Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (28 ноября – 4 декабря 2011 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в Сирии и Египте. Сирия приняла 4 декабря ультиматум Лиги арабских государств и подписала протокол о направлении в страну наблюдателей из арабских и исламских стран. В Египте 28-29 ноября прошел первый этап парламентских выборов. Наибольшего успеха добились исламистские партии.

Напряженная обстановка сохраняется в Сирии, где противостояние правящего режима с оппозицией все больше приобретает характер воору-женного конфликта, угрожающего перерасти в масштабную гражданскую войну. Основными очагами напряженности остаются граничащая с Турцией северо-западная провинция Идлиб, центральные провинции Хомс и Хама, южная провинция Деръа. Организованные антиправительственные вооруженные группировки, получающие помощь из-за рубежа, действуют все более активно и решительно. Растет число жертв конфликта, в т. ч. мирных жителей. Однако в последнее время среди погибших подавляющее большинство составляют военнослужащие правительственных войск, сотрудники сил безопасности и полиции, боевики и дезертиры из правительственной армии. Заметно снизилось и число участников мирных акций протеста. В то же время власти регулярно проводят в различных районах страны массовые манифестации в поддержку политики режима и президента САР Б. Асада, с осуждением санкций ЛАГ против Сирии. Шаги по объединению своих рядов предпринимает оппозиция. Так, 1 декабря в Турции прошли переговоры делегаций Сирийского национального совета (СНС), объявившего себя главной политической организацией противников власти, и т. н. Свободной сирийской армией, ведущей вооруженную борьбу с режимом. Стороны взаимно признали друг друга и заявили о намерении координировать свои действия. Глава СНС Б. Гальюн также заявил, что после прихода к власти, новое правительство порвет отношения с Ираном и ливанской «Хизбаллой» и добьется мирного возвращения Сирии оккупированных Израилем Голанских высот.

В условиях обостряющейся внутренней ситуации усиливается внешнее давление на сирийский режим. Так, 3 декабря ЛАГ выдвинула Сирии ультиматум – принять до 5 декабря решение Лиги о направлении в страну 500 арабских и исламских наблюдателей для мониторинга обстановки на месте. В противном случае Дамаску угрожали введением санкций финансово-экономического характера и запретом на въезд в арабские страны 19 сирийским высокопоставленным чиновникам — военным и руководителям спецслужб. К их числу отнесен и брат президента САР М. Асад. 4 декабря Сирия подписала протокол о направлении в страну иностранных наблюдателей. На прошедшей неделе Евросоюз объявил о новом пакете санкций против САР, которые затрагивают сферу финансов и экономики. Страны ЕС и США вновь потребовали от Б. Асада отказаться от власти и начать процесс ее передачи оппозиции. Генсек ЛАГ Н. аль-Араби и глава европейской дипломатии К. Эштон провели 1 декабря переговоры с целью выработки общей позиции по Сирии. О введении санкций против САР объявила Турци

я. В частности, речь идет о разрыве военных связей с Дамаском. Рассматривают в Анкаре и возможность установления буферной зоны на границе с Сирией. Организация исламской солидарности призвала власти САР прекратить использование силы против мирных демонстрантов, но не стала присоединяться к санкциям, объявленным ЛАГ. Ирак заявил об отказе ввести санкции против Сирии. Свою обеспокоенность последствиями антисирийских санкций выразили Ливан и Иордания. Россия осудила действия ЛАГ и выступила против введения эмбарго на военные поставки в САР. Глава МИД РФ С. Лавров заявил, что в отношении Сирии пора «прекращать действовать ультиматумами и доби-ваться перевода ситуации в политическое русло». Сирийский МИД считает действия ЛАГ «грубым нарушением суверенитета и вмешательством во внутренние дела Сирии», объявлением ей «экономической войны».

В Египте 28-29 ноября прошел первый этап парламентских выборов. Голосование состоялось в 9 из 27 провинций страны, в т. ч. в крупнейших городах – Каире и Александрии. Явка избирателей составила 62 процента. В целом выборы прошли в спокойной обстановке. По последней информации, убедительную победу одержали исламистские партии. И если успех политического крыла «Братьев-мусульман» — Партии свободы и справедливости был ожидаем (ПСС получила 36,62% голосов), то второе место (24,36%), занятое радикальной салафистской партией «Ан-Нур», стало неожиданным. Салафиты (сторонники «чистого» ислама), число последователей которых в АРЕ оценивается примерно в 500 тыс. человек, впервые громко заявили о себе в ходе массовых выступлений в начале года, которые привели к падению режима Х. Мубарака. Третью позицию занял светский «Египетский блок» (13,35%, объединяющий либеральные и левые партии. Кроме того, 4,27% голосов получили умеренные исламисты из партии «Васат». Второй тур голосования для первого этапа выборов пройдет 10-11 декабря.

Продолжается кризис в отношениях между Пакистаном и США, вы-званный гибелью 28 пакистанских военнослужащих в результате удара авиации НАТО 26 ноября. В Исламабаде заявили, что северный и северо-западный транспортные коридоры, по которым осуществляется снабжение войск НАТО в Афганистане, закрыты «окончательно и навсегда», а не вре-менно. По требованию Пакистана американцы начали вывод техники и персонала из военно-воздушной базы «Шамси» на юго-западе страны. Пакистан также принял решение не участвовать в международной конференции по Афганистану, которая состоится в первой половине декабря в Бонне. Командующий пакистанской армией генерал А. Кияни сообщил 2 декабря, что нижестоящим командирам предоставлена «полная свобода действий» в случае новых атак НАТО по местам дислокации их частей и подразделений, а также по территории страны. Исламабад отказывается и от участия в расследовании инцидента, связанного с недавним ударом авиации НАТО. Вместе с тем, пакистанское руководство заявляет, что путь для восстановления отношений с США не закрыт, но для этого Вашингтону необходимо принести извинения за гибель пакистанских военных. Президент США Б. Обама отказывается принести такие извинения, но обещает Исламабаду провести «полное рассле-дование» инцидента. Сообщается, что, несмотря на кризис в отношениях с США, пакистанские военные продолжают находиться в координационных центрах, действуя совместно с офицерами ВС Афганистана и НАТО.

В Афганистане на минувшей неделе начался второй этап передачи ответственности за обеспечение безопасности местным силовым структурам. Под контроль афганцев перешла большая часть северо-восточной провинции Парван.

На прошедшей неделе обострились отношения Ирана с Великобританией и другими странами Евросоюза. Это было вызвано произошедшим 29 ноября штурмом и последующим погромом британского посольства в Тегеране, который осуществили иранские радикальные молодежные группировки. Как отмечают политические наблюдатели, подобные действия в столице страны не могут проводиться без участия властей. МИД ИРИ выразил сожалением в связи со случившимся, однако Великобритания отозвала своих дипломатов из Тегерана, а иранские представители были высланы из Лондона. О намерении отозвать своих дипломатов из Ирана или сократить их число заявили Италия, Германия и Франция. 1 декабря Евросоюз ввел очередной пакет экономических санкций против Ирана в связи с последним докладом МАГАТЭ по ядерной программе ИРИ. Вместе с тем, европейцы пока не смогли договориться по вопросу о запрете импорта иранской нефти в страны ЕС.

Подписание 23 ноября соглашения о передаче власти в Йемене не привело к снижению напряженности в этой стране. В столице Йемена Сане, Адене, Таизе и некоторых других городах проходят многотысячные демонстрации, участники которых требуют предания суду президента республики А. А. Салеха. В Таизе также происходили ожесточенные и кровопролитные вооруженные столкновения между войсками, верными А. А. Салеху, и отрядами сил оппозиции. На северо-западе Йемена в провинции Саада не прекращаются вооруженные столкновения между формированиями шиитских исламистов и отрядами радикальных салафитов. А. Басандава, назначенный на пост главы йеменского правительства, заявил, что из-за непрекращающихся столкновений процесс передачи власти страны поставлен под угрозу срыва.

Новые власти Ливии намерены укрепить силовые структуры страны. С этой целью в армию и ведомства безопасности планируется зачислить до 50 тыс. бывших повстанцев, а бригады, которые уже входят в состав МВД, будут «реформированы и реорганизованы». Страны НАТО изучают возможность оказания помощи Ливии в деле усиления охраны ее внешних границ, в первую очередь, с целью предотвращения вывоза оружия, особенно ПЗРК. А пока правительство Туниса потребовало от властей Ливии в кратчайшие сроки навести порядок на ливийских пограничных переходах, т. к. с ливийской стороны не прекращаются «акты агрессии». Тунисские власти в этой связи были вынуждены закрыть два пограничных КПП.

В ответ на критику, прозвучавшую в недавнем докладе ООН, глава МВД Ливии Ф. А. Лали признал, что «имелись некоторые нарушения в от-ношении прав заключенных, удерживаемых революционерами». По словам министра, злоупотребления «не являются целенаправленными действиями, это лишь единичные случаи неверного обращения с некоторыми бывшими сторонниками прежнего режима со стороны революционеров». Они стали возможны только из-за «отсутствия власти государства» на местах.

250 религиозных деятелей Ливии, собравшихся на конференцию, организованную министерством по исламским делам, потребовали, чтобы новая конституция страны базировалась на законах шариата, а правительство изъяло оружие у бывших повстанцев.

Власти Туниса продлили до конца текущего года действие режима чрезвычайного положения, введенного в стране в январе. Тем временем в различных регионах Туниса не прекращаются массовые протестные выступления, вызванные как нерешенностью многих социальных проблем, так и проводимые сторонниками и противниками исламистов.

28 ноября ушло в отставку правительство Кувейта. Это произошло под растущим давлением оппозиционных сил различной ориентации – от либералов до исламистов. В столице эмирата Эль-Кувейте прошли массовые митинги сторонников оппозиционных партий, участники которых обвиняли бывший кабинет министров в причастности к коррупционным скандалам, а также требовали проведения досрочных парламентских выборов. 3 декабря глава государства эмир А. ас-Сабах поручил министру обороны и своему родственнику Дж. ас-Сабаху сформировать новое кувейтское правительство.

На прошедшей неделе правительство Судана приостановило транспортировку нефти из Южного Судана из-за спора по оплате транзита. Хартум разрешил Южному Судану экспортировать нефть через свою территорию, однако потребовал оплачивать пошлины и услуги морского порта. К концу октября сумма указанных выплат достигла 727 млн долларов, но эти деньги так и не поступили на счета суданского правительства.

Суданские правительственные войска 3 декабря овладели крупнейшей базой повстанцев Суданской народно-освободительной армии (северной) в районе озера Джау в граничащей с Южным Суданом провинции Южный Кордофан.

28 ноября глава Палестинской национальной администрации М. Аббас назначил на 4 мая 2012 г. проведение всеобщих выборов на палестинских территориях. Правительство Израиля 30 ноября приняло решение разблокировать средства, собранные на палестинских территориях в качестве налогов, сборов и пошлин. Таким образом, около 100 млн долларов поступят в распоряжение властей ПНА.

Король Марокко Мухаммед VI назначил премьер-министром страны лидера победившей на недавних парламентских выборах умеренно исламистской Партии справедливости и развития А. Бенкирана. В новом парламенте исламисты планируют создать правящую коалицию с представителями националистов и социалистов.

Приложение

О проблемах национальной безопасности Саудовской Аравии

В условиях усиливающейся нестабильности на Ближнем Востоке, особенно в арабских странах, осложнение ситуации вокруг Ирана и его ядерной программы руководству Королевства Саудовская Аравия приходится прилагать все больше усилий и расходовать значительные финансовые ресурсы для обеспечения внешней, военной и внутренней безопасности государства. К этому обязывают и претензии Эр-Рияда на роль регионального лидера, стремление правящей элиты КСА оказывать воздействие на ход событий на Ближнем Востоке, направлять их развитие в соответствии с саудовскими интересами и целями. При этом неизменно главным в сфере национальной безопасности остается обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, недопущение смены существующего в КСА государственно-политического строя, основанного на власти династии Аль Саудов.

Областью наиболее пристального внимания саудовского руководства являются районы, расположенные по периметру границ королевства: зона Персидского залива, страны Аравийского полуострова, Иордания, Египет, зона палестино-израильского конфликта, акватории Аравийского и Красного морей. Недопущение вооруженных конфликтов, снижение напряженности в этих районах, обеспечение безопасности судоходства в водах, омывающих Аравийский полуостров, считается необходимым условием для благополучного развития КСА. Вместе с тем, в последнее время саудовцы усилили активность в других регионах арабского мира, что находит свое выражение в поддержке действующих там исламистских политических сил. Это в частности, проявляется в растущем давлении на правящий режим в Сирии, а ранее — в поддержке противников М. Каддафи в Ливии.

Ближайшим партнером Саудовской Аравии в исламском мире является Пакистан. Отношения между двумя странами можно охарактеризовать как полноценное стратегическое партнерство. Все более активно развиваются политические, экономические и военные связи КСА с Турцией.

Источником потенциальных угроз считается Йемен, где внутренняя ситуация остается крайне нестабильной и активно действуют враждебные Саудовской Аравии террористические и радикальные шиитские группировки. Королевство занимает центральное место в ССАГПЗ. Однако в отношениях Эр-Рияда с аравийскими монархиями имеются проблемы политического и территориально-пограничного характера, а партнеры по ССАГПЗ выступают против гегемонии КСА в организации. Саудовское руководство проявляет озабоченность в связи с хронической нестабильностью в Египте после свержения режима президента Х. Мубарака. Обеспокоенность Эр-Рияда вызывает сохраняющаяся внутриполитическая напряженность в Иордании и ситуация в зоне палестино-израильского конфликта.

Главным региональным соперником КСА является Иран. Саудовцы опасаются наращивания военной мощи ИРИ, особенно ракетного оружия и развития ассиметричных способов ведения военных действий. В Эр-Рияде выступают против возможного создания Тегераном ядерного оружия. Но при этом раздаются заявления, что «разработка Ираном ядерного оружия вынудит Саудовскую Аравию последовать этим же путем». В военном, экономическом и научно-техническом отношениях королевство уступает Ирану. Учитывая это, в Эр-Рияде делают упор не на военные методы борьбы, а всячески стремятся окружить Иран враждебными государствами, ослабить его позиции в арабских странах, отстранить от власти в них (или не допустить к ней) сторонников развития отношений с ИРИ. В первую очередь, это относится к Ираку, Бахрейну, Ливану, Сирии, Йемену. Именно здесь проходит сейчас основная линия противоборства между Эр-Риядом и Тегераном. В свою очередь, Иран угрожает дестабилизировать обстановку в Саудовской Аравии. В этой связи особое беспокойство саудовское руководство проявляет по поводу влияния ИРИ на шиитов, составляющих большинство населения Восточной провинции КСА – главного нефтеносного района страны. В целом в последнее время Эр-Рияд действует в отношении Ирана все более жестко.

Не отказываются саудовцы и от наращивания военной мощи страны для «законной самообороны» или «использования военного аспекта» для защиты национальных интересов. Как заявил недавно начальник генштаба ВС КСА генерал Х. аль-Кубаиль, разрабатывается план «перестройки и модернизации» армии, чтобы она могла «противостоять рискам, окружающим нашу страну и которые могут представить угрозу национальной безопасности». В этом деле КСА опирается на помощь своего главного военно-политического партнера – США. Эр-Рияд и Вашингтон заинтересованы в дальнейшем развитии связей в различных сферах, прежде всего экономической, политической и военно-технической, и, как показывает практика, в состоянии сглаживать существующие между ними противоречия. При этом руководители КСА постоянно подчеркивают, что страна «никогда не изменит свою внутреннюю и внешнюю политику под давлением США».

К актуальным задачам в деле обеспечения внутренней безопасности в КСА следует отнести недопущение роста активности исламского радикализма и терроризма, поддержание стабильности внутриполитической ситуации в стране, обеспечение бесконфликтного перехода власти внутри династии Аль Саудов. Также угрозу для внутренней безопасности и стабильности в королевстве представляют быстрый рост населения и связанное с этим увеличение безработицы, религиозные противоречия (сунниты – шииты), наличие сепаратистских тенденций (Восточная провинция, Хиджаз), проблемы престолонаследия в свете скорого перехода власти от сыновей к внукам основателя КСА Абдель Азиза Аль Сауда, усиление социальных контрастов, присутствие в стране очень большого числа иностранных работников, сохранение господствующего положения нефтяного сектора в экономике, проблему обеспечения пресной водой, опустынивание, беззаконие и систематические нарушения прав человека.

В последние десятилетия в КСА происходят перемен, модернизации и реформ в сферах экономики, общественной жизни, политике и др. Однако это движение идет неровно, со сбоями. Противниками реформ, а тем более их ускорения наряду с религиозными радикалами выступают влиятельные круги консервативного духовенства, часть правящей элиты.

Для саудовского режима, стремящегося упрочить положение династии, очевидно, что первоочередными и потенциально наиболее опасными являются не столько социальные или политические проблемы, сколько религиозные. Нынешнее переходное положение саудовского общества позволяет предположить развитие в двух направлениях: откат назад к уровню большей верности канонам ислама и шариата, или, напротив, смягчение их жестких норм во внутренней жизни. Однако в обоих случаях КСА останется центром мирового ислама, а, следовательно, исламский фактор по-прежнему будет играть важную роль в ее общественно-политической жизни.

Что касается исламской оппозиции, то она выступает за неуклонное соблюдение норм шариата во всех сферах. Исламский радикализм и связанная с ним террористическая деятельность представляют реальную опасность для правящего режима. Экстремисты выступают против дальнейшей модернизации общества, связей с США и Западом, мирного решения ближневосточного конфликта. Осложнение экономических и социальных проблем в стране, очень сильная религиозность ее населения способствует усилению позиций исламистов. В целом религия в КСА играет двоякую роль: с одной стороны – она опора власти, с другой – источник для деятельности оппозиции. В то же время число тех, кто выступает за перемены либерального характера пока не очень велико.

Саудовское королевство пока серьезно не затронули события, связанные с «арабской весной». Протестные выступления шиитов в Восточной провинции, имевшие место весной текущего года и возобновившиеся в октябре-ноябре, носили локальный характер и были жестко подавлены властями. Министерство внутренних дел КСА, руководимое наследным принцем Наифом, предупредило участвующих в акциях протеста шиитов не действовать «по наущению иностранной страны» (подразумевается Иран) и пообещало, что власть «ударит железным кулаком» по недовольным подданным, чтобы защитить «безопасность и стабильность» королевства. Что касается других районов страны, в т. ч. столицы Эр-Рияда, то здесь протестные выступления сторонников демократических перемен носили эпизодический характер и были крайне малочисленны.

Для предотвращения массовых протестных выступлений король Аб-дулла выделил в 2011 г. порядка 130 млрд долларов для повышения зарплат в госсекторе и реализации целого ряда социальных и инфраструктурных программ. Разработаны и реализуются специальные программы по противодействию распространения радикальных религиозных идей и вербовки молодежи в «заблудшие секты» исламских экстремистов. Регулярно проводятся аресты экстремистов и террористов. Тем не менее, вопрос о том, насколько долго сохранится в КСА относительно стабильная ситуация остается открытым.

56.24MB | MySQL:116 | 0,797sec