К политике США на афганском направлении

Продолжающееся ухудшение ситуации в Афганистане, негативную динамику развития которой не удается исправить афганскому правительству и иностранным военным присутствиям, вынуждает ключевых участников процесса урегулирования в этой стране ускорять реализацию «стратегии ухода из ИРА», внося при этом в нее определенные коррективы. В этом плане особое значение имеет изменение подходов США, вооруженные силы которых составляют большую часть Международных сил содействия безопасности, МССБ (свыше 60%) и Коалиционных сил.

Расклад политических сил в США, находящихся на начальном этапе подготовки к общенациональным президентским выборам, дает основание полагать, что окончательный выбор будет сделан в пользу последовательной реализации курса Б.Обамы на «афганизацию» стабилизационных процессов в Афганистане. Вместе с тем, Вашингтон, неоднократно заявлявший о ключевом значении окончательной победы в ИРА для глобальных американских антитеррористических усилий, фактически загнал себя в угол: любой отход от решительных действий на афганском направлении будет расценен общественным мнением в США и в международном масштабе в качестве признания американцами своего поражения. Администрации Б.Обамы удалось в значительной степени снизить давление на себя путем публичного объявления 2 мая с.г. об уничтожении бен Ладена, хотя и этот шаг способен вызвать конфронтацию по линии сторонников и противников дальнейшего американского присутствия в ИРА. Данная тенденция уже проявляет себя по «водоразделу» демократы-республиканцы в связи с планами придать договорно-правовое обоснование долгосрочному военному присутствию США на афганской территории.

Не последнюю роль играет и стремление американского руководства «сохранить лицо» блока НАТО, осуществляющего руководство МССБ, в рядах которого все более заметен разброд позиций по путям урегулирования афганского конфликта.

В этих условиях Министерство обороны США, как представляется, вряд ли откажется от ранее озвученных планов сохранить определенную, весьма вероятно, немалую численность своего контингента в Афганистане, политкорректно окрестив его «силами содействия подготовке афганских армии и полиции». При этом Пентагон по-прежнему сохраняет для себя поле для маневра на тот случай, если сохранение контингента не даст ожидаемых результатов: американцы не устают заявлять о том, что одними военными мерами афганскую проблему не решить. В частности, планируется увеличить штат кабульских представительств агентства USAID и Управления по борьбе с наркотиками США (DEA).

США будут, очевидно, стремиться разделить бремя боевых действий с правительством Афганистана и союзниками по НАТО. Такая стратегия обусловлена стремлением перенести на своих партнеров часть вины за продолжающиеся неудачи в противодействии экстремистам.

С другой стороны США продолжают давление на своих союзников по НАТО с целью добиться от них в перспективе более активного участия в боевых операциях на «горячих» юге и востоке Афганистана. Наибольшую обеспокоенность Вашингтона вызывают в этом ключе принятое Оттавой в марте 2008 г. решение вывести канадские силы (2600 человек) из Афганистана к концу 2011 г. по примеру уже совершившего аналогичный шаг правительства Нидерландов.

Одним из ключевых векторов американской политики в Афганистане остается выстраивание особых отношений с Кабулом. В частности, готовится подписание очередной Декларации о стратегическом афгано-американском партнерстве. Его целью провозглашено укрепление долгосрочной безопасности, демократии и экономики в Афганистане. Приоритет планируется отдать поддержке сил безопасности, продолжению усилий по государственному и демократическому строительству, развитию гражданского общества, обеспечению верховенства закона и прав человека, достижение экономической стабильности, реализация потенциала Афганистана как моста между центральноазиатским регионом и Южной Азией, расширение инвестиционной деятельности США на афганском рынке. Однако, как уже упоминалось, гораздо более весомым элементом этого документа призвано стать создание сети американских военных баз в ИРА с их очевидным (с точки зрения нынешней командной структуры Соединенных Штатов) в Афганистане распределением по наиболее важным северным, южным, западным и восточным провинциям страны.

Как представляется, Вашингтон будет и далее стремиться к наращиванию зависимости от него внешней и внутренней политики Афганистана. Одной из целей такого курса является обеспечение проамериканской линии афганцев по наиболее чувствительным для США вопросам. В качестве примера можно привести тот факт, что Афганистан в числе первых признал независимость Косово. Американцы стремятся записать себе в актив и решение Кабула воздержаться от поддержки в какой-либо форме действий России в ходе грузино-югоосетинского конфликта. Подчеркнутый нейтралитет Афганистана по данному вопросу рассматривают в Белом доме в качестве демонстрации нежелания афганских партнеров излишне раздражать Вашингтон. Американцы закрывают глаза на тот факт, что в основе позиции Кабула, отказавшегося от критики в адрес Москвы, лежит в немалой степени недовольство подчеркнуто небрежными действиями США, ведущими к многочисленным потерям среди мирного населения. Это подогревает антиамериканские настроения в значительной части афганской общественности, выражающей недовольство зачастую проамериканской политикой действующего президента страны Х.Карзая.

Лояльность афганцев требуется Вашингтону и в целях активизации своей линии в отношении базирующихся в Пакистане сил экстремистов.

Корректировка американской линии в Афганистане в краткосрочном плане может сдержать расширение активности талибов, однако будет ли этого достаточно для успеха операции МССБ, остается большим вопросом. При этом необходимо четкое понимание того, что подавление деятельности экстремистов не решит такие ключевые проблемы как слабость правительственных структур Афганистана, его экономическая отсталость, коррупция, наркотрафик.

52.23MB | MySQL:103 | 2,955sec