Ливия: кто заплатит за свержение Каддафи?

Официальная фаза участия НАТО в боевых действиях в Ливии закончилась, но при этом осталась масса вопросов. Среди основных – что будет с этой страной дальше, и кто будет компенсировать понесенные странами блока расходы. Только США по официальным данным израсходовали на эту кампанию 1 млрд долларов США, а Великобритания – 2, 7 млрд долларов. Всего же альянс, по некоторым оценкам, «потерял» в ливийских песках около 168 млрд. долларов. Они исходят из того, что каждый день войны обходился западным налогоплательщикам в 12-14 млн долларов США, куда не входили траты на гуманитарную помощь и проведение различного рода тайных операций.

При этом на Западе приводят очень разные и явно заниженные цифры своих затрат, что связывается в первую очередь с опасениями социальных протестов в обществе, которое сейчас переживает не самые лучшие экономические времена. О том, что ситуация с тратами явно вышла из-под разумного контроля свидетельствуют и настойчивые голоса видных представителей в политической элите стран Запада, которые требуют поставить вопрос «о компенсации». Причем это не только оппозиционеры, которых можно было бы заподозрить в элементарной политической борьбе с использованием «ливийского фактора», но и представители правящих в Европе правительственных коалиций. Получается очень интересная ситуация, когда борьба за свободу других народов превращается в сферу бизнеса. Это как у врачей в платной больнице: есть деньги, будем лечить, а нет – извините. Вопрос деликатный, и официальные западные руководители предпочитают переводить эту тему в разряд «сделки между хозяйствующими субъектами», что совершенно не изменяет сути происходящего. А именно: новым ливийским властям предлагается заплатить в той или иной мере «за освобождение от диктатуры». В принципе, смело можно сказать, что мы присутствуем при чем-то «новеньком». Не в том плане, конечно, что воюют всегда за деньги, а не за принципы. А в том, что об этом говорят совершенно «на полном серьезе» и официально.

Если свести все эти разговоры к одному, то получается, что Запад требует заплатить «за понесенные убытки» путем оплаты из замороженных ранее фондов Каддафи. Сейчас очень сложно сказать, сколько ливийских денег всего было заблокировано. Эксперты называют очень большой разброс цифр от 80 до 168 млрд долларов. Отметим, что последняя цифра чудесным образом совпадает с общими тратами альянса на эту кампанию. В августе Совет Безопасности ООН решил разморозить 1, 5 млрд долларов США из средств Ливии в американских банках. Европейцы вроде бы также обязались сделать аналогичные шаги. На деле же оказывается, что они готовы размораживать и передавать новым властям Ливии всего 2-3 млрд долларов в год. То есть из официально разблокированных средств в сумме 15 млрд долларов на ноябрь с.г. (3 млрд — американские и британские банки, 2.2 – французские, 2.6 – итальянские. 1 – немецкие, 700 млн – голландские, и т.п.) ливийцы будут получать сравнительно мизерные годовые транши, заметим, что из «своих кровных денег». О том, что эта сумма не идет ни в какое сравнение с общим количеством «замороженных средств» уже никто не говорит. Даже эти 15 млрд Триполи предстоит еще «заслужить». А пока новые власти, дабы «заткнуть дыры» и элементарно накормить и напоить (а это для пустынной Ливии предельно важно) спешно распродают золотой запас страны, который им достался от «кровавой диктатуры». Только за ноябрь с.г. было продано 20% (29 тонн) всего запаса.

Евросоюз явно проводит жесткую взаимосвязь между выделением траншей и переговорами о предоставлении ему концессий на добычу и транспортировку углеводородов. Об этом шла речь во время нескольких раундов консультаций с представителями Переходного национального совета (ПНС). Кроме того, Париж и Лондон в августе с.г. пообещали новым ливийским властям «сделать все максимально возможное» для того, чтобы в скорейшее время снять эмбарго на поставки оружия в Ливию. Для чего нужно оружие новым ливийским властям и от кого оно будет обороняться – непонятно, зато абсолютно ясно для чего это необходимо западноевропейским оружейным компаниям. То, что это оружие с большей долей вероятности будет затем расхищаться, перепродаваться и, возможно, попадет в руки «плохих парней» из числа радикалов, никого не волнует.

ПНС в своем угаре «освободительной борьбы», похоже, очень много наобещал своим западноевропейским покровителям. В частности, Парижу совершенно официально было обещано 35% концессий на добычу нефти еще до начала основных событий по свержению режима Каддафи. Британский нефтетрейдер ВИТОЛ получил от ПНС гарантии сделки на продажу нефти на более чем 1 млрд долларов. При этом общие запасы нефти Ливии оцениваются в 29.5 млрд баррелей и природного газа в 1.6 трлн куб.м. Судя по всему, это и является основным мотивом Запада по поддержке «ливийского освободительного движения».

Настораживает и «упорство» Запада в нежелании предоставлять ПНС «замороженные фонды». И дело здесь не только в банальном воровстве (например, тот же знаменитый «Голден Сакс» просто «потерял» 1,3 млрд долларов Инвестиционного фонда бывшего ливийского диктатора). Дело в том, что в Вашингтоне и столицах ЕС абсолютно не уверены в стабильном и поступательном развитии ситуации в Ливии в среднесрочной перспективе. На это есть все основания: началась явная борьба с применением оружия между различными племенами и кланами. Новый премьермтнистр Ливии А. аль-Киб вообще чуть не был убит, формального главнокомандующего А. Бельхаджа запросто арестовали в аэропорту Триполи и продержали под арестом три часа, и т.п. Так что, очень возможно, что за все обещанные доходы от нефти западникам еще надо будет повоевать.

52.39MB | MySQL:106 | 0,562sec