Ситуация в Сомали: ноябрь 2011 г.

В ноябре продолжился процесс втягивания 4-тысячного контингента войск Кении в конфликт в Сомали, в котором они встали на сторону сил переходного правительства этой страны и африканских миротворцев из контингента Амисом. Кенийские войска вошли в контролируемые близким к «Аль-Каиде» исламистским движением «Аш-Шабаб» южные районы Сомали 14 октября и в последовавшие дни с боями постепенно расширяли зону, оказавшуюся под их контролем. До этого Кения в течение двух десятилетий избегала вмешиваться в события в соседней стране.

2 ноября официальный представитель кенийской армии майор Эммануэль Чирчир заявил, что движение «Аш-Шабаб» в предыдущие два дня в районе г.Байдоа на юге страны приняло три самолета неизвестной национальности с военными грузами. Ранее ряд стран и ООН неоднократно обвиняли Эритрею в том, что она направляла движению «Аш-Шабаб» вооружения и боеприпасы морским и наземным путем. Всякий раз Асмэра отвергала эти обвинения.

3 ноября Найроби объявил, что днем ранее катера ВМС Кении перехватили и потопили судно с грузом бензина, направлявшееся в контролируемый «Аш-Шабаб» порт Кудай на юге Сомали. В ходе этой операции кенийские моряки уничтожили 18 боевиков, находившихся на судне.

В тот же день движение «Аш-Шабаб» распространило коммюнике, в котором пригрозило Кении «бесконечной войной». «Мы победим Кению, равно как ранее мы победили другие страны, которые атаковали Сомали», — утверждалось в коммюнике.

По состоянию на 10 ноября кенийские войска вышли на рубеж, находившийся в 120 – 130 км от границы двух стран и в 15 км от г.Афмадоу – важного перекрестка дорог, открывающего путь на Кисмайо – главный порт на юге Сомали, находящийся под контролем «Аш-Шабаб». Главным препятствием на их пути к этому городу-порту стали не исламисты, а сильнейшие дожди, обрушившиеся на регион.

К этому времени, по данным кенийских военных, боевики «Аш-Шабаб» изменили тактику действий против них. Основными приемами исламистов стали организация засад на маршрутах движения кенийских военных и массированное использование самодельных взрывных устройств. Как правило, засады организовывали маленькие группы боевиков численностью до 5 человек, которые сразу после нанесения кратковременного огневого поражения немедленно выходили из соприкосновения с кенийскими военными. И пусть пока не отмечалось широкомасштабных боевых действий между формированиями движения «Аш-Шабаб» и кенийскими войсками, одним своим вхождением в Сомали последние оттянули значительные силы исламистов с других фронтов.

Со своей стороны Пентагон приветствовал вхождение в Сомали кенийских войск, которые «усилили военное давление на боевиков из «Аш-Шабаб». Тем не менее его представитель отметил, что Вашингтон, который внимательно следит за событиями на юге Сомали, не намерен оказывать помощь кенийским войсками в этой стране. Примечательно, что Вашингтон никак не откликнулся на предложение Кении и переходного правительства Сомали установить международную морскую блокаду порта Кисмайо на юге Сомали, через который боевики «Аш-Шабаб» получают вооружения и боеприпасы.

14 ноября три сильных взрыва имели место на юге Сомали в районах, контролируемых движением «Аш-Шабаб». Местные наблюдатели пришли к выводу, что в отсутствие в тот день активных боевых действий в том районе это могли быть взрывы ракет, запущенных с американских беспилотников.

14 ноября в Аддис-Абебе в штаб-квартире Африканского союза состоялась встреча министров обороны Уганды, Бурунди /эти две страны выделили свои контингенты в состав Амисом/, Кении, Эфиопии и Джибути. Как сообщила в своем коммюнике штаб-квартира Афросоюза, в ходе этой встречи обсуждались вопросы, касавшиеся «военной и политической ситуации в Сомали, а также пути и способы обеспечения безопасности в этой стране».

17 ноября обсуждение той же темы продолжилось на уровне Совета по вопросам мира и безопасности Афросоюза.

16 ноября представитель движения «Аш-Шабаб» Али Мохамуд Радж призвал Найроби вывести кенийские войска из Сомали, пригрозив им в противном случае новыми потерями.

18 ноября Африканский союз высказался за включение кенийских войск, вошедших в Сомали, в состав Амисом. Как заявил комиссар Афросоюза по вопросам мира и безопасности Рамтан Ламамра, свои войска в Сомали может направить и Эфиопия. При этом он не уточнил, будут ли эфиопские военные действовать в составе Амисом, либо они войдут в Сомали «под знаменами» региональной организации IGAD /Межправительственная инициатива для развития, объединяет Уганду, Эфиопию, Джибути, Кению, Судан и Сомали/.

В 2006г. эфиопиские войска уже входили в Сомали. Тогда они оказали решающую помощь переходному правительству страны в борьбе с режимом т.н.Исламских судов, а затем вернулись в Эфиопию. Их уход способствовал подъему в Сомали движения «Аш-Шабаб». После вывода своих войск из Сомали Аддис-Абеба тем не менее оставила их на границе с этой страной в готовности к немедленным действиям.

Уже 19 ноября в Сомали вернулись военные из Эфиопии. В тот день несколько сотен эфиопских солдат вошли на территорию Сомали в районе деревни Белетвейн и продвинулись на глубину до 30 км. Несколькими днями ранее в этой зоне отмечались бои между формированиями движения «Аш-Шабаб» и проправительственными силами. Что касается официальной Аддис-Абебы, то она опровергла информацию о проникновении ее войск в Сомали.

В настоящее время в составе контингента Амисом насчитывается 9700 военнослужащих из Уганды и Бурунди. Джибути и Сьерра-Леоне пообещали также выделить свои воинские контингенты /по батальону каждая/ в состав миротворческого контингента в Сомали, что доведет его численность до 10,7 тыс. человек. У Афросоюза есть мандат ООН, позволяющий довести численность контингента Амисом до 12 тыс. человек. Что касается командования миротворцев, то оно полагает оптимальной численность контингента Амисом в 20 тыс. человек.

20 ноября, сразу после сообщений о вхождении войск Эфиопии в Сомали, движение «Аш-Шабаб» выступило с заявлением, в котором пообещало «сломать шею» эфиопским военным. Как утверждал при этом полевой командир формирований «Аш-Шабаб» в центральной части Сомали Шейх Юсуф Али Угас, «эфиопская атака направлена против нашей мусульманской нации и призвана не допустить установления режима шариата в Сомали». Новое заявление «Аш-Шабаб» в адрес эфиопских военных последовало неделю спустя. В нем исламисты пригрозили нанести «тяжелые потери» своему новому старому противнику.

В тот же день Кения объявила, что ее ВВС при поддержке катеров ВМС уничтожили два лагеря исламистов на юге Сомали.

21 ноября министр обороны в переходном правительстве Сомали Хусейн Араб Айз приветствовал возможное возвращение эфиопских войск в свою страну. «Мы положительно воспринимаем появление эфиопских войск в Сомали – если они действительно вошли в нашу страну – равно как войск любой другой страны, пожелавшей внести свою лепту в борьбу против движения «Аш-Шабаб». Главное условие – чтобы такие действия не нарушали наш суверенитет», — заявил он. «Мы нуждаемся в помощи мирового сообщества в борьбе против боевиков, связанных с «Аль-Каидой», — признал министр.

По мнению некоторых наблюдателей, возвращение эфиопских войск в Сомали не было связано с каким-либо совместным региональным планом действий против движения «Аш-Шабаб», оно было обусловлено лишь стремлением Адис-Абебы подтвердить свой статус региональной «державы», на который претендует Эфиопия, после того, как в Сомали вошли кенийские войска.

23 ноября эмиссар Афросоюза в Сомали Джерри Роулингс предложил привлечь к переговорам по мирному урегулированию в Сомали представителей движения «А-Шабаб». Признав, что представители этого движения умеют убеждать сомалийцев, он высказался за «открытость по отношению к ним, что позволит втянуть их в политические процессы». «Нельзя перед ними закрывать все двери», — утверждал он.

24 ноября кенийская армия сообщила об уничтожении 10-ти боевиков движения «Аш-Шабаб» в двух боевых эпизодах, происшедших в Сомали, а также о гибели одного кенийского военнослужащего в результате подрыва на мине грузовика с солдатами на севере Кении в районе города Мандера близ границы с Сомали. В тот день кенийские военные и формирования переходного правительства Сомали атаковали тренировочный лагерь «Аш-Шабаб» близ населенного пункта Хавина на юге страны. в результате этой атаки были уничтожены три боевика «Аш-Шабаб». Еще 7 боевиков были убиты днем ранее при налете самолетов ВВС Кении на один из лагерей исламистов.

22 ноября председатель Военного комитета Евросоюза генерал Хакан Сирен признал, что из-за трудностей с финансированием у ЕС могут возникнуть проблемы по поддержанию в надлежащем состоянии его военно-морской миссии «Аталанта», призванной обеспечить безопасность судоходства в Аденском заливе. Операция «Аталанта» началась в 2008г., и вплоть до настоящего времени странам-участницам удавалось держать в этой зоне от 6 до 10 боевых кораблей. Из-за финансовых проблем их число в канун Нового года может сократиться до 4-х. Предполагается, что оптимальная численность военно-морской группировки ЕС в Аденском заливе будет восстановлена лишь в марте 2012 года. Ведущими по вкладу участниками «Аталанты» являются Испания, Франция и Германия. За ними следуют Италия, Голландия и Бельгия.

В целом, военная ситуация для движения «Аш-Шабаб» начинает складываться самым неблагоприятным образом. Им приходится воевать на три фронта – против сил Амисом и переходного правительства, войск Кении и Эфиопии. Теперь многое будет зависеть от активности и скоординированности действий тех, кто вольно или невольно втянулся в конфликт в Сомали на стороне переходного правительства этой страны.

62.87MB | MySQL:102 | 0,910sec