Ситуация в Египте: август 2012 г.

Центральное событие месяца в Египте произошло 12 августа, когда новый президент АРЕ, выходец из организации «Братья-мусульмане» Мухаммед Мурси отправил в отставку военную верхушку. Нарушив существовавшее до этого дня статус-кво, при котором он руководил страной, не правя в ней – реальная власть была у генералов – он отправил в отставку всю военную верхушку во главе с министром обороны и главой Высшего совета Вооруженных сил /ВСВС/ маршалом Хусейном Тантауи. Фактически он добил военных, которые в предыдущие месяцы шли на уступку за уступкой исламистам в тщетной надежде сохранить свои привилегии. Он же подтвердил на практике эффективность применяемой повсеместно, вне зависимости от той или иной страны, тактики исламистов, которые, добиваясь шаг за шагом уступок от властей, в итоге избавляются от них.

Еще 9 августа Мурси обезглавил египетскую разведку, отправив в отставку генерала Мурада Муафи — преемника уже покойного Омара Сулеймана. В египетских реалиях до последнего времени глава разведки считался третьим человеком в государстве после президента и министра обороны.

За первым ударом последовал второй – в отставку была отправлена вся «старая гвардия» — 76-летний Тантауи /до этого он в течение 20 лет занимал пост министра обороны/, начальник Генштаба генерал Сами Анан /по данным газеты «Таймс», он имел теснейшие связи с США/, главнокомандующие ВВС /маршал авиации Реда Махмуд Хафез/, ПВО /генерал-лейтенант Абдельазиз Сейфэддин/ и ВМС /вице-адмирал Мохаб Мамиш/. Все они являлись членами ВСВС. Таким образом, воспользовавшись ситуацией на Синайском полуострове – о ней будет рассказано ниже – Мурси на треть поменял состав ВСВС, убрав из него наиболее влиятельных генералов.

Таким образом Мурси решил проблему двоевластия в свою пользу, получив – не без одобрения Вашингтона — все без исключения властные полномочия.

Освободившиеся должности заняли: министра обороны – генерал и при этом убежденный исламист 57-летний Абдель Фаттах ас-Сисси, начальника Генштаба – генерал Седки Собхи, заместителя министра обороны – генерал Мохаммед аль-Ассар.

До назначения на пост министра обороны прошедший обучение в США генерал А.ас-Сисси занимал пост главы военной разведки. Он стал одним из самых молодых министров обороны в новейшей истории Египта. Кстати, еще в июне один из политологов обвинил А.ас-Сисси в том, что он якобы является скрытым членом «Братьев-мусульман». В ответ на это обвинение ВСВС был вынужден официально опровергнуть эту информацию.

Взамен Тантауи и Анан получили назначения на должности советников президента, другие генералы – на высокие должности в госсекторе. Вице-адмирал Мамиш возглавил управление Суэцкого канала – одного из главных источников доходов страны, генерал Сейфэддин – Арабский совет по индустриализации, маршал Хафез стал министром обороной промышленности.

Одновременно с увольнением военной верхушки Мурси аннулировал принятую в июне с.г. «Дополнительную конституционную декларацию», предоставившую на переходный период законодательные функции армии. Кроме того, теперь президент имеет отобранное у него военными ранее право сформировать новую комиссию по подготовке конституции в случае, если будет заблокирована работа существующей комиссии. Мурси вернул себе также право объявлять войну, ранее отобранное у него военными.

Также 12 августа Мурси назначил на пост вице-президента Махмуда Мекки. Он стал вторым вице-президентом Египта за последние 30 лет. До него несколько последних дней до падения режима Хосни Мубарака пост вице-президента занимал Омар Сулейман. Ранее Мекки занимал пост судьи. Он сыграл определенную роль в протестном движении судейского корпуса, выступившего в 2005 г. против фальсификации итогов президентских выборов.

Впрочем, военные сами создали повод для их увольнения, проспав атаку на пограничный блок-пост на севере Синайского полуострова 5 августа, в результате которой погибли 16 египетских солдат. Пограничники были застигнуты врасплох – они принимали пищу во время ифтара. По данным египетских военных, атака на пост сопровождалась минометным огнем с территории сектора Газа.

Атакованный пост находился близ пограничного терминала Карм Абу Салем на границе с Израилем. Сразу после атаки террористы, одетые под бедуинов, на борту захваченной на посту бронированной машины попытались с боем прорваться через границу в Израиль. Там их встретили достойно – по данным израильского радио, ракетным ударом с вертолета броневик был уничтожен на израильской территории вместе с находившимися внутри его тремя террористами. Израильские военные сразу же начали прочесывать местность в поисках возможно уцелевших боевиков. Позднее было объявлено об обнаружении в общей сложности шести трупов, которые затем передали египетским властям. Всего, по израильским данным, в группе, прорвавшейся через границу, было 12 человек.

По данным египетских спецслужб, атаку на Синайском полуострове совершили боевики одной из палестинских джихадистских организаций, базирующихся в секторе Газа. В момент нападения на пост в группе было до 35 боевиков.

Сразу после атаки Мурси созвал на экстренное совещание ВСВС. На него были также приглашены главы разведки и МВД. После совещания в телевизионном выступлении Мурси пообещал, что силовики решат проблему безопасности на севере Синайского полуострова, установив там «тотальный контроль».

Мурси тут же побывал на месте нападения. Для него этот инцидент стал первым серьезным кризисом в области безопасности со времени прихода к власти.

Египетские военные тут же развернули широкомасштабную операцию против «террористических элементов», испросив разрешение Израиля на ввод на полуостров дополнительных сил, включая боевые вертолеты.

Три дня спустя они доложили, что ударами с вертолетов типа «Апач» были уничтожены до 20 боевиков, укрывшихся в деревне Тума на границе с сектором Газа. Затем подразделения 2-й пехотной дивизии взяли эту деревню штурмом. Удары с воздуха наносились также по районам, прилегающим к городу Шейх Зувейд недалеко от деревни Тума. Сразу последовал ответ – в ночь с 7 на 8 августа неизвестные обстреляли полицейский блок-пост близ Эль-Ариша. При этом ранения получили трое полицейских. Тем не менее, по оценке военных, операция против террористов завершилась «полным успехом». Однако жители Тумы позднее опровергли информацию о 20 погибших. Возможно, именно ложь военных и послужила настоящей причиной громких отставок после того, как 10 августа на севере Синая во второй раз побывал Мурси.

10 августа Египет объявил об аресте на Синайском полуострове шести «террористов», подозревавшихся в участии в нападении на пограничный пост. Тем времени очередное боестолкновение между войсками и исламистами было отмечено на Синае уже 12 августа. Его итог – 9 погибших, в том числе 3 военнослужащих.

В ответ на вылазку из сектора Газа Каир закрыл единственный работавший терминал Рафах на границе с анклавом. Громкое заявление сделали египетские военные, поклявшись «отомстить» за смерть пограничников. В коммюнике ВСВС обещалось, что «египтянам не придется долго ждать ответа» на это нападение.

Движение ХАМАС поторопилось опровергнуть «распространяемые Израилем слухи» о причастности его боевиков к нападению. К этому опровержению надо относиться скептически. Имея хорошо организованную разведку, руководство ХАМАСа не могло не знать о подготовке акции, которая, возможно, выполнялась чужими руками. Более того, глава правительства ХАМАСа в секторе Газа Исмаил Хания в своей антиизраильской риторике договорился до того, что обвинил Израиль в причастности к этому нападению.

В любом случае атака пограничного поста испортила отношения между египетскими «Братьями-мусульманами» и движением ХАМАС.

Безуспешно попытался реабилитироваться бывший глава разведки Египта Мурад Муафи. В беспрецедентном коммюнике он утверждал, что его ведомство якобы заранее получило информацию о готовившемся нападении и передало ее «компетентным властям».

Однако армейская операция вряд ли решит проблему безопасности на севере Синайского полуострова, резко обострившуюся после падения режима Мубарака. Подтверждение тому – новые боестолкновения на Синае, последовавшие уже после 12 августа. Главной целью террористов там стал, в частности, газопровод, по которому египетский природный газ подается в Израиль. Всего за год его подрывали 15 раз. Появились также данные о том, что на севере Синайского полуострова обосновались тренировочные лагеря различных террористических группировок джихадистского толка.

Как заявил представитель израильской армии генерал Йоав Мордехай, участниками акции были «элементы всемирного джихада, обосновавшиеся на Синайском полуострове, превратившемся в убежище для мирового терроризма в условиях ослабления контроля со стороны Египта». Позднее станет известно о связях нападавших с джихадистской группировкой «Армия ислама», совершившей несколько терактов в Египте за последнее время. По израильским оценкам, на Синайском полуострове могут находится «тысячи» джихадистов, пользующихся хорошо оплачиваемым гостеприимством тамошних бедуинов. По данным египетских спецслужб, на Синайском полуострове находятся до 1600 боевиков, в том числе 120 – числящихся в розыске.

Египетская пресса назвала решения Мурси «революционными» – ведь отныне он сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Независимая газета «Аль-Ватан» вышла 13 августа под заголовком «Братья-мусульмане» официально взяли власть», а близкий к военной верхушке еженедельник «Аль-Усбуа» начал с того, что осудил «диктатуру «Братьев». По оценке независимой газеты «Аш-Шурук», объединение «под Мурси» законодательной и исполнительной власти дает ему «большие прерогативы, нежели те, которыми располагал Мубарак».

В США немедленно забеспокоились по поводу того, что египетская армия может стать менее надежным партнером Вашингтона. Тут же последовали многочисленные контакты самых высокопоставленных американских должностных лиц с новым министром обороны Египта.

Белый дом немедленно призвал египетских военных и гражданские власти к «тесной совместной работе по решению экономических проблем и проблем, связанных с безопасностью, с которыми сталкивается Египет». При этом выражалась надежда на то, что «действия Мурси послужат интересам египетского народа». Пентагон предложил египетским военным предоставить данные радиоперехватов и космической разведки, что могло бы сделать боле эффективной антитеррористическую операцию на Синайском полуострове.

Самый большой переполох демарши Мурси вызвали в Израиле, привыкшем после подписания мирного соглашения особо не заботиться о безопасности границы с Египтом. Тревожит в первую очередь то, что новое египетское руководство не идет ни на какие контакты с Израилем.

Первым делом новый президент объявил войну независимым СМИ, осмелившимся выступить с критикой в его адрес – на скамье подсудимых тут же оказались директор одного из частных телеканалов и главный редактор одной из независимых газет. Работа телеканала «Аль-Фарейн» была приостановлена на месяц по обвинению в распространении призывов «к убийству президента Мурси и свержению режима». Телеканал «Аль-Фарейн» базируется в Каире и имеет репутацию антиисламистского.

Что касается проправительственной прессы, «Братья» через контролируемый ими парламент по быстрому поменяли во всех изданиях директоров и главных редакторов, поставив на эти должности своих единомышленников. Такая процедура назначения руководителей проправительственных изданий была установлена еще при прежнем режиме.

В знак протеста против попыток исламистов поставить под свой контроль прессу 9 августа многие независимые газеты вышли в продажу с пустыми первыми полосами. Протест не помог. 11 августа из продажи был изъят номер независимой газеты «Ад-Дустур», в редакционной статье которого содержалось предостережение – протест против установления в Египте «эмирата» «Братьев-мусульман».

На действия новых египетских властей немедленно отреагировал Вашингтон, заявивший, что он «очень встревожен» сообщениями из Египта о нарушении свободы прессы.

Показательно, что состоявшиеся 7 августа в Каире похороны убитых на Синайском полуострове пограничников вылились в массовую манифестацию, участники которой скандировали лозунги против «Братьев-мусульман».

На 24 августа противники Мурси назначили манифестацию. Чтобы минимизировать число ее участников, МВД за два дня предупредило, что не потерпит каких-либо актов насилия. «Братья» тут же обвинили сторонников прежнего режима в стремлении дестабилизировать ситуацию в стране. Они беспокоились не зря – в намерения организаторов манифестации входило потребовать расследования относительно источников финансирования исламистов. В итоге 24 августа на манифестацию вышли несколько сотен противников исламистского режима. Их шествие вылилось в столкновения с теми, кто поддерживает Мурси.

Преждевременно полагать, что последние события в Египте означают полное поражение военных в борьбе за власть, их уход с политической арены страны и превращение «Братьев» в единственный центр власти. Просто военные пока предлагают договариваться и копят силы. «Тот факт, что военные не возмутились «неожиданным» решением президента Мурси в отношении армейской верхушки, свидетельствует, что ранее было достигнуто некое соглашение между президентом и генералитетом по предстоявшим отставкам», — писала лондонская «Файнэншл таймс».

Возможное соглашение Мурси с военной верхушкой вряд ли удовлетворило большую часть офицерского корпуса. Как представляется, именно с целью погасить возможное недовольство достигнутой сделкой последовало заявление некоего «высокопоставленного военного» для официального информационного агентства МЕНА. Он, в частности, утверждал, что «все происшедшее сделано в тесной координации и после консультаций с военным руководством». Он также опроверг все «слухи о негативной реакции» на происшедшее со стороны военного аппарата.

Существует и такое мнение, что египетские военные «сделали тактический шаг для того, чтобы возложить ответственность за сложную экономическую ситуацию в стране на президента, правительство и «Братьев-мусульман».

В течение августа Египет пытался играть активную роль в вопросах урегулирования внутрисирийского конфликта. В частности, Мурси предложил создать контактную группу с участием Египта, Ирана, Саудовской Аравии и Турции с тем, чтобы добиться прекращения огня в Сирии. Это предложение было поддержано Ираном.

В течение августа продолжало ухудшаться финансовое положение Египта. Подтверждение тому – 22 августа Каир запросил у МВФ кредит в 4,8 млрд долларов «и даже больше» вместо 3,2 ожидавшихся. Соответствующее заявление сделал премьер-министр Египта Хишам Кандиль.

Политическая борьба в Египте далека от завершения, поскольку Мурси, победив военных, теперь предстоит одолеть еще одного грозного противника – Высший конституционный суд страны. Этот властный институт наделен самыми широкими полномочиями, и он уже не раз демонстрировал свое негативное отношение к «Братьям-мусульманам» — вспомним недавнее решение о роспуске парламента, в котором большинство после выборов получили исламисты. При этом Высший конституционный суд мотивировал свое решение тем, что парламентские выборы не соответствовали действующему законодательству. Да, Мурси своим указом возобновил было его деятельность, но не легитимность, однако затем признал решение Высшего конституционного суда.

Еще одна проблема для Мурси — организация, которую он представляет. Пока неясно, как поведут себя рядовые «Братья-мусульмане», многие из которых уже высказывали недовольство отдельными шагами президента, и в частности, его намерением соблюдать положения мирного соглашения с Израилем.

Рядовые «Братья» вряд ли будут довольны и вердиктом суда Исмаилии, приговорившего 14 августа к смерти 14 боевиков из джихадистской группировки «Таухид валь-Джихад», совершивших в прошлом году два теракта на Синайском полуострове, приведших к гибели семи человек.

Другой яростный оппонент Мурси в Египте – коптская община, которая не ждет от новых властей ничего хорошего. Даже обычно молчаливые по части политических заявлений патриархи коптской церкви выступили с критикой президента после того, как в сформированное в начале августа новое правительство страны попал всего один копт при том, что христиане составляют до 14 % от общей численности египтян. При Мубараке, когда число министерских портфелей было меньше, чем сейчас, копты регулярно имели два – три поста в правительстве.

Чтобы хоть как то успокоить коптов и либералов, 27 августа Мурси назначил на должности помощников президента представителя христианской общины Самира Моркоса и феминистку Пакинам аш-Шаркауи. Впрочем, две других аналогичных должности получили исламисты. Лидер салафистской партии «Ан-Нур» Имад Абдель Гафур будет заниматься вопросами взаимодействия с гражданским обществом, выходец из «Братьев» Иссам аль-Хаддад – вопросами международных отношений и международного сотрудничества.

Очевидно, что исламистам, даже получив существенную финансовую помощь от стран Персидского залива, не удастся решить сложнейших социально-экономических проблем египтян, и им придется отвечать за это. А тогда проще всего решить все проблемы, направив гнев масс на внешнего врага.

 

52.27MB | MySQL:103 | 0,482sec