международных санкций против Эритреи в связи с нарушением ею эмбарго ООН на поставки оружия в Сомали, власти Асмэры продолжают тайно поставлять оружие и боеприпасы для боевиков «Аш-Шабаб» и засылать в Эфиопию через территорию Сомали (и Сомалиленда) подготовленные в Эритрее диверсионные группы из непримиримой фракции Национально-освободительного фронта Огадена (ONLF). Такие действия Эритреи безусловно препятствуют урегулированию сомалийского кризиса и идут вразрез с общей политикой АС и IGAD по этой проблеме. Очевидно, требуется оказание большего международного давления на Эритрею, чтобы заставить ее отказаться от поддержки экстремистских сил в Сомали и других странах Африканского Рога.

В целом же участие Африканского союза и стран IGAD в урегулировании сомалийского кризиса играет важную позитивную роль в стабилизации обстановки в регионе и в перспективе может привести к успеху миротворческой миссии AMISOM при условии ее более активной поддержки со стороны ООН и мирового сообщества.

52.23MB | MySQL:103 | 0,630sec