Копты и парламентские выборы в Египте

Недавно стартовавший в Египте процесс парламентских выборов уже продемонстрировал уверенное лидерство самого широкого спектра исламских политических партий и движений — от либеральной Партии свободы и справедливости (ПСС), политического образования Ассоциации «Братья мусульмане», до салафитского «Ан-Нура» («Свет»). В сложившейся ситуации складывается впечатление, что египетские христиане — копты проиграли политическую гонку, даже не вступив в игру.

История отношений коптов и правящего режима в Новый и Новейший периоды египетской истории знала немало весьма противоречивых страниц: от активного участия коптов в политической борьбе и государственном строительстве эпохи расцвета партии «Вафд», прозванной политическим домом коптов (20 — 30 гг. ХХ века), до фактического устранения от политической активности и обращения во «внутреннюю эмиграцию», пропагандируемую лидерами т.н. «движения воскресных школ» (40 – 50 гг. ХХ века), среди которых был и нынешний глава Коптской православной церкви — патриарх Шенуда III.

Следует также подчеркнуть, что даже за последние несколько десятилетий патриаршества Шенуды III отношение коптов к возможности политического решения стоящих перед ними проблем также неоднократно менялось. Решительные действия Шенуды III времени первого периода своего патриаршества (1971 – 1981 гг.), давшие президенту Анвару Садату повод обвинить коптов в сепаратизме и желании построить собственное государство с центром в провинции Асьют, сменились линией на мирный диалог с правящим режимом, характерной для вернувшегося из ссылки в монастыре св. Псоя в Вади-н-Натруне патриарха. Еще в 1995 году, в одном из интервью, на вопрос о причинах пассивного отношения коптов к политике Шенуда III заметил: «если коптский депутат принимает решение баллотироваться и не получает нужного количества голосов, что с этим поделать? Во времена Саада Заглула копт мог выдвинуться кандидатом в округе с превалирующим мусульманским населением и выиграть. Аналогичное можно было сказать и про мусульманского кандидата. А теперь копты чувствуют, что их мусульманские братья никогда не проголосуют за них, поэтому к чему беспокоиться, если нет шансов?».

Если же вернуться к совсем недавним событиям, в частности, к антикоптским выступлениям января, мая и, особенно, октября 2011 года, в которых пострадали десятки людей, то становится очевидным, что участившиеся случаи подобных акций, лишь усилили недоверие египетских христиан к власти. Послереволюционная эйфория закончилась, и египетским христианам фактически не осталось места на политической арене.

Несмотря на значительную численность коптов, составляющих от 10 до 15 % более чем восьмидесятимиллионного населения Египта, они практически никак не заявили о себе на выборах. Накануне начала выборов в опубликованном прогнозе Египетского союза за права человека отмечалось, что около 67% коптов не примут участия в выборах. Лишь 23 % коптов определенно сказали, что они пойдут голосовать.

Коптский патриарх Шенуда III в своем обращении к верующим призвал всех коптов принять участие в выборах и проголосовать за «приемлемых» кандидатов, оценивая их по профессиональные качества, а не религиозную принадлежность. Появилось даже мнение, будто обратиться к пастве с призывом принять участие в выборах патриарха убедило военное руководство страны, опасающееся роста влияния исламских партий и движений.

Копты не вышли на выборы с самостоятельной политической партией или четко выраженной политической позицией. Коптские кандидаты вошли в партийные списки других партий – 2 кандидата в ПСС, 2 в «Вафде» и 3 в партии Свободных египтян, основанной коптом миллионером Нагибом Савирисом.

По прогнозам аналитиков коптам не удастся набрать и 1,5 % парламентских мест. В последнее время, также как и при обсуждении первой египетской конституции 1922 года, активно дебатируется вопрос о коптской квоте, которая может составить около 7 %, согласно официально признанному процентному числу коптского населения Египта. Однако эта идея не всегда находит сторонников даже среди самих коптов, опасающихся, что квота может привести к сегрегации и противопоставлении христиан основной массе египетских граждан.

Результаты выборов уже вызвали серьезную обеспокоенность коптской общины, которая только возросла после широкого общественного резонанса событий 28 ноября в поселке Ал-Горайзат в провинции Сохаг, с населением в 80 000 жителей, где бытовая ссора привела к серьезному конфликту между мусульманскими и христианскими общинами деревни. Как сообщают информационные агентства, ссора возникла между соседями мусульманином и коптом, который пытался расширить принадлежащий ему земельный участок за счет улицы, являющейся общественной собственностью. В завязавшейся драке мусульманин был убит. В итоге по всему поселку запылали христианские дома и лавки, двое христиан погибло.

И хотя лидер салафитов Мохаммед Нур выступил с заявлением, в котором отметил, что ни христианам, ни либерально настроенным мусульманам не стоит бояться его партии, основные усилия которой будут направлены на улучшение жизни простых египтян, ближайшее будущее покажет, насколько оправданы опасения коптов и изменят ли они тактику на следующем этапе выборов.

52.27MB | MySQL:103 | 0,462sec