Глобальная салафитская сеть или «Новая Аль-Каида» (Заметки о политическом исламе) Часть 1

…[Мендель] Крик, старый биндюжник, слывший между биндюжниками грубияном… (Исаак Бабель. Одесские рассказы)

Если мы просмотрим видео-хронику и фотографии насильственных акций последнего времени в арабских странах (и не только там), например, штурм посольства США в Каире в сентябре 2012 г., то заметим одну важную деталь. Над толпами развивается чёрное знамя, которого пару-тройку лет назад широко не использовалось.

Оно черного цвета, на нем надпись (белым цветом по черному фону) по-арабски «Нет божества, кроме Аллаха». Ниже, в сером овале три слова: «Аллах», «пророк», «Мухаммад». Как считают те, кто это знамя продвигает, это – изображение оттиска печати пророка Мухаммада. По преданию, он именно таким образом расположил слова, чтобы его имя не было выше слова «Аллах». И этот текст в овале нужно читать снизу вверх: «…Мухаммад – Посланник Аллаха». Таким образом, на знамени воспроизводится символ веры: «Нет божества, кроме Аллаха, Мухаммад – Посланник Аллаха». В арабоязычных СМИ это знамя называют «знаменем салафитов». И ещё – «знаменем Аль-Каиды».

Впервые оно появилось в Ираке как знамя «Исламского государства Ирак» (Давля аль-Ирак аль-исламийя), провозглашенного группировкой «База джихада в Стране Двух Великих Рек» (Ка‘ида аль-джихад фи Биляд ар-Рафидайн), как называется «Аль-Каида», действующая на иракской территории. В дальнейшем оно стало символическим маркёром филиалов «Аль-Каиды», а также временно безоружных салафитских (ваххабитских) групп в разных странах мира, включая европейские.

«Грубияны среди биндюжников»

В ходе продолжающейся «арабской весны» на авансцену политической жизни вышли исламисты двух типов. С одной стороны – относительно умеренные «Братья-мусульмане»: в Египте и Сирии – «Братья-мусульмане», в Йемене – «Аль-Ислах», или «Реформа», в Иордании – «Организация исламского действия» (Муназзама аль-амаль ислами), в Тунисе – «Ан-Нахда», или «Возрождение», в секторе Газа – ХАМАС, и т.д. Умеренными «Братья-мусульмане» могут считаться по сравнению с исламистами второго типа – салафитами. До событий «арабской весны» вес, роль и значение последних в политической жизни арабского мира целенаправленно занижались правящими группами. Они подвергались гонениям как члены экстремистских и террористических организаций типа египетских «Ат-Такфир ва-ль-Хиджра», или «Обвинение в неверии и хиджра», «Исламской группы», или «Исламского джамаата» (Аль-Джама‘а аль-исламийя), «Джихада» (Аль-Джихад, егип. Аль-Гихад) и др., и, без преувеличения, тысячи членов этих группировок сидели в тюрьмах и на каторге. Значительные количества салафитов, некоторые из которых были присуждены заочно к смертной казни, находились в эмиграции, воевали на разных фронтах «глобального джихада» — в Афганистане, Боснии, Чечне, Сомали и т.д. Тем самым они прошли школу «Аль-Каиды» и установили прочные связи как с самой «Аль-Каидой», так и с различными родственными салафитскими группировками типа «Талибана», «Исламского движения Восточного Туркестана», «Имарата Кавказ» и др. (Более того, они интегрировались в «Аль-Каиду» и способствовали её росту и развитию, как это произошло с руководителем египетского «Джихада» Айманом аз-Завахири, который связал себя родственными узами с Усамой бен Ладеном и стал стал со своим свояком соучредителем новой группировки – «Базы джихада» — Ка‘ида аль-джихад, название которой образовано из двух – «Аль-Каида» и «Аль-Джихад». Другой пример – Абу-Мусаб аз-Заркауи, который первоначально возглавлял иорданскую салафитскую группировку «Единобожие и джихад» — Ат-Таухид ва-ль-джихад, в последующем, во время войны в Ираке ставшую «Аль-Каидой в Стране Двух Великих Рек» — Аль-Ка‘ида фи Биляд ар-Рафидайн.) Эти, «каидизированные» салафиты по возвращении после революций «арабской весны» в страны сильно подняли «градус» радикализации тех, кто оставался на родине. Впрочем, «внутренние» салафиты и до «революций» не оставались без дела и подвергались радикализации. Власти более-менее открыто делегировали их на фронты «глобального джихада» как «добровольцев». Так, в Чечне с середины 90-х гг. прошлого века воевали салафитские «моджахеды» из Марокко, Саудовской Аравии, Иордании и других арабских стран.

В ходе и результате событий «арабской весны» произошли две вещи. Во-первых, в Египте из тюрем и с каторги силой, с использованием вооружённых боевиков, были освобождены салафиты, осуждённые за террористическую активность. Сразу нужно отметить, что «Братья-мусульмане», нуждавшиеся в политических союзниках, играли в этом процессе активную роль. Ныне покойный начальник египетской разведки Омар Сулейман утверждал, что в этих акциях в первые дни революции «25 Января» участвовали вооружённые группировки «Братьев-мусульман». (Отметим здесь ещё раз, что вообще «Братья-мусульмане» очень относительно умеренные. В настоящее время в Тунисе есть вооружённая милиция движения «Ан-Нахда» — «Лига защиты Революции» — Рабита химая ас-Саура. Есть свои вооружённые отряды у йеменского движения «Аль-Ислах» и у всех остальных филиалов «Братьев-мусульман».) Своего рода декларацией политического союза «Братьев-мусульман» и салафитов было заявление новоизбранного президента АРЕ Мухаммада Мурси, тоже, как известно, из «Братьев-мусульман», на площади Ат-Тахрир накануне процедуры передачи ему власти Высшим советом вооружённых сил, когда он сделал упреждающий ход и обратился непосредственно к «народу», реально к исламистам — «Братьям-мусульманам» и салафитам, получив от «народа», в обход военных, легитимацию в качестве президента. Там он заявил, что освободит из американской тюрьмы салафитского шейха Омара Абд-ар-Рахмана, который отбывает пожизненное тюремное заключение за участие в подготовке первого теракта против нью-йоркского Всемирного торгового центра в 1993 г. В конце июля 2012 года новоизбранный президент Мухаммад Мурси амнистировал остававшихся в тюрьмах 572 исламиста-салафита, значительная часть которых была приговорена к смертной казни или пожизненному тюремному заключению за терроризм. В Тунисе после революции из тюрем были выпущены 1208 салафитов, находившихся там по приговорам судов в соответствии с законом о противодействии терроризму. В Тунисе на первые роли в политике выдвинулся Сайфулла Ибн-аль-Хусайн (он же Абу-Айяд), ученик и последователь известного аль-каидовского теоретика Абу-Катады (он же Умар Махмуд Усман). До своего ареста тунисскими властями в 2003 г. он возглавлял подконтрольный «Аль-Каиде» лагерь боевой подготовки моджахедов из стран Магриба на территории Афганистана. Был освобожден из тюрьмы в ходе революции.

Во-вторых, в страны «арабской весны» вернулись из-за рубежа все те, кто укрывался от правосудия. В настоящее время к руководству «Исламской группы» и открытой политической деятельности в Египте вернулся Рифаи Ахмад Таха (он же Абу-Ясир), сторонники которого совершили в ноябре 1997 г. печально знаменитый теракт против иностранных туристов в египетском Луксоре, в результате которого было убито более 60 человек. Он же вместе с Усамой бен Ладеном и Айманом аз-Завахири и рядом других деятелей из разных стран (Пакистан, Бангладеш) в феврале 1998 г. стал отцом-основателем «Аль-Каиды», названной тогда «Всемирный исламский фронта джихада против иудеев и крестоносцев» (Аль-Джабха аль-алямийя аль-исламийя ли-ль-джихад дидд-аль-яхуд ва-с-салибийин). В ходе свержения Муаммара Каддафи в Ливии военным губернатором (главой Военного совета) Триполи стал Абдель-Хаким Бельхадж, возглавлявший ранее «Ливийскую исламскую боевую группу» (Аль-Джама‘а аль-либийя аль-исламийя аль-мукатиля) и в 80-х гг. прошлого века воевавшего в Афганистане под командованием Усамы бен Ладена.

На территориях арабских стран были созданы (или воссозданы) локальные филиалы «Аль-Каиды» под новыми названиями — «Сторонники шариата» (Ансар аш-шари‘а) в Ливии, группировки с таким же названием – «Сторонники шариата» в Тунисе и Йемене, «Сторонники религии» (Ансар ад-дин) на стыке Мали, Ливии и Алжира, «Единобожие и джихад» (Ат-Таухид ва-ль-джихад) в Северо-Западной Африке и т.п. Правда, эти названия не такие уж и новые. Так, «Сторонники шариата» — старый «бренд». В конце 90-г гг. прошлого, XX века тот самый Абу-Хамза аль-Масри (он же Мустафа Камель, он же «Крюк»), выдачи которого Великобританией недавно добились американцы, создал в Лондоне группировку «Сторонники шариата» (араб. Ансар аш-шари‘а; англ. «Supporters of Sharia», SOS), филиал которой под тем же названием из засланных Абу-Хамзой британских подданных арабского и пакистанского происхождения (среди которых был и сын Абу-Хамзы) появился тогда же в Йемене. «Единобожие и джихад» — название целого ряда группировок, ассоциированных с «Аль-Каидой», самая известная среди которых – та, которую возглавлял иорданец Абу-Мусаб аз-Заркави, и которая в последующем превратилась в «Аль-Каиду в Стране Двух Великих Рек» (Аль-Ка‘ида фи-Биляд ар-Рафидайн»), составляющую «ядро» «Исламского государства Ирак» (Давля аль-Ирак аль-исламийя).

Есть по меньшей мере две причины, по которым «Аль-Каида» стала выступать под новыми названиями. Во-первых, это позволяет спонсорам и руководителям филиалов «Аль-Каиды» уйти от санкций в отношении тех группировок, которые перечислены в санкционном «Сводном перечне юридических лиц, входящих в организацию “Аль-Каида” или ассоциированных с ней», составленном Советом Безопасности ООН. Обновление списка не поспевает за эволюцией и экспансией «Аль-Каиды». «Сторонников шариата», например, там нет, хотя это явные террористы, последняя резонансная акция которых – нападение на консульство США в Бенгази (Ливия) и убийство американского посла (11 сентября 2012 г.).

Во-вторых, в некоторых странах «арабской весны» государства Запада (Франция, Великобритания, США и др.) абсолютно осознанно (спецслужбы этих государств располагают полными и достоверными сведениями о характере всех этих группировок) сотрудничают с записными террористами — аль-каидовцами. Особенно ярко это проявилось в Ливии, а сейчас осуществляется в Сирии. И для сохранения лица «западниками» они предпочитают иметь дело не с группировками, которые перечислены в списке Совета Безопасности ООН и/или в американском или европейском списке террористических организаций, а с «повстанцами» из какого-нибудь «Фронта поддержки населения Сирии» (Джабха ан-Нусра ли-ахль аш-Шам) или «Полка единобожия» (Лива ат-таухид). Хотя это – подразделения «Аль-Каиды». И ещё раз отметим, это хорошо известно спецслужбам западных государств.

Салафиты – мощная военно-политическая сила. В мае 2012 г. в тунисском Кейруане прошёл своего рода смотр салафитов из «Сторонников шариата». 10 тысяч человек кричали: «Обама, Обама! Мы все — Усама!», тем самым подтверждая свою принадлежность к «Аль-Каиде», которая была обозначена и множеством знамён этой группировки. И это – в Тунисе, стране относительно небольшой и с сильными светскими традициями. Салафитов наверняка сотни тысяч в Египте (на выборах в несостоявшийся египетский парламент салафиты получили 20% мест), миллионы по всему арабскому и исламскому миру.

Таким образом, одним из побочных результатов «арабской весны» в арабских странах стало возникновение «Новой Аль-Каиды» — разветвлённой сети салафитских группировок, погружённых в салафитскую «стихию», которая представляет собой резерв «Новой Аль-Каиды», который очень легко и быстро можно мобилизовать и вооружить (сейчас для этого в основном используется оружие, оставшееся в Ливии после Каддафи; поступает информация о перехвате контрабандных караванов с оружием, идущих в Тунис и Египет; в Сирию оно поступает через Ливан и Турцию) и направить на новые фронты «глобального джихада» в арабском мире (и не только). Как это сейчас имеет место в Сирии, где, по сведениям Франс-Пресс, переданным Евроньюз, воюют 6000 боевиков «Аль-Каиды». (Президент Сирии Башар Асад указывает меньшее количество – 5 000)

Признаком глобального единства филиалов «Новой Аль-Каиды» (как, впрочем, и «старой») является то, что мы в своё время назвали «трансграничной циркуляцией, которая является способом трансферта террористов» — перемещения салафитских боевиков «Аль-Каиды» из региона в регион, из страну в страну. В июне 2012 г. йеменские власти заявили, что на территории Йемена, в рядах йеменских «Сторонников шариата» воюют, кроме йеменцев, египтяне, сирийцы, сомалийцы, саудовцы, тунисцы, алжирцы. В Египте, на Синае в настоящее время, кроме египтян, воюют палестинцы, йеменцы, граждане Германии. В Сирии сражаются салафиты из Ливии, Туниса, Ирака, Египта, Ливана, Иордании, большое число палестинских беженцев. И, кто-то удивится, сотня салафитов из Норвегии. Есть там и 300 чеченцев. Но они не из России, а из Турции.

52.28MB | MySQL:106 | 0,602sec