Почему президент РФ В.В.Путин не поехал на 4-х сторонний саммит в Пакистан?

В Пакистане 2-3 октября должен был состояться 4-х сторонний саммит президентов Афганистана, Пакистана, России и Таджикистана, однако буквально за неделю до его начала президент России В.В.Путин направил официальное письмо президенту Пакистана Асифу Али Зардари, информируя его о невозможности прибыть в Исламабад на указанную встречу. Можно лишь гадать, какие причины отказа лидера России от участия в этом саммите были указаны в его послании. В конечном итоге, само мероприятие было отменено, что вполне естественно, поскольку Россия здесь является едва ли не главным участником переговорных процессов, происходящих в рамках «четверки», и без ее участия многие вопросы, стоявшие в повестке дня (в первую очередь ситуация в Афганистане), едва ли было бы целесообразно обсуждать, а тем более принимать какие-то решения.

По словам официальных пакистанских лиц, такое решение Москвы было для них полной неожиданностью и воспринято с большой досадой, поскольку могли бы, наконец, увенчаться успехом многократные приглашения на самом высоком уровне с пакистанской стороны российскому президенту посетить Пакистан, пусть и в рамках 4-хстороннего саммита. Как было очень кратко сообщено в официальном Заявлении МИД Пакистана 27 сентября с.г. «Четырехсторонний саммит (Пакистан, Россия, Таджикистан, Пакистан), запланированный на 2-3 октября 2012 г. в Исламабаде, отложен»./1/ Учитывая то обстоятельство, что график зарубежных поездок лидеров любого государства составляется за много месяцев до визита, можно лишь предположить, что в России произошло что-то из ряда вон выходящее, что не позволило российскому президенту покинуть страну, либо какие-то чрезвычайные события планетарного масштаба не дали возможность прилететь в Пакистан. Как, например, это было с визитом премьер-министра Е.М.Примакова в США в 1999 г., когда после согласования с Б.Ельциным российский премьер развернул над Атлантикой свой самолет обратно в Москву в связи с началом военной операции НАТО против Югославии. Но тогда были видимые причины такого неординарного шага, это уже вопрос иного порядка – обоснованно это было сделано или нет. Но в данном случае вроде бы и в России в целом все нормально, и в мире ничего фантастического не произошло, и в Пакистане хоть и взрывают, но уже как-то привычно, что не мешает проводить там международные встречи на самом высоком уровне. Естественно, что вопросы безопасности могут выступать на передний план, Но эта проблема вовсе не была тайной для президентской службы безопасности, и информировать пакистанскую сторону об отказе по этой причине от участия в саммите именно в Исламабаде можно было бы вполне заранее.

С нашей точки зрения может быть несколько факторов, повлиявших на решение В.Путина (точнее его советников, включая сотрудников МИД) отказаться от поездки в Пакистан.

Первая (в данном случае ранжир не имеет значения) заключается в том, что, учитывая неизбежность двусторонних встреч, в первую очередь с президентом Пакистана Зардари, Москва решила повременить с такой встречей, пока не прояснится ситуация с обвинениями в адрес нынешнего пакистанского лидера в отмывании денег. Речь идет о письме министра юстиции Пакистана в швейцарский суд о возобновлении судебного дела по обвинению Зардари в отмывании денег, о чем были уведомлены еще 5 лет назад швейцарские судебные органы тогдашним прокурором Маликом Каюмом./2/ (В 2003 г. Швейцария заочно признала Зардари и его покойную жену Беназир Бхутто виновными в получении взяток на несколько миллионов долларов от швейцарских фирм. Сам Зардари считает преследование политически мотивированным. В 2007 г. бывший президент Пакистана Первез Мушарраф объявил амнистию по этому делу, которую позже суд признал незаконной).

Второе. Нежелание Москвы портить отношения с Дели в результате заметного расширения сотрудничества с Пакистаном, хотя влияние этого фактора может оказывать, с нашей точки зрения, лишь незначительное воздействие на политику Москвы в отношении Пакистана. Индия уже давно уяснила для себя то обстоятельство, что уже не один год человечество живет не в двухполярном, а многополярном мире. Достаточно, например, упомянуть в этой связи набирающее ускоренными тепами сотрудничество Индии с США, Канадой, Францией в области атомной энергетики. При этом Индия не отказалась от сотрудничества с Россией в этой сфере – так, в соответствии с Соглашением, подписанным в ходе визита президента Д.Медведева в Индию 4-5 декабря 2008 г., Москва окажет содействие в сооружении дополнительных энергоблоков атомной электростанции на площадке «Куданкулам», а также в строительстве новых атомных электростанций по российским проектам. Тем не менее, Индия подписала в октябре 2008 г. широкомасштабное Соглашение с США о сооружении 18-20 атомных электростанций на территории страны на общую сумму в 27 млрд долларов. Было подписано Соглашение с Францией о продаже Индии 2-х атомных реакторов на сумму 9,3 млрд долл.; с Канадой, являющейся одним из ведущих поставщиков высококачественного урана, достигнута договоренность о поставках в Индию ядерных материалов, оборудования и технологии для АЭС./3/

Мы уже не говорим о все расширяющемся объеме военно-технического сотрудничества Индии с зарубежными странами – США, Израилем, Великобританией, Францией, Италией, другими странами. И в этом случае Индия отнюдь не отказывается от сотрудничества с Россией в области ВТС/4/, хотя нередки случаи рекламаций в адрес российского вооружения, поставленного в Индию, а уж повышение стоимости авианосца «Адмирал Горшков», зафиксированной в контракте, с 750 млн до 2.3 млрд долл. индийская сторона долго не могла забыть./5/

Однако главным аргументом в пользу маловероятности претензий Индии к России в случае заметного расширения сотрудничества Москвы с Исламабадом является заметное снижение, начиная с 2004 г., напряженности в пакистано-индийских отношениях, даже несмотря на такие трагедийные события, как теракты в Мумбаи в ноябре 2008 г. и в поезде «Самджхота Экспресс» в феврале 2007 г., следовавшего по маршруту Дели-Лахор. Достаточно сказать, что в 2012 г. двусторонний товарооборот составил по официальным данным 2.7 млрд долл., а по неофициальным (с учетом контрабанды) – почти 10 млрд долл./6/ По мнению и пакистанских, и индийских экспертов официальный объем торговли между двумя странами увеличится в 2014 г. до 7 млрд долл. А если учесть подписанное Соглашение по облегчению визового режима между этим государствами, предоставление Пакистаном Индии статуса наибольшего благоприятствования в торговле, готовность обсуждать любые спорные вопросы вплоть до Кашмирской проблемы, то станет понятным, что отношения между двумя государствами достигли так называемой точки невозврата и едва ли могут быть повернуты вспять даже несмотря на весьма возможные террористические акты и в Индии, и в Пакистане, и обоюдном обвинении друг друга в их совершении. В этом случае возможно скорее замораживание любых сфер сотрудничества, нежели его свертывание.

Еще один потенциальный фактор отказа Путина от визита в Пакистан может быть связан с предыдущими переговорами с представителями Газпрома об участии последнего в сооружении газопровода из Ирана в Пакистан и далее – в Индию. Как отмечают пакистанские СМИ, Москва хотела здесь получить больше прав на такого рода участие, нежели готов был предоставить Исламабад, к тому же получить без тендера. Однако эта заявка не была удовлетворена пакистанской стороной. Таким образом, по мнению пакистанских экспертов, Соглашение по газу не было готово к приезду В.Путина в Пакистан./7/

В связи с отказом Путина приехать в Исламабад пакистанская сторона в настоящее время уделяет особое внимание 4-хдневному (!) визиту в Россию начальника Объединенных штабов сухопутных войск Пакистана Ашфак Первез Кияни (3-6 октября 2012 г.). По мнению наблюдателей, переговоры затронут вопросы налаживания военно-технического сотрудничества между Россией и Пакистаном, а именно – обмен военными специалистами, методикой подготовки военных кадров, возможно рассмотрение вопроса продажи вооружений; не исключен анализ военно-политической ситуации в Афганистане и вокруг него, включая перспективы развития страны после вывода войск НАТО, а также совместная борьба с терроризмом./8/ Этот визит готовился с мая 2011 г., после поездки в Пакистан генерал-полковника А.Н.Постникова, являющегося Главнокомандующим сухопутными войсками российской армии и известного своей резкой критикой выпускаемого российской оборонной промышленностью вооружения.

Тем не менее, этот визит, естественно, не сможет восполнить приезд президента России, который должен был стать первым визитом такого уровня в Пакистан. До этого (после встречи в Москве в феврале 2003 г. президентов России и Пакистана) практически лишь визит председателя правительства России М.Фрадкова в апреле 2007 г. мог реально привести к росту двусторонних связей первоначально в экономической сфере и далее – в политической области. Однако этого не произошло, были лишь подписаны несколько малозначимых документов – Протокол о продлении на 10 лет Соглашения о сотрудничестве в борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и злоупотребления ими, а также Программа обменов в области культуры, науки и образования на 2007-2009 гг., которая толком не выполнялась. Были также подписаны Меморандумы о сотрудничестве с рядом российских компаний.

И лишь в последние несколько лет встречи президента Д.Медведева с его пакистанским коллегой А.А.Зардари реально стали своего рода прорывом в двусторонних отношениях. За последние 3 года Д. Медведев встречался с президентом Пакистана Зардари 6 раз — в рамках проведения саммитов различного уровня (ШОС, 4-хсторонний – Афганистан, Пакистан, Россия, Таджикистан). Нынешний отказ президента РФ В.Путина от визита в Пакистан привел, скорее всего, к определенному откату в отношениях между двумя странами. Как заметил пакистанский журналист-международник одной из ведущих пакистанских газет «The News», «стремление обрести новых друзей обернулось полным провалом, так что не следует терять старых друзей», подразумевая, скорее всего необходимость восстановления прежних тесных отношений с Вашингтоном и их дальнейшее развитие, цитируя при этом многочисленные отклики пакистанцев из различных социальных групп на отмену визита Путина./9/

Несостоявшийся 4-хсторонний саммит отодвинул на неопределенное время обсуждение афганской проблемы, проектов газопровода ТАПИ протяженностью 1.735 км и стоимостью 7,6 млрд долл. (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия), а также CASA-1000 (сооружение линии электропередач мощностью в 1000 киловольт и стоимостью в 870 млн долл. для передачи электроэнергии из Таджикистана и Узбекистана в Афганистан и Пакистан), какими бы полуфантастическими не казались эти идеи, учитывая непрерывные военные действия на территории Афганистана.

Не получил одобрения на высшем уровне подписанный 29-го сентября с.г. главами антинаркотических ведомств четырех стран (Афганистан, Пакистан, Россия и Таджикистан) план борьбы с наркоугрозой, своего рода «дорожная карта», реализация которой обойдется этим государствам в 500 млн долл. Как сообщил руководитель Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ Виктор Иванов, в последующие пять лет к данному плану присоединятся и страны НАТО./10/ Любопытно отметить, что следующее заседание антинаркотического квартета пройдет в 2013 г. в Исламабаде.

Наконец, не были проведены переговоры на высшем уровне относительно участия России в модернизации Карачинского металлургического завода, в частности, расширение его мощности до 3 млн. тонн стали в год при участии в этом Магнитогорского металлургического комбината.

Несостоявшийся визит в Пакистан В.Путина показал, что Москва, к сожалению, вновь проигнорировала государство, расположенное в крайне важном геополитическом районе земного шара с населением почти 200 млн. человек. Некоторые реверансы в сторону Пакистана, сделанные в письме В.Путина пакистанскому президенту Асиф Али Зардари, а именно: «Я уверен, что в будущем мы найдем возможность для личной встречи», а также «мы всегда будем рады видеть Вас в России» не могли, увы, сгладить обиду пакистанской стороны на столь неожиданно отложенный визит российского президента.

 

1. Цитировано по: Dawn. 28.09.2012.

2. Подробнее см.: Замараева Н.А. Пакистан: Верховный суд против президента А.А. Зардари // www.iimes.ru. 27 сентября 2012 г.

3. Business Recorder. 12.10.2008. Pakistan Times. 10.12.2010.

4. По мнению зарубежных и российских экспертов, сегодня индийский рынок больше всего нуждается в современных самолетах (50% всех потребностей вооружений), подводных лодках, надводных кораблях и другой военно-морской технике (14%), вертолетах (11%), бронетанковой технике (11%), ракетном оружии (10%), артиллерийских системах (2%), системах связи, управления и разведки (2%).

Большое место в торговле будет занимать высокоточное оружие и подсистемы, непосредственно необходимые для его использования: оптика, космическое и спутниковое оборудование, микроэлектроника, прочие средства навигации и слежения. [Василий Гамов (эксперт по Южно-Азиатскому региону). Тенденции развития военно-технического сотрудничества Индии с зарубежными странами. // www.journal-neo.com. 19 ноября 2010 г.]

5. Игорь Плугатарёв, Александр Бабакин. Москва принуждает Индию к расширению военного импорта. // «Независимая газета». 7 декабря 2004 г.

http://www.infox.ru/hi-tech/weapon/2010/01/18/.

6. Status Paper on India–Pakistan Economic Relations. Prepared by Loknath Acharya, Ashima Marwaha. New Delhi, February 2012. Подробнее по этим вопросам см.: С.Н.Каменев Индийско-пакистанские экономические отношения. // www.iimes.ru, 3 сентября 2012 г.

7. The Nation. 28.09.2012.

8. Dawn. 30.09.2012.

9. Dawn. 30.09.2012.

10. В Душанбе антинаркотический «квартет» утвердил «дорожную карту» // http://mir24.tv/news/community/5593332. 29 сентября 2012 г.

62.94MB | MySQL:106 | 0,785sec