Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (5-11 декабря 2011 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в Йемене и Египте. В Йемене 10 декабря приведено к присяге временное правительство страны во главе с одним из лидеров оппозиции М. Бассандава. В Египте подведены итоги первого этапа парламентских выборов, в ходе которого наибольшего успеха добились исламистские политические силы.

7 декабря министры иностранных дел стран-членов НАТО заявили о намерении углублять политический диалог и «практическое сотрудничество» с государствами Ближнего Востока и Северной Африки, включая Ливию. В первую очередь, речь идет о развитии связей в рамках Средиземноморского диалога и Стамбульской инициативы сотрудничества.

Во временном правительстве Йемена (34 человека) министерские по-сты поровну распределены между сторонниками режима и оппозиции. Свои должности сохранили глава МИД А. Б. аль-Кирби и министр обороны М. Н. Ахмад . Из основных постов оппозиции достались министерства внутренних дел и финансов. Причем пост главы МВД занял А. К. Кахтан – представитель исламистской партии «Ислах». Главной задачей нового правительства станет подготовка досрочных выборов президента республики, намеченных на 21 февраля 2012 г. По условиям соглашения между ведущими политическими силами Йемена, кандидат на пост главы государства должен быть подобран на основе консенсуса. Не менее важной задачей является нормализация обстановки в стране, которая продолжает оставаться очень сложной. Не прекращаются столкновения между сторонниками и противниками уходящего в отставку президента А. А. Салеха, сепаратистские силы на юге Йемена продолжают требовать воссоздания независимого государства, на северо-западе страны действуют шиитские повстанцы. Высокую активность проявляют боевики местного ответвления террористической сети «Аль-Каида».

5 декабря в Египте прошел второй тур первого этапа парламентских выборов. Окончательные итоги первого этапа голосования демонстрируют значительный успех исламистских политических сил: около 37% избирателей отдали свои голоса Партии свободы и справедливости (ПСС) — политического крыла «Братьев-мусульман»; 24,7% голосов получила консервативная исламистская партия «Ан-Нур», в то время как за блок либеральных и левых партий проголосовали лишь 13,5% избирателей. В то же время генеральный секретарь ПСС М. С. аль-Кататни заявил 10 декабря, что в случае прихода к власти «Братья-мусульмане» не станут обязывать женщин покрывать голову хиджабами и запрещать алкоголь, будут приветствовать принятие законов, направленных на обеспечение личных свобод и прав коптов, планируют сделать ставку на развитие туризма в Египте.

Премьер-министр Египта К. аль-Ганзури 6 декабря представил главе правящего в АРЕ Высшего совета Вооруженных сил маршалу Х. Тантауи состав своего правительства. Предполагается, что оно будет работать до избрания нового президента Египта летом 2012 г. и передачи власти от армии гражданскому руководству. Военные делегировали К. аль-Ганзури часть полномочий главы государства с тем, чтобы его кабинет мог работать более эффективно. При этом Х. Тантауи оставил за собой право решения всех вопросов, связанных с вооруженными силами и судебной системой. Кроме того, египетские военные подтвердили, что только новый парламент будет избирать членов Учредительной ассамблеи (100 человек), которая займется подготовкой новой конституции страны и закона о выборах президента.

Сложная обстановка сохраняется в Сирии. В различных районах страны правительственные войска продолжают операции против вооруженных мятежников. Главным оплотом боевиков остается северо-западная провинция Идлиб, граничащая с Турцией. Напряженность сохраняется в центральных провинциях Хомс и Хама, в северо-восточной провинции Дейр-эз-Зор и на юге – в провинции Деръа. 9 и 10 декабря оппозиция провела в различных городах демонстрации с требованием немедленной смены власти в Сирии. Со своей стороны, правящий режим организовал манифестации в поддержку президента САР Б. Асада и его политики. Сам Б. Асад 7 декабря отверг утверждения о том, что он отдавал приказы расстреливать демонстрантов, требовавших его отставки. По словам президента, для проведения реформ в Сирии «потребуется время» и «предстоит пройти долгий путь». Оппозиции не удалось добиться массовой поддержки, объявленной на 11 декабря всеобщей забастовки протеста. В мероприятии в основном участвовали те районы, где сильно влияние «Братьев-мусульман».

5 декабря МИД САР подтвердил согласие Дамаска с планом Лиги арабских государств по размещению иностранных наблюдателей в Сирии, настаивая при этом, чтобы соответствующий протокол был подписан именно в сирийской столице. Кроме того, в Дамаске требуют, чтобы после подписания протокола были немедленно сняты санкции, введенные ЛАГ против САР. Арабские страны изучают сирийские предложения, но что касается санкций, то вопрос об их отмене должен быть рассмотрен на Совете Лиги после прибытия наблюдателей в САР. В то же время ЛАГ отказывается от передачи «сирийского досье» на рассмотрение Совбеза ООН. Генеральный секретарь ЛАГ Н. аль-Араби посетил 8 декабря Багдад, где предложил руководству Ирака посредничать в деле урегулирования сирийского кризиса. Правительство Ирака согласилось на посредническую миссию, но при этом вновь подтвердило, что не присоединится к санкциям ЛАГ против Сирии.

Госсекретарь США Х. Клинтон 7 декабря встретилась в Женеве с представителями оппозиционного Сирийского национального совета во главе с его лидером Б. Гальюном. После встречи Х. Клинтон заявила, что «переход к демократии означает не только смещение Асада. Это также означает закрепление Сирии на пути верховенства права и защиту базовых прав граждан, независимо от этнической, гендерной или конфессиональной принадлежности». На минувшей неделе США вернули в Дамаск своего посла, аналогичный шаг намерена сделать Франция. Турция заявила, что «не останется в стороне», и будет защищать себя, если действия правительства Сирии против оппозиции станут угрожать региональной безопасности. Турция также заморозила в своих банках сирийские активы на сумму 111 млн долларов. Лидер ливанской «Хизбаллы» Х. Насралла 6 декабря публично подтвердил, что воз-главляемое им движение поддерживает Сирию во главе с Б. Асадом в проведении всеобъемлющих реформ и «никогда не забудет, беспредельную поддержку», которую оказывает эта страна ливанскому сопротивлению.

6 декабря правительство Ливии потребовало от вооруженных отрядов, участвовавших в свержении режима М. Каддафи, покинуть Триполи в течение двух недель. Вместе с тем, премьер-министр временного правительства А. Р. аль-Киб признал, что вопрос о разоружении бывших повстанцев «оказался намного сложнее, чем представлялось». Глава МВД Ф. Абдельаль заявил, что власти пока не рассматривают вопрос об изъятии оружия у членов боевых группировок, но «обсуждают пути установления контроля и учета различных видов вооружений, находящегося у них, а также прекращение вооруженных демонстраций на улицах городов». Аналогичной позиции придерживается и военное ведомство. Тем временем 11 декабря дважды была совершена попытка покушения на командующего ливийской армией генерала Х. Хафтара. Кроме того, вооруженные столкновения между бойцами новой национальной гвардии и боевиками одной из региональных группировок произошли в районе аэропорта Триполи.

Глава Африканского командования ВС США генерал С. Хэм сообщил, что американцы обсуждают с представителями Ливии возможности оказания помощи в деле воссоздания ливийской армии. США, в частности, предлагают направить ливийских офицеров в американские штабные колледжи, поставить снаряжение и содействие в обучении личного состава. По словам генерала, руководители Ливии не исключают привлечение на службу в новой армии «профессиональных офицеров» бывших вооруженных сил Каддафи.

Руководитель правящего в Ливии Переходного национального совета М. А. Джалиль, выступая 10 декабря на конференции по национальному примирению, заявил, что новые власти «способны на прощение и на толерантность, мы готовы принять наших братьев, которые сражались с повстанцами, и всех, кто действовал или высказывался против этого переворота».

5 декабря в Бонне прошла международная конференция по Афгани-стану, главной темой которой стала передача ответственности за безопас-ность в республике к афганским силам и дальнейшая деятельность мирового сообщества по стабилизации обстановки в стране. Было заявлено, что мировое сообщество продолжит оказывать помощь Афганистану и после 2014 г., когда из страны будут выведены основные силы международной коалиции. Эта помощь будет сосредоточена на обеспечении безопасности и экономическом развитии. Участники форума были едины в том, что для урегулирования ситуации в Афганистане «важно прийти к политическому консенсусу». Тем временем обстановка в стране остается нестабильной. На прошедшей неделе в Кабуле и ряде других городов была совершена серия терактов, в результате чего погибли 80 и получили ранения свыше 150 человек. Командующий силами НАТО в Афганистане американский генерал Дж. Ален призывает прервать на год вывод из страны войск США. По его мнению, преждевременное ослабление военного контингента поставит под угрозу успехи, которые были достигнуты в области безопасности в 2011 г.

Генеральный секретарь НАТО А. Ф. Расмуссен признал 8 декабря, что содействие Пакистана афганским и коалиционным силам необходимо для стабилизации обстановки в Афганистане. «Альтернативы этому не существует», — подчеркнул А. Ф. Расмуссен. Руководство альянса надеется, что нынешнее обострение отношений с Исламабадом, вызвано недавним ударом авиации союзников по пакистанским пограничникам, носит временный характер. Со своей стороны, глава пакистанского правительства Ю. Р. Гилани заявил 11 декабря, что у его страны нет доверия к США и «это чувство – взаимное». Ю. Р. Гилани также сообщил, что транзит грузов для войск НАТО в Афганистане может быть вновь разрешен не ранее, чем через несколько недель. Пакистанские власти приняли решение разместить дополнительные силы ПВО на северо-западном участке границы с Афганистаном с целью противодействиям нарушениям национального воздушного пространства. По требованию Пакистана 10 декабря американские военные покинули военно-воздушную базу «Шамси», расположенную на юго-западе страны.

7 декабря в Судане было сформировано новое правительство, в состав которого вошли представители всех 14 политических партий, однако ключевые министерства – иностранных и внутренних дел, обороны, финансов и нефтяной промышленности возглавили члены правящей партии Национальный конгресс. Крупные вооруженные столкновения с участием танков и авиации происходят на границе между Суданом и Южным Суданом. По оценке МИД Южного Судана, они представляют наиболее серьезную угрозу с момента объявления независимости Юга в июле с. г. и могут привести к началу полномасштабных военных действий между двумя государствами.

Вновь усилилась напряженность в зоне палестино-израильского конфликта. В ответ на уничтожение 8 декабря в результате удара израиль-ских ВВС одного из руководителей вооруженной группировки «Бригад мучеников Аль-Аксы» И. аль-Батша (он координировал террористическую деятельность против Израиля) палестинские экстремисты подвергли ракетному обстрелу территорию Израиля. Обмен ударами продолжился и в последующие дни, включая 11 декабря.

Эмир Кувейта С. ас-Сабах распустил 6 декабря парламент страны, одновременно назначив новые парламентские выборы через 60 дней. Кувейтская оппозиция одобрительно восприняла решение главы государства.

Парламент Алжира 7 декабря большинством в две трети голосов подтвердил сохранение запрета на легализацию деятельности в стране крупнейшей исламистской партии — Исламского фронта спасения.

Национальная учредительная ассамблея Туниса приняла 11 декабря временную конституцию страны. Это позволит назначить новое правительство республики и начать полноценную работу большинству государственных органов власти.

Приложение

О ракетном оружии Ирана

Работы по созданию ракетного оружия в Иране начались в конце 1970-х гг. еще при шахском режиме. Во время ирано-иракской войны (1980-1988 гг.) иранцы активно использовали мобильные ракетные комплексы Р-17Э (Scud B) советского производства, полученные из КНДР и Ливии (Сирия поставляла только ракеты). В 1990-гг. в Иране было разработано несколько образцов тактических (ТР) и оперативно-тактических (ОТР) ракет, а также баллистическая ракета средней дельности (БРСД). Часть из них была в ограниченных масштабах запущена в производство и поступила в войска.

На сегодняшний день, несмотря на многочисленные трудности, руко-водству Исламской республики удалось создать в стране сеть научно-исследовательских институтов, опытно-конструкторских институтов, бюро и центров по созданию различных видов ракетного оружия. Иранская ракетостроительная отрасль по праву считается одной из наиболее крупных и развитых в регионе, уступая по своим возможностям лишь израильской и, отчасти, пакистанской.

В стране действуют 7 ведущих и 16 более мелких конструкторских бюро и предприятий, специализирующихся ракетных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах. Головное КБ по разработке ракетной техники находится в районе Карадж недалеко от Тегерана. Иран также располагает полигонами для испытания ракетного оружия и комплексами слежения за испытательными пусками ракет. Вся инфраструктура, связанная с испытаниями ракетного оружия, находится в распоряжении командования Корпуса страже исламской революции (КСИР).

Вместе с тем, характерной особенностью иранского ракетостроения является «копирование, клонирование, иногда — модернизация и подгонка» под собственные возможности и потребности северокорейских, пакистанских, российских, китайских и американских технологий и изделий, которые целиком или отдельными компонентами приобретаются как путем легальных закупок, так и на мировом «черном рынке». Используются и возможности разведки. Наиболее тесные связи в ракетной сфере Иран поддерживает с Северной Кореей. Зарубежные «корни» отчетливо просматриваются при демонстрации иранскими военными ракетной техники.

По информации зарубежных СМИ, ИРИ располагает, по крайней мере, двумя предприятиями по сборке ракет, которые построены при содействии Китая и КНДР. Крупнейшее из них расположено в Исфахане, а второе – в Семане (750 км вост. Тегерана). Заводы, связанные с производством ракетного оружия, находятся также в городах Пайрза, Шираз, Махабад, Ислакер. В последние годы иранцы значительно нарастили темпы разработки, испытаний и производства различных образцов ракетного оружия.

Главным направлением развития национального ракетостроения стала реализация программы «Шахаб», в рамках которой были разработаны и приняты на вооружение мобильные баллистические ОТР «Шахаб-1», «Шахаб-2» и мобильная БРСД «Шахаб-3» различных модификаций.

ОТР «Шахаб-1» создана на базе советской жидкостной ракеты Р-17Э. Она имеет дальность пуска до 300 км и несет боезаряд до 1000 кг. Ракета имеет низкую точность. «Шахаб-2» (Scud С) имеет дальность пуска до 500 км и боеголовку весом 730 кг. В отличие от предшественника, ракета имеет повышенную точность и надежность. По мнению зарубежных специалистов, иранцы могли оснастить часть этих ракет боеголовками с ОВ или биологическими компонентами. В 2007 г. выпуск «Шахаб-1» и «Шахаб-2» был прекращен. Однако, по информации СМИ, в иранских арсеналах на хранении находится от 260 до 600 «Шахаб-1» и 50-150 «Шахаб-2».

Подлинным прорывом в иранском ракетостроении стало создание жидкостной одноступенчатой БРСД «Шахаб-3», разработанной на базе северокорейского изделия «Нодонг». Выпуск этих ракет с китайской помощью был начат в 2003 г. Модернизированный вариант ракеты получил наименование «Гадр-1». Предполагается, что она имеет дальность пуска порядка 2000 км с 700-кг головной частью. По другим источникам: 1600 км — с 750-кг боеголовкой и 900 км — с БЧ массой в одну тонну. Также существует твердотопливный вариант ракеты «Шахаб-3D». К 2008 г. иранские конструкторы смогли увеличить вес головной части ракет класса «Шахаб-3» до 1,3 т при дальности пуска порядка 2000 км.

По данным американского аналитика Э. Кордесмана, Иран в настоящее время располагает одной бригадой ОТР «Шахаб-1/2» (12-18 ПУ) и одной бригадой БРСД «Шахаб-3» (модификация с дальностью пуска 1200-1240 км, 6 ПУ, 24 ракеты). По другим источникам, иранцы имеют две бригады БРСД «Шахаб-3D» и «Шахаб-3М» (дальность пуска — 1300 км, 32 ПУ) и две бригады ОТР «Шахаб-1/2» (64 ПУ). Ракетные соединения входят в состав Центрального ракетного командования, подчиненного непосредственно Верховному главнокомандующему – Духовному лидеру ИРИ А. Хаменени.

Планируется создание ракет «Шахаб-5» и «Шахаб-6» с дальностью стрельбы 3 тыс. км и 5–6 тыс. км соответственно (программа разработки ракет «Шахаб-4» с дальностью 2,2–3 тыс. км была прекращена или приостановлена в 2003 г. по политическим причинам).

Помимо изделий по программе «Шахаб» иранцы сконструировали целый ряд других типов баллистических ракет. Так, в Тегеране сообщили о создании двухступенчатых твердотопливных БРСД «Сиджиль-1» и «Сиджиль-2» (дальность пуска до 2400 км), ОТР «Зельзаль-1» и «Зельзаль-2» (125 и 200 км соответственно), серию ОТР типа «Фатех-110» (до 200 км), ОТР «Каим-1» (модернизированный малозаметный вариант «Шахаб-2», 500 км). Большинство этих ракет находится на различных стадиях разработки и испытаний. По расчетам западных специалистов, Иран сможет создать БРСД с дальностью пуска 4000-5000 км не ранее 2014-2015 гг., а межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) еще через десять лет.

В 2008 г. Иран провел два суборбитальных летных испытания ракет «Кавешгяр-1» и «Кавешгяр-2». Обе ракеты достигли высоты в 200-250 км над поверхностью Земли, а затем их головные части спустилась при помощи парашютов. Считается, что этими ракетами, были модернизированные «Шахаб-3S». В 2009 г. иранцы вывели на орбиту первый ИСЗ собственного производства «Омид» с помощью ракеты-носителя «Сафир». В 2010 г. Иран осуществил запуск ракеты «Кавешгяр-3» с экспериментальной капсулой с живыми существами. Отметим, что вывод спутника на орбиту – это важный шаг на пути создания боевой МБР. Президент ИРИ М. Ахмадинежад заявил, что в 2017 г. страна планирует отправить на орбиту первого космонавта.

Отметим, что имеются серьезные сомнения относительно надежности иранских ракет, многие типы которых не прошли необходимого полного испытательного цикла, что, безусловно, может негативно проявиться в случае их боевого применения. Нет должной уверенности и в правдивости заявленных показателей дальности полета ракет, особенно БРСД. Ведь реальных испытательных пусков этих изделий на большие дальности не проводилось.

Руководство Ирана рассматривает ракетное оружие в качестве главной ударной силы национальных ВС, способной ответить на возможные вооруженные акции США и Израиля. В Тегеране рассматривают ракеты как важнейший компонент программы создания неконвенционного оружия, составную часть иранской концепции устрашения региональных противников.

По мнению экспертов, регулярно появляющиеся в иранских СМИ отчеты и заявления о разработке и оснащении национальных ВС новыми типами ракетных вооружений направлены на демонстрацию возросшего уровня боеспособности вооруженных сил Ирана. Это, по мнению иранских лидеров, должно стать сдерживающим фактором в отношении намерений США и Израиля применить силу против Тегерана с целью недопущения появления у ИРИ собственного ядерного оружия.

В то же время ракетные программы ИРИ показывают не совсем мир-ную направленность иранской ядерной программы. Ведь нет смысла создавать баллистические ракеты дальнего действия, не обладающие высокой точностью, если они не будут оснащены ядерной боеголовкой.

В целом, как свидетельствует анализ ситуации в иранском ракетостроении и в ракетных войсках, руководству Исламской республики удалось сформировать многотиповой арсенал тактических, оперативно-тактических ракет и, главное, баллистических ракет средней дальности. В результате ракетное оружие ИРИ стало реальным фактором в расстановке сил и в региональных геополитических сценариях для Ближнего и Среднего Востока и, соответственно, оказывает влияние на развитие мировых процессов в целом.

Реализация иранской ракетной программы вызывает серьезную обес-покоенность у соседних стран, особенно аравийских монархий, а также у США, Израиля, да и целого ряда других государств. В этой связи вполне возможно, что недавний мощный взрыв, который разрушил главный ракетный полигон близ Тегерана, нанеся огромный ущерб программе создания ракет дальнего действия, был акцией, осуществленной противниками Ирана.

52.32MB | MySQL:103 | 0,566sec