Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Сирии и Турции. Сирийская оппозиция объявила о создании новой военной структуры – Сирийской национальной армии (СНА), которая должна заменить Сирийскую свободную армию (ССА) в качестве главной силы, ведущей вооруженную борьбу за свержение режима президента САР Б. Асада. Обострилась ситуация на юго-востоке Турции, где активизировали свои действия боевики сепаратистской Курдской рабочей партии (КРП).
Напряженная обстановка сохраняется в Сирии. В различных районах страны продолжаются боевые действия между правительственными войсками и вооруженной оппозицией. Армия активно использует в боях артиллерию, авиацию и бронетехнику. На прошедшей неделе наиболее масштабные и ожесточенные бои по-прежнему происходили в Алеппо — крупнейшем городе на севере Сирии. Активные боевые действия велись и в различных районах провинции Алеппо. Ожесточенные бои шли в пригородах Дамаска и в ряде других мест столичной провинции. Боестолкновения имели место и в отдельных районах Дамаска. Боевые действия и боестолкновения происходили также в провинциях Идлиб, Хомс, Хама, Деръа и Латакия. Сообщается, что правительственная армия испытывает нехватку личного состава, что вы-нудило правящий режим призывать резервистов. В то же время многие ре-зервисты предпочитают дезертировать, но не принимать участия в гражданской войне.
6 сентября сирийская оппозиция объявила о создании новой военной организации – Сирийской национальной армии, которая должна стать ведущей вооруженной силой в борьбе за свержение режима Б. Асада. СНА возглавил бежавший в августе в Турцию генерал А. Х. Хадж Али. Он заявил о намерении дисциплинировать силы повстанцев и «осуществлять все военные операции из единого центра, прекратив борьбу за лидерство, которая была свойственна ССА». Генерал выступил против введения бесполетных зон над пограничными районами САР, т. к. «от такого шага будет больше негативных, чем позитивных последствий». Назначение генерала Хадж Али командующим СНА поддержали на Западе и в арабских монархиях. А пока, по оценке иностранных военных экспертов, повстанцы «продолжают оставаться разрозненными группами без необходимой дисциплины и командной структуры».
Спецпредставитель ООН и ЛАГ по сирийскому урегулированию Л. Брахими 3 сентября назвал свою миссию «почти невыполнимой». Президент Египта М. Мурси 5 сентября потребовал от Б. Асада «внять урокам из недавней истории и поторопиться покинуть свой пост — пока не стало слишком поздно». Мурси также обещал в ближайшее время начать работу «квартета» по Сирии в составе Египта, Ирана, Саудовской Аравии и Турции. Военное решение конфликта в Сирии обречено на провал, заявил генсек ЛАГ Н. аль-Араби по итогам состоявшегося 5 сентября в Каире заседания Совета глав МИД стран-членов организации. Арабские министры осудили насилие в САР, совершаемое сирийскими властями, призвали Совет Безопасности ООН принять меры «для привлечения виновных в этих преступлениях к международному суду» и «предоставить всю возможную помощь сирийскому народу, чтобы он смог защитить себя». Премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган назвал Б. Асада «политическим трупом», а также подчеркнул важность создания бесполетной зоны в приграничных областях САР. На неформальном форуме глав МИД Евросоюза, прошедшем 8 сентября на Кипре, было объявлено о скором ведении новых санкций в отношении Дамаска, и прозвучал призыв к отставке Асада. Генсек ООН Пан Ги Мун обвинил Совет Безопасности в бездействии на фоне разрастающегося вооруженного конфликта в Сирии.
Китай высказался в поддержку «мирной передачи власти в Сирии», но против иностранной интервенции в эту страны. Москву на минувшей неделе посетила делегация сирийской внутренней оппозиции во главе с лидером «Коалиции сил за мирные перемены» Д. Ф. Мухаммедом, который призвал Россию оказать давление на режим Б. Асада и сыграть особую роль в урегулировании сирийского конфликта. Президент России В. Путин заявил, что наша страна не должна переоценивать свою позицию по Сирии, а глава МИД РФ С. Лавров подтвердил, что Москва не поддержит в Совбезе ООН любые решения, которые могли бы оправдать внешнее вмешательство в дела Сирии, а также санкции в отношении САР. В то же время Россия поддерживает инициативу сирийской внутренней оппозиции провести в Дамаске конференцию с участием представителей всех противников режима Б. Асада с целью выработки единой переговорной позиции и последующим продвижением этой позиции в рамках диалога с правительством. России и США не удалось сблизить позиции в подходах к урегулированию конфликта в Сирии в ходе кон-тактов, состоявшихся во Владивостоке на полях саммита АТЭС.
Заметно обострилась обстановка на юго-востоке Турции в горных районах вблизи границы с Ираком, Сирией и Ираном, где активизировали свои действия боевики сепаратистской Курдской рабочей партии, совершивших серию нападений на турецких военных. В ответ турецкая армия начала крупную войсковую операцию. В ней участвуют свыше 2000 военнослужащих, поддерживаемых авиацией (тактические истребители F-16 и боевые вертолеты), которая нанесла серию ударов по позициям и базам сепаратистов как на территории Турции, так и на севере Ирака. В Анкаре связывают повышенную активность курдских боевиков с событиями в Сирии, и заявляют, что Дамаск позволяет КРП функционировать на сирийской территории. Одновременно ВС Турции начали крупнейшие за последнее время учения в районах, примыкающих к границе с САР. В них участвуют мотопехотные и танковые части, силы ПВО. В целом отмечается повышенная концентрация турецких войск у границы с Сирией.
9 сентября в 11 городах в различных районах Ирака в результате серии почти одновременно осуществленных терактов погибли не менее 60 человек, а около 250 человек получили ранения. Жертвами террористов стали военнослужащие иракской армии, полицейские, а также мирные граждане. Ранее, 7 сентября в результате серии взрывов около шиитских мечетей в Киркуке на севере страны погибли 8 и получили ранения более 30 человек.
9 сентября иракский суд заочно приговорил вице-президента страны Т. аль-Хашими, обвиняемого в более чем 300 преступлениях, к смертной казни через повешение. Сам Т. аль-Хашими отрицает все обвинения в свой адрес, называя политику действующего правительства «охотой на ведьм».
Президент Египта М. Мурси 5 сентября впервые выступил в ЛАГ, заявив перед главами внешнеполитических ведомств стран-членов организации, что АРЕ возвращается к «активной и интегрирующей роли в арабском мире».
США заявили о готовности списать внешний долг Египта в размере 1 млрд долларов. Катар намерен в ближайшие пять лет инвестировать в экономику Египта около 18 млрд долларов. Об этом заявил в Каире премьер-министр, министр иностранных дел эмирата шейх Х. Аль Тани после переговоров с президентом АРЕ М. Мурси. Эти средства будут направлены главным образом на строительство новых промышленных предприятий и в сферу туризма. Катар также намерен изучить вопрос об инвестировании в жилой сектор и городское развитие. К настоящему времени эмират уже выделил АРЕ 500 млн долларов из 2 млрд обещанных ранее для поддержки египетского бюджета, оставшиеся 1,5 млрд будут перечислены до конца ноября. По оценке премьер-министра АРЕ Х. Кандиля, страна остро нуждается в сумме порядка 27,8 млрд долларов инвестиций из частного сектора, а также 16,4 млрд — государственных вливаний.
Египетская армия продолжает операцию против террористов на Синае. По заявлению представителя ВС АРЕ, Египет и Израиль координируют свои действия против боевиков и террористов на полуострове, а нынешняя операция продолжится «до тех пор, пока ее цели не будут достигнуты».
Министерство обороны Афганистана сообщило о проведении проверки военнослужащих на лояльность власти, по итогам которой из рядов ВС было уволено несколько сотен солдат и офицеров. Тем временем 8 сентября террорист-смертник подорвал себя перед зданием штаба военного контингента НАТО в Кабуле, в результате чего погибли 6 человек. Ответственность за теракт взяло на себя движение «Талибан».
Президент Ирана М. Ахмадинежад признал 4 сентября, что у страны возникли проблемы с продажей нефти за рубеж. Отметим, что западные экономические санкции стали ощущаться в ИРИ все сильнее, оказывая негативное влияние на национальную экономику.
Канада на минувшей неделе разорвала дипломатические отношения с Ираном, обвинив Тегеран в поддержке режима Б. Асада в Сирии, несоблюдении резолюций ООН по ядерной программе ИРИ, угрозах существованию Израиля и в поддержке террористов. Руководство ИРИ резко осудило действия канадских властей.
На минувшей неделе в палестинских городах на Западном берегу реки Иордан прошли массовые демонстрации протеста против ухудшения экономической ситуации. Их участники требовали отставки главы правительства Палестинской национальной администрации С. Файяда. Глава ПНА М. Аббас назвал эти акции признаками арабской весны на палестинских территориях, признав обоснованными требования протестующих о снижении цен на основные товары и регулярной выплате зарплат. В то же время М. Аббас сообщил, что государственные служащие в сентябре не получат жалованья в полном объеме по причине невыполнения странами-донорами обязательств по переводу денежных средств на счета ПНА.
На прошедшей в саудовской столице Эр-Рияде конференции госу-дарств-доноров Йемена было принято решение о предоставлении этой стране помощи в размере 6,4 млрд долларов, что составляет лишь около половины запрошенной суммы в 12 млрд долларов. Из этих денег примерно 3 млрд долларов выделила Саудовская Аравия.
7 сентября в столице Йемена Сане прошла многотысячная демонстрация, участники которой требовали предать суду бывшего президента республики А. А. Салеха за многочисленные преступления, совершенные им против йеменского народа. Демонстрации с аналогичным требованием прошли и в ряде других городов страны. По оценке зарубежных экспертов, А. А. Салех продолжает оказывать заметное влияние на политическую ситуацию в Йемене.
Вновь обострилась обстановка на западе Судана – в Дарфуре, а также в провинциях Южный Кордофан и Голубой Нил, граничащих с Южным Суданом. В этих регионах на минувшей неделе произошли крупные бои между правительственными войсками и отрядами местных повстанцев. Сообщается о многочисленных жертвах с обеих сторон, а также среди мирного населения.
В Тунисе 7 сентября прошли массовые демонстрации, организованные правящей исламистской партией «Ан-Нахда». Их участники требовали скорейшего изгнания из органов государственной власти сторонников свергнутого в 2011 г. режима президента Бен Али. Со своей стороны, демократические силы Туниса заявляют об усилении исламизации общественной жизни в стране.
7 сентября полиция Бахрейна жестко разогнала сторонников шиитской оппозиции, намеревавшихся провести несанкционированную демонстрацию протеста в столице королевства Манаме. МВД страны в специальном заявлении признало действия полиции правомерными.
На востоке Саудовской Аравии в городе Эль-Катиф 6 сентября вновь прошли антиправительственные демонстрации, организованные оппозиционной группировкой «Свобода и справедливость», с требованием освобождения политических заключенных, в первую очередь, одного из лидеров шиитского протестного движения шейха Н. ан-Нимра.
3 сентября президент Алжира А. Бутефлика назначил министра вод-ных ресурсов А. М. Селлаля новым главой правительства республики. А. М. Селлаль в течение последних десяти лет возглавлял различные министерства, а на выборах президента 2004 г. руководил президентской кампанией А. Бутефлики.
Приложение
О вооруженных силах Эритреи
Эритрейские вооружённые силы представляют собой реорганизован-ные в регулярную армию воинские формирования Народного фронта освобождения Эритреи (НФОЭ), который до 1992 г. вел вооруженную борьбу за независимость страны от Эфиопии.
В настоящее время вооруженные силы Эритреи насчитывают 201,75 тыс. человек и состоят из сухопутных войск, ВВС и ВМС. Резервные компоненты насчитывают около 120 тыс. человек (население Эритреи – 5,8 млн человек). Ежегодные военные расходы страны составляют 75-80 млн долларов (5-6 процентов от ВВП). Верховным главнокомандующим национальных ВС является президент Государства Эритрея И. Афеворк.
Вооружение и военная техника (В и ВТ) ВС Эритреи в своем подавляющем большинстве представлены российскими (советскими) образцами, как закупленными в РФ, странах СНГ и Восточной Европы (главным образом в Болгарии), так и захваченными в качестве трофеев у эфиопской армии еще в период освободительной войны. Отдельные образцы В и ВТ приобретались в странах Западной Европы, Израиле и Китае.
Основу эритрейских вооруженных сил составляют сухопутные войска, насчитывающие около 200 тыс. человек. В их составе имеется четыре штаба армейских корпусов, 20 дивизий (18 пехотных, специального назначения и учебная) и отдельная механизированная бригада.
На вооружении сухопутных войск состоит 270 танков Т-55, 210 артиллерийских орудий, в т. ч. 45 122-мм самоходных гаубиц 2С1 «Гвоздика», 44 РСЗО (БМ-21 «Град» — 35, БМ-27 «Ураган» — 9), более 100 минометов различных калибров, 200 ПУ ПТУР, в т. ч. «Корнет-Э», 15 БМП, 25 БТР и 40 бронемашин других типов. Средства войсковой ПВО представлены 50 ПЗРК типа «Игла» и 70 зенитными орудиями и установками, включая 9 ЗСУ-23-4 «Ши́лка».
На вооружении военно-воздушных сил (350 чел.) числится 25 боевых самолетов (МиГ-29 – 10, Су-27 – 8, МиГ-23 – 4, МиГ-21 – 3). Кроме того, имеется 6 учебно-боевых машин (Су-27УБ – 2, «Аэромакки» MB-339CЕ – 4), 8 учебно-тренировочных и 7 легких транспортных (многоцелевых) самолетов. Также имеется по одному боевому вертолету Ми-24 и Ми-25 и 4 многоцелевых вертолета Ми-17. Основанная часть самолетов и вертолетов размещена на военно-воздушной базе в столице страны Асмэре. Часть авиатехники базируется на аэродроме в Массауа.
Реальные боевые возможности эритрейских ВВС крайне ограничены. Это связано с тем, что большая часть авиационной техники (примерно две трети) находится в неисправном состоянии, «катастрофически не хватает опытных технических и летных кадров», топлива, запчастей, специального оборудования и имущества. В итоге подавляющее большинство боевых са-молетов и вертолетов не поднимается в воздух. Вместе с тем в последнее время эритрейское правительство пытается улучшить состояние дел в ВВС В частности, сооружены подземные укрытия для девяти боевых самолетов.
Корабельный состав военно-морских сил (1,4 тыс. человек) представ-лен ракетным катером пр. 205, 12 патрульными катерами и 5 десантными кораблями и катерами. Главной военно-морской базой является Массауа.
В настоящее время основной упор в вопросах военного строительства эритрейское руководство делает на попытках модернизации вооруженных сил, на что брошены все свободные финансовые средства. Ведь большинство вооружения советского производства физически изношено и морально устарело. Вместе с тем, решение задачи замены и модернизации вооружения и военной техники крайне затруднено тем, что в декабре 2009 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1907, которая ввела запрет на «продажу или поставку Эритрее вооружений и смежных материальных средств всех типов, включая оружие и боеприпасы, военные машины и технику, полувоенное снаряжение и запасные части для перечисленного, а также технической помощи, обучения, финансовой и иной помощи, связанной с военной дея-тельностью, либо с предоставлением, изготовлением, техобслуживанием или использованием этих предметов». В декабре 2011 г. Совбез ООН усилии режим санкций в отношении Эритреи. Причиной введения военного эмбарго стали поддержка Асмэрой исламистских боевиков в Сомали, приграничный конфликт с Джибути, а также обвинения в неудавшемся заговоре с целью срыва саммита Африканского союза в Аддис-Абебе в январе 2011 г. В итоге официальное военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами было свернуто.
Вместе с тем, ооновская Группа контроля по Сомали и Эритрее, со-зданная для наблюдения за выполнением международных санкций в отношении этих двух стран, в своем докладе Совету Безопасности ООН (2012 г.) отметила, что Эритрея продолжает получать «вооружения и боеприпасы, которые доставлялись по морю, а также получала иностранную техническую помощь и запасные части для военной авиации. Однако Группа контроля не смогла установить, имеет ли место прямое участие какого-либо иностранного правительства в умышленном нарушении эмбарго на поставки оружия в Эритрею».
Авторы доклада также сообщили о том, что Эритрея поддерживает вооруженные оппозиционные группировки в Джибути, Сомали, Судане и Эфиопии, используя для этого «дипломатические каналы, и разведывательные органы». Так, речь шла о закупке оружия и оказании помощи, в том числе финансовой, сомалийским вооруженным группировкам. При этом подчеркивалось, что правительство Эритреи признает факт поддержания отношений с сомалийскими вооруженными оппозиционными группами, включая «Аш-Шабаб», однако в Асмэре характеризует эти связи как политические, отрицая предоставление какой-либо военной, материальной или финансовой поддержки. Позже Эритрея неоднократно официально заявляла, что отказалась от всяческих контактов с «Аш-Шабаб» и свернула сеть лагерей этой организации на своей территории.
В современной Эритрее господствует культура милитаризма, пронизывающая все сферы жизни. Ее основой является идеология осажденной крепости, которая доминирует над внешней политикой страны, над восприятием правящими кругами и значительной частью населения внешнего мира. Эритрея со времени обретения независимости живет под лозунгом «враг у ворот», что не позволяет правящей элите, представленной бывшими партизанскими вожаками, реально оценивать «истинные нужды страны и вызовы, стоящие перед ней».
С момента обретения независимости Эритрея проводила агрессивную внешнюю политику в отношениях со всеми соседними государствами. В 1995 г. эритрейские войска захватили йеменский остров Эль-Ханимш эль-Кебир (возвращен Йемену в 1998 г.). Пограничные конфликты происходили на границах с Джибути и Суданом. Но наиболее крупным событием стала война с Эфиопией в 1998-2000 гг., в которой Эритрея потерпела поражение. Вместе с тем, в последнее время эритрейское руководство не желает в опасный для своего политического выживания период времени идти на дальнейшее осложнение своих отношений с соседями.
Сразу же после получения независимости правящая партия НФОЭ создала систему национальной службы и призыва. Официально вооружённые силы страны комплектуются по призыву и на добровольной основе, мужчинами и женщинами, гражданами Эритреи, в возрасте 18 — 40 лет; срок службы по призыву — 18 месяцев. В реальности все население страны – и мужчины, и женщины в возрасте 18-50 лет обязаны пройти первоначальную военную подготовку (6 месяцев) и действительную службу (год), которая может быть заменена участием в различных «национальных проектах». В отдаленной полупустынной местности на западе страны в районе Савва была создана специальная военно-тренировочная база для молодежи, которая «почитается в качестве краеугольного камня процесса национального строительства».
После войны с Эфиопией военная служба зачастую превратилась в бессрочную. Молодые эритрейцы, призванные на срочную военную службу, не имеют четких перспектив увольнения из ВС. Эта система была официально легализована в 2002 г., когда правительство инициировало «программу развития Варсай Йакало» («те, кто следует за могучими» – т. е. ветеранами войны за освобождение). В итоге власти получили падение престижа военной службы и армии в целом. В последние годы отмечается рост дезертирства.
В целом за период независимости Эритрее в силу перманентно кризисного состояния экономики, острой нехватки финансовых средств, полной зависимости страны в вопросах технического оснащения национальной армии от иностранной помощи не удалось создать вооруженные силы, которые бы отвечали современным требованиям военного дела. На сегодняшний день и на обозримую перспективу ВС Эритреи по техническому состоянию вооружения и уровню подготовки личного состава смогут выполнять лишь задачи при действиях в пограничных конфликтах ограниченного масштаба.