Особенности турецкого антиглобализма в контексте общемирового движения по борьбе с глобализацией

Турецкий антиглобализм является относительно молодым и пока обладающим небольшой сетью организаций движением. Его корни врастают в запрещавшиеся на протяжении всего ХХ века партии рабочих и сторонников расширения поля ислама в политике. В то же время турецкий антиглобализм является во многом частью общемирового тренда по борьбе с негативными и спорными последствиями глобализации, подразумевающей всемирную экономическую, политическую и культурную интеграцию и унификацию. Так кто они, турецкие антиглобалисты – ребята, борющиеся с Макдональдсом, или рабочие в разноцветных майках, или активисты глобального антиглобалистического движения, или, может быть, спрятавшиеся за красивой вывеской исламисты?

Прежде всего, необходимо разобраться в терминах. Существуют различные подходы к антиглобализму. Так, сотрудники центра Интернет-политики МГИМО(У) МИД России Д.А.Захарова и Д.Н.Песков утверждают, что антиглобализм – «зонтичный бренд, термин, навязанный нам средствами массовой информации». Многие исследователи говорят о несоответствии картинки, возникающей при восприятии термина: в основном, в массовом сознании при восприятии этого слова появляются ассоциации исключительно с молодыми «борцами», которые громят витрины по всему миру при проведении мероприятий, носящих международный характер, — в то время как в реальности многие антиглобалисты даже чрезмерно мирные люди, выступающие против использования любых форм насилия. Сложности появляются и при рассмотрении объекта антиглобализма. Если руководствоваться исключительно термином, то выходит, что активисты движения борются с неким «глобализмом», а не глобализацией. Екатерина Кулина предлагает называть вещи своими именами: процесс борьбы с глобализацией — «антиглобализацией».

Антиглобализм начал из зародыша превращаться в опасного современного хищника в 1997 году с легкой руки субкоманданте – и писателя – Маркоса, который возглавлял возникшее на следующий день после подписания договора НАФТА восстание крестьян в мексиканском штате Чьяпас. Крестьяне, имевшие тесные связи с левыми организациями региона, сумели провести первую встречу противников интеграции на общемировом уровне и основали сеть INAC (International Network of Alternative Communication). Вышедшее в 1997 году произведение Маркоса «Четвертая Мировая Война уже началась» явилась своеобразным манифестом формировавшегося антиглобализаторского движения. Субкоманданте фактически призвал бороться с желанием США взять весь мир под свое крыло глобального управления. С его точки зрения, неолиберализм является идеологией, угрожающей человечеству, идеологией, за которой скрывается новая волна войны за передел мира.

Ядро антиглоаблизма составили организации левого толка, анархисты, луддиты (противники механизации производства), пацифисты, хиппи, постмодернисты. Иными словами, уже сам базис движения является неоднородным, однако с точки зрения мегатренда представляет собой классический пример коалиции интересов, своеобразного социально-классового субъекта, объединившегося вокруг одной цели, при этом на глобальной уровне – что как раз и является важнейшей отличительной чертой движения, но и парадоксом одновременно. Получается: антиглобалисты пользуются плодами глобализации и сами создают свою собственную, маленькую «глобализацию», в которую стройными рядами заходят турецкие формирования.

Сегодня Турция себя называет мировой восходящей звездой. Она стремится к лидерству, причем не регионального, а глобального характера. Ресурсов для этого не хватает, однако амбиции, образ действия, да и сами действия страны выходят далеко за рамки «ближнего подбрюшья». Региональными их назвать нельзя: Турция в зависимости от ситуации причисляет себя и к Ближнему Востоку, и к Европе, и к Балканам, и к Кавказу, и к массе других регионов и субрегионов. Но и глобальными пока что тоже не получается – провисает Африка, Америка, Юго-Восточная Азия. Однако и это в ближайшем будущем исправимо, если верить министру иностранных дел, профессору А.Давутоглу.

Именно в этом контексте стоит рассматривать антиглоаблизм в Турции – как стремление страны возглавить некий общемировой тренд или, по крайней мере, удачно в него вписаться. Нынешняя умеренно исламская правящая Партия Справедливости и Развития, несмотря на мусульманскую риторику ее лидера, является сторонником евроинтеграции и, как ее часто называют оппозиционные (преимущественно левые) партии и издания, слугой США и глобализации.

В то же время, помимо официальной заинтересованности действующей партии власти, определенно у турецкого антиглобалистского движения есть глубокие корни, к которым сейчас подстраивают новые чуждые ростки.

Борьба с глобализацией в Турции ведется сегодня преимущественно двумя группами населения – рабочими и исламистами. Так получилось, что именно они оказались в ХХ веке выброшенными на обочину политического развития, и требуют сегодня реванша. Как ни парадоксально, в турецком случае они оказываются по одну сторону баррикад, что, однозначно, носит временный характер и аккурат вплетается в общемировой тренд объединения «разных» не во имя чего-то, а против одного врага – глобализации.

Основные представители современного турецкого антиглобализма – Турецкий Социальный Форум (часть Мирового Социального Форума) и Анти МАИ . Их позиции можно в Турецкой среде антиглоабализма можно условно представить следующим образом:

Данная схема нуждается в пояснениях. Турецкий дом антиглобалистов не располагает большим числом участником, однако разнородность имеющихся на лицо. От фундамента турецкой действительности (ТР) оторваны Турецкий Социальный Форум(ТСФ), напрямую подчиняющийся МСФ, и иные организации (И), среди которых ведущую роль в последние годы стала играть возглавляемая Тарыком Али Коалиция за всеобщий мир и справедливость – Kuresel BAK (интересен тот факт, что сокращение данной организации переводится с турецкого «смотри глобально»), полный список первых участников которой можно найти здесь http://www.kureselbarisveadalet.org//index.php?option=com_content&task=view&id=14&Itemid=55 . С левой стороны этого дома стоит опирающаяся на турецкую землю организация Анти МАИ, которая изначально создалась в пику соглашению по инвестициям (Multilateral Agreement on Investment), однако впоследствии продолжила свою антиглобалистскую деятельность и в других сферах – в борьбе с НАТО, МВФ, ВТО и, в целом, «пирамидой капитализма». Лидеры группы предпочитают оставаться в тени, при этом на сайте описывается целый ряд организаций, связанных с Анти Маи, прежде всего рабочих, например – ДИСК, ХАК-ИШ, ТУРК-ИШ и пр.

Важно отметить, что Анти МАИ – организация, опирающаяся преимущественно на рабочий класс, ТСФ – на исламскую интеллигенцию, Коалиция за всеобщий мир и справедливость – на пацифистские круги и противников НАТО.

Ключевым вопросом является проблема финансирования данных организаций. Однако, попытки ответить на данный вопрос «заранее обречены на неуспех и, более того, указывают на невысокий профессионализм исследователя» или на его осведомленность в связи с близостью к узким кругам «посвященных».

На данном этапе характерными признаками турецких антиглобалистов являются: слабая организация, радикальность, активизация преимущественно средневозрастного пласта, сосредоточенность на сугубо турецких вопросах.

Основным событием последних лет на турецком поле антиглобалистов явился прошедший в Стамбуле в 2009 году 5-й альтернативный форум по вопросам водных ресурсов. Он выдвинул турецкую часть общемирового движения на новые позиции лидера и принимающей стороны. Однако, увы или ура, динамизма турецкому антиглобализму не добавил.

Сегодня турецкий антиглобализм становится все больше частью общемирового тренда. Он все еще сохраняет присущие только ему черты, однако в контексте «глобализации антиглобалистов» – они стираются. За спиной рабочих, обездоленных, творческой интеллигенции прячутся совершенно иные силы, которые в любой момент могут взять власть в свои руки и использовать ее в своих корыстных политических целях, причем как в сугубо страновом плане, так и на региональном и даже мировом уровне.

62.37MB | MySQL:101 | 0,525sec