О визите министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова в Пакистан

3 октября 2012 г. министр иностранных дел России Сергей Лавров в срочном порядке вылетел в Пакистан с двухдневным рабочим визитом по приглашению своей пакистанской коллеги Хины Раббани Хар. Хотя официальная версия гласит, что такое приглашение было сделано еще в феврале 2012 г. во время ее визита в Москву, и сейчас российский министр лишь нанес ответный визит в Исламабад, едва ли можно сомневаться в том, что такая поездка была своего рода запоздалой реакцией на неожиданный отказ президента РФВ.В.Путина поехать на четвертый по счету 4-х сторонний саммит в Пакистан (Афганистан, Пакистан, Россия, Таджикистан).

Несмотря на то, что пресс-секретарь Дмитрий Песков однозначно заявил газете «Коммерсантъ», что «Путин не отказывался от визита в Исламабад — поездка не планировалась, график просто не позволял этого. Возможная дата визита президента в Пакистан подлежит отдельным переговорам»/1/, есть все основания полагать, что г-н Д.Песков, мягко говоря, лукавит. Поездка на саммит, по информации пакистанских дипломатов, а также пакистанских СМИ, планировалась загодя. Любопытно, что помощник президента России Юрий Ушаков выдал несколько иную версию о неучастии В.В.Путина в указанном саммите, а именно не стал ничего говорить о незапланированности указанного визита, а информировал лишь о графике: «Владимир Владимирович не сможет туда поехать по причине загруженности его графика. Было предложено, что визит совершит глава МИД РФ Сергей Лавров, такое предложение было сделано, и министр собирается посетить Пакистан», — заявил Ю.Ушаков./2/ Хотя общеизвестно, что график зарубежных поездок высшего лица любого государства составляется задолго до конкретного визита и, конечно, может быть изменен, но в силу чрезвычайных обстоятельств, каковых, к счастью, в России не было.

А вот, какие конкретно причины заставили российского президента отказаться от участия в саммите в Пакистане – это уже вопрос иного порядка.

По нашему мнению, маловероятно, что здесь ведущую роль сыграли вопросы безопасности. Во-первых, сложная внутриполитическая обстановка в Пакистане хорошо известна заинтересованным лицам, включая и службу охраны высших руководителей глав зарубежных государств. В Пакистане как гремят взрывы в полосе племен и в Карачи, так они и будут греметь неизвестно еще какое время, скорее всего – весьма продолжительное. Однако это не мешает проводить в Исламабаде международные встречи на самом высоком уровне.

Не исключено, что и очередной скандал с президентом Пакистана Асифом Али Зардари мог быть причиной нежелания В.Путина встречаться именно сейчас с пакистанском руководителем и договариваться о дальнейшем двустороннем сотрудничестве, когда швейцарский суд по просьбе Верховного суда Пакистана (через пакистанское министерство юстиции) намерен возобновить дело по обвинению пакистанского президента в отмывании денег. (Еще в 2003 г. Швейцария заочно признала Зардари и его покойную жену, лидера Пакистанской народной партии Беназир Бхутто виновными в получении взяток на несколько миллионов долларов от швейцарских фирм. Сам Зардари считает преследование политически мотивированным. В 2007 г. бывший президент Пакистана Первез Мушарраф объявил амнистию по этому делу, которую позже суд признал незаконной).

А вот две другие причины могут реальнее быть основанием для отказа В.В.Путина от поездки в Пакистан./3/

Первая связана с неприятием пакистанской стороной жесткого давления «Газпрома» по поводу его широкомасштабного участия в сооружении газопровода из Ирана в Пакистан и далее в Индию. Как отмечали пакистанские СМИ, Москва хотела здесь получить больше прав на такого рода участие, нежели готов был предоставить Исламабад, к тому же получить эти права без проведения тендера. Однако эта заявка не была удовлетворена пакистанской стороной. Таким образом, по мнению пакистанских экспертов, Соглашение по газопроводу не было готово к приезду В.Путина в Пакистан./4/

Мы умышленно не упоминаем здесь о потенциальном участии России в реализации двух других энергетических проектах – газопровод ТАПИ (поставки газа с месторождения Довлетабад в Туркменистане в Афганистан и далее в Пакистан и возможно в Индию), и CASA-1000 (Центральная Азия-Южная Азия) — поставки электроэнергии по линии электропередач напряжением 1000 киловольт из Таджикистана и Узбекистана в Афганистан и Пакистан. Не упоминаем по той простой причине, что эти проекты существуют пока что лишь на бумаге и носят, по нашему мнению, исключительно политический характер, но отнюдь не практический, поскольку их реализация объективно невозможна даже в среднесрочной перспективе в связи военными действиями талибов на территории Афганистана. А это совершенно не гарантирует безопасность как строительства указанных объектов, так особенно и их будущую эксплуатацию.

Вторая причина – нежелание раздражать Дели двусторонними переговорами на высшем уровне между Исламабадом и Москвой и реальным подписанием Соглашений либо непосредственно между президентами двух государств, либо в их присутствии — по газопроводу, по модернизации Карачинского металлургического завода, заметному расширению торгово-экономического сотрудничества и др., о чем шел предметный разговор в первой декаде сентября в ходе 2-го заседания Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству в Исламабаде./5/

Однако, если посмотреть на внешнеполитическую активность индийского руководства, то несложно заметить, что Дели уже давно осознал для себя, что мы живем не в двухполярном, а многополярном мире, где не следует класть яйца в одну корзину (т.е. ставить во главу угла лишь сотрудничество во многих сферах лишь с Россией, и это совершенно правильно). Достаточно посмотреть на растущее военное сотрудничество Индии с развитыми государствами – закупки современного оружия не только в России, но и в США, Франции, Великобритании, Израиле, Италии, других странах. Или, например, сотрудничество в области использования атомной энергии в мирных целях; достаточно, например, упомянуть в этой связи набирающее ускоренными тепами сотрудничество Индии в этой области с США, Канадой, Францией. При этом Индия, естественно, не отказывается от сотрудничества с Россией в этих сферах./6/

Вместе с тем, Индия внимательно следит за визитом в Москву начальника Объединенных штабов сухопутных войск Пакистана Ашфака Первеза Кияни, начавшихся 3-го октября с.г., его переговорами с начальником Генштаба ВС РФ, первым заместителем министра обороны РФ Н.Е.Макаровым, а также встречами с главнокомандующим сухопутными войсками российской армии А.Н.Постниковым./7/ Особое внимание индийской стороны привлекла сказанная во время переговоров со своим пакистанским коллегой генералом Н.Е.Макаровым фраза о желании «сотрудничать с пакистанскими вооруженными силами во всех областях»./8/ Определенная настороженность Индии в сотрудничестве с Россией в области ВТС возникла еще в начале нынешнего столетия, в связи с неполадками в поставлявшихся Су-30МКИ, затем имели место задержки на 1 год в поставках фрегатов класса «Тальвар» (контракт на сумму 1.5 млрд долл. был подписан еще в 2006 г.), и уж совсем неприятным для России стал выход из строя энергоустановки на ходовых испытаниях в Баренцовом море в сентябре 2012 г. уже проданного Индии авианосца «Викрамадитья» (бывший « Адмирал Горшков»), что перенесло срок его поставки в Индию на 2013 г./9/

Кстати сказать, нельзя исключать того, что испытания Индией 3 октября с.г. баллистической ракеты «Притхви-II», способной нести ядерные заряды (пусть и на расстояние не более 350 км), были приурочены к запланированному визиту Кияни в Россию, а возможно и визиту Лаврова в Исламабад (каким бы ни был срочным и неожиданным его приезд). Естественно, нет видимой прямой связи между этими визитами и демонстрацией военной мощи со стороны Дели. Тем не менее, совпадение довольно красноречивое. К тому же индийская сторона была огорчена, по утверждениям индийских СМИ, тем, что министр обороны России А.Э.Сердюков «неожиданно» отложил свой визит в Индию для участия в 12-м заседании Межправительственной индийско-российской комиссии по военно-техническому сотрудничеству, намеченный ранее на 3 октября, сославшись на необходимость присутствовать на мероприятиях, организованных с участием Путина (хотя было ясно, что официальный визит Путина в Таджикистан 4-5 октября, где едва ли не главной темой переговоров была военная база на территории этой страны, однозначно предполагал участие в переговорах А.Сердюкова)./10/

Нынешний визит С.В.Лаврова в Пакистан явно имел своей целью сгладить крайне неприятное впечатление, создавшееся у пакистанской стороны в связи отказом В.В.Путина прибыть в Исламабад на 4-х сторонний саммит и провести двусторонние переговоры с президентом Пакистана Асифом Али Зардари. По имеющейся в нашем распоряжении информации, в ходе визита российского мининдел не было подписано никаких документов, а состоялись лишь встречи с его пакистанской коллегой Хиной Раббани Хар и протокольная беседа с премьер-министром Пакистана Раджой Первезом Ашрафом. Наиболее сложное положение сложилось, вероятно, у российского министра во время состоявшейся в Исламабаде 4-го октября совместной пресс-конференции, когда один из журналистов, предварив свой вопрос фразой «осознают ли русские, какую боль они причинили Пакистану отказом от этого визита» задал прямой вопрос о причинах отказа президента России приехать в Пакистан. На что С.В.Лавров ответил просто – «в связи с плотным графиком», не уточнив однако, какой график имеется ввиду – зарубежных поездок или внутри страны./11/ (Здесь и далее мы вынуждены цитировать российского министра по пакистанским источникам). Далее он сообщил, что «президент Путин направил послание президенту Зардари, что его визит не мог состояться в связи проблемами графика, и мы надеемся, что оба президента очень скоро смогут встретиться на следующем саммите»./12/

В ответ на это высказывание министр иностранных дел Пакистана весьма дипломатично заметила, что Пакистан верит тому, что сообщил г-н Лавров./13/ А далее последовали чисто формальные высказывания обеих сторон о совпадении точек зрения по основным внешнеполитическим проблемам, таким, как Афганистан, Сирия, Ливия, иранская ядерная программа, современное положение на Ближнем Востоке и в Африке, необходимости выработки мер доверия, о стремлении укреплять и расширять двустороннее сотрудничество в торгово-экономической сфере, в ряде других областей./14/ Особо пакистанские средства массовой информации выделяют поддержку со стороны Лаврова недопущения бомбардировок с американских БПЛА территории Пакистана. Отвечая на многочисленные вопросы пакистанских и иностранных журналистов, Лавров, в том числе, подчеркнул, что «я удовлетворен итогом наших переговоров, равно как интенсивностью и намерением продолжать наши контакты на региональном и глобальном уровнях. Мы продолжим нашу совместную борьбу с терроризмом. Наши переговоры были плодотворны, а деятельность Межправительственной комиссии является важным механизмом сотрудничества»./15/

За месяц до предполагавшегося приезда Путина в Исламабад пакистанские СМИ широко разрекламировали обсуждавшиеся лишь на дипломатическом уровне в ходе подготовки визита российского президента в Пакистан потенциальные Соглашения по двустороннему сотрудничеству. Среди них – 6 проектов в области энергетики на общую сумму в 12.66 млрд долл., включая помощь в переводе работы ТЭС с газа и нефти на уголь; открытие отделений национальных банков в обеих странах; помощь в работе Государственной машиностроительной корпорации; создание Совместных предприятий в автомобилестроении; сотрудничество в сфере ирригации, сельского хозяйства./16/

Удалось ли С.Лаврову сгладить крайне неприятное впечатление у пакистанских официальных лиц и у пакистанской общественности (в первую очередь у интеллигенции) в связи отказом В.Путина приехать в Пакистан – покажет время. Ко всему прочему, нельзя было не обратить внимание на фразу российского министра, сказанную во время пресс-конференции и цитируя письмо В.Путина своему пакистанскому коллеге, что «в этом послании президент России выразил также надежду на то, что в ближайшее время будет согласована дата и место следующего саммита», иными словами, означает ли это, что следует выбрать иное место, нежели Пакистан, для будущего саммита?/17/

С другой стороны, отправляя в Пакистан министра иностранных дел С.Лаврова, весьма влиятельного лица в российском руководстве, и не только потому, что он занимает высший дипломатический пост, Москва стремится оставить для себя открытой дверь для переговоров с Исламабадом, чтобы не повторить ошибку советского руководства, совершенную после вывода советских войск из Афганистана в конце 80-х годов, когда их место почти сразу заняли талибы. Аналогичной точки зрения придерживаются и некоторые зарубежные эксперты по Центральной и Южной Азии./18/

Хотя в ходе переговоров министров иностранных дел двух стран было высоко оценено прошедшее в Исламабаде 2-е заседание Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, тем не менее, ощутимых результатов, как нам представляется, там не наблюдалось. Были подписаны не конкретные Соглашения по сотрудничеству (где были бы указаны четкие сроки выполнения проектов, их стоимость, другие необходимые детали), а лишь Меморандумы о взаимопонимании, которые реально ни к чему не обязывают обе стороны. Достигнуты договоренности о сотрудничестве в модернизации российской стороной Карачинского металлургического завода, поставке российских железнодорожных пассажирских вагонов (а позднее создание СП по их производству в Пакистане), помощь в переводе пакистанских ТЭС с использования в качестве топлива газа и нефтепродуктов на уголь с месторождения Тхар./19/

Следует подчеркнуть, что российские «ястребы» (настороженно относящиеся к возможному военно-техническому сотрудничеству с Пакистаном, опасаясь потерять индийский рынок вооружений) также были недовольны отменой визита Путина в Пакистан. Однако здесь причины были иные, нежели торможение в российско-пакистанских отношениях. По их мнению, был упущен необычайно важный конъюнктурный момент, когда можно было бы реально потеснить американцев из Пакистана (а возможно и из региона), учитывая существующую пока напряженность в пакистано-американских отношениях вследствие постоянных обстрелов территории Пакистана ракетами с беспилотных летательных аппаратов, резкого взлета антиамериканских настроений в пакистанском обществе в связи с размещением в Интернете фильма «Невинность мусульман»; к тому же в пакистанском руководстве еще помнят незаконное вторжение американских «Морских котиков» на территорию страны и убийство Усамы бен Ладена, а также ошибочный расстрел 26 ноября 2011 г. виацией НАТО двух пограничных постов пакистанской армии, расположенных в агентстве Моманд, в результате которых 24 военнослужащих были убиты и 13 ранены и т.д.

Однако с нашей точки зрения, отнюдь не вытеснение США из Пакистана является одной из задач российского руководства в рамках встреч и переговоров на высшем и высоком уровнях, а реальное расширение двустороннего и многостороннего сотрудничества, в том числе и с США. Это и рост торгово-экономического сотрудничества между Россией и Пакистаном, это и налаживание военно-технического сотрудничества между нашими странами, поскольку оно соответствует интересам не только Исламабада, но и национальным стратегическим интересам России и ее военно-промышленного комплекса, это и намного большее сотрудничество в области культуры, науки и образования. Это также и тесное сотрудничество с США, другими странами в борьбе с наркобизнесом и наркотрафиком в этом регионе, помощь Пакистану в его борьбе с терроризмом и экстремизмом, поскольку эта страна реально находится в настоящее время на острие вооруженного противоборства с террористами. И именно в Пакистане от постоянных террористических акций гибнет в значительной степени гражданское население.

Хотелось бы надеяться, что Россия действительно намерена активно расширять сотрудничество с Пакистаном, страной с населением в 200 млн человек и расположенной в геополитически и стратегически важном (в том числе и для России) регионе мира. Важно полностью осознать, что без тесного сотрудничества с Пакистаном Москва не сможет бороться с распространением наркотиков и терроризма на территорию России.

 

1. http://www.kommersant.ru/doc/2035084/ 2 октября 2012 г.

2. http://www.postsovet.ru/blog/russia/370611.html. 3 октября 2012 г.

3. Подробно причины отказа В.В.Путина от визита на 4-х сторонний саммит в Пакистан рассмотрены в статье С.Н.Каменева «Почему президент РФ В.В.Путин не поехал на 4-х сторонний саммит в Пакистан?» // www.iimes.ru, 1 октября 2012 г.

4. The Nation. 28.09.2012.

5. Подробнее см.: Business Recorder. 11.09.2012.

6. Подробнее по вопросам сотрудничества Индии с зарубежными странами в различных сферах см.: С.Н.Каменев. «Почему президент РФ В.В.Путин не поехал на 4-х сторонний саммит в Пакистан?» // www.iimes.ru, 1 октября 2012 г.

7. The News. 5.10.2012. The Times of India. 5.10.2012.

8. Цит по: Parvez Jabri. Gen. Kayani, Gen. Makarov discuss bilateral defence cooperation in Moscow. // Business Recirder. 5.10.2012.

9. Виктор Мясников. Индостан: «Сухие» вошли в штопор. В воздухе зависли полтора миллиарда долларов российского военного экспорта. // Независимая газета. 16 декабря 2003 г.

http://lenta.ru/news/2006/10/24/india/. 24.10.2006.

Россия задержала поставку Индии фрегатов класса «Тальвар» // «Наш флот». http://nashflot.ru/news/267, 26 августа 2011 г.

Российский авианосец «Адмирал Горшков», проданный Индии, опозорился на испытаниях // http://www.newsru.co.il/world/17sep2012/gorshkov_105.html]. 17 сентября 2012 г.

10. Russia defence minister puts off India trip. // The Times of India. 4.10.2012.

11. The News. 5.10.2012. Dawn. 5.10.2012. The Nation. 5.10.2012.

12. The News. 5.10.2012.

13. Ibid.

14. Pakistan for strengthening ties with Russia. // Pakistan Link. 5.10.2012.

15. Mariana Baabar. Drone attacks breach of Pak sovereignty: Russia. // The News. 5.10.2012.

16. Mushtaq Ghumman. Six power projects: Pakistan seeks Russian investment prior to Putin’s visit // Business Recorder. 11.09.2012.

17. The Nation. 5.10.2012.

18. См., например: Fred Weir. Russia keeps door open to Pakistan after Putin cancels trip. // The Christian Science Monitor. 4.10.2012.

19. Pak-Russia relations should be further strengthened: Ashraf. // Dawn. 5.10.2012.

52.26MB | MySQL:103 | 0,636sec