К визиту эмира Катара в сектор Газа

23 октября 2012 г. эмир Катара шейх Хамад бен Халифа Аль Тани совершил визит в сектор Газа. Это был уже второй визит катарского правителя на территорию, находящуюся под контролем движения ХАМАС. Первый его визит состоялся в 1999 г., спустя всего четыре года после того, как эмир взошел на престол. Тогда в Газе он встретился с председателем Исполкома ООП Ясиром Арафатом. Однако нынешний визит принципиально отличался от прежнего уже потому, что, когда в июне 2007 г. кровопролитные столкновения между ФАТХом и ХАМАСом завершились, ХАМАС, совершив государственный переворот, утвердил свое господство над этим регионом Палестинской национальной администрации (ПНА).

Контакты между эмиром Катара и ХАМАСом достаточно давние. В июне 1998 г. Катар посетил духовный глава ХАМАСа шейх Ахмед Ясин. В ноябре 1999 г. катарское правительство дало разрешение на въезд в страну ряда деятелей ХАМАСа, высланных из Иордании. В 2008 г. Катар посетил лидер ХАМАСа Халед Машаль. Контакты Катара с ХАМАСом в тот период были призваны сбалансировать его тесные связи с Израилем, которые отрицательно воспринимались в арабском мире. С другой стороны, Катар, принимая у себя представителей ХАМАСа, подвергался критике со стороны Израиля, что должно было продемонстрировать беспристрастность эмирата и его заинтересованность в решении ближневосточного конфликта.

После начала Израилем военной операции в секторе Газа в декабре 2008 г. Катар активно выступал за единую позицию арабских стран и стал инициатором проведения саммита Лиги арабских государств (ЛАГ), который был поддержан не всеми арабскими государствами. На саммит в Дохе, который прошел 16 января 2009 г., приехали представители 15 арабских стран. Палестинская делегация была представлена ХАМАСом. Накануне проведения саммита эмир Катара шейх Хамад предложил создать специальный фонд по поддержке населения Газы. Он внес в него 250 млн долларов.

Нынешний визит катарского правителя должен был продлиться 24 часа, но он был сокращен до нескольких часов. После его завершения шейх Хамад, которого сопровождала его супруга шейха Моза и делегация, в составе которой были не только члены катарского правительства, но и предприниматели, как катарские, так и других арабских стран, отправился в Египет через пропускной пункт Рафах. Изменения в программе визита были связаны с тем, что положение в секторе Газа обострилось, так как эта территория подверглась воздушным ударам со стороны израильских ВВС, в результате которых было четверо убитых и несколько человек раненых.

Шейх Хамад не участвовал в народном празднике, на котором он должен был выступить с речью, а вслед за ним должен был выступить «премьер-министр» правительства ХАМАСа Исмаил Хания. Предполагалось, что в празднике примут участие представители некоторых организаций в составе ООП, однако, они, включая представителя Демократического фронта освобождения Палестины, отказались от участия в знак протеста против приезда катарского эмира, тем самым выражая свое несогласие с катарской политикой. Кроме того, эмир Катара не посетил, как намеревался ранее, «совет министров» из-за политических и дипломатических причин, связанных с тем, что это может вызвать недовольство главы ПНА Махмуда Аббаса. По заявлению Аззама аль-Ахмеда — члена Центрального комитета Движения ФАТХ, «визит шейха Хамада в сектор Газа без согласования его с Махмудом Аббасом был ошибкой». Этот визит был расценен лидерами ФАТХа, как знак того, что катарская сторона поощряет ХАМАС к продолжению внутрипалестинского раскола.

В 2011 г. эмир Катара выступил в качестве посредника между ХАМАСом и ФАТХом. Результатом переговоров стало подписание Декларации о взаимном согласии, однако, обе стороны не были готовы к окончательному примирению. Посещение правителем Катара сектора Газа и его контакты с представителями ХАМАСа, по-видимому, были восприняты руководством ФАТХа как сближение с одной из сторон конфликта.

Столь же неоднозначную реакцию этот визит вызвал в арабских и западных странах. Представители европейских стран и США были недовольны контактами катарского эмира с ХАМАСом, внесенным в их списки террористических организаций. Кроме того, ХАМАС не признал Израиль и ведет против него вооруженную борьбу.

В газете «Аш-Шарк Аль-Аусат» появился комментарий по поводу визита катарского эмира. Главный редактор этой газеты Тарик аль-Хамид в номере газеты, опубликованном 24 октября 2012 г., задается вопросом: «После визита шейха Хамада Газа будет находиться под покровительством Катара, как до этого она была под покровительством Ирана и Башара Асада?» Этот вопрос проливает свет на истинные побудительные мотивы, которые заставили катарского правителя отправиться в Газу, несмотря на отсутствие там условий, гарантирующих его безопасность. Руководители ХАМАСа стали отходить от тесных связей с Ираном и изменили свою позицию в отношении действий сирийского правящего режима. Катар проводит активную политику, направленную на свержение дискредитировавшего себя режима Б. Асада и его помощь Газе призвана укрепить эти наметившиеся тенденции в политике ХАМАСа.

Однако саудовский журналист и руководитель ведущей саудовской и общеарабской газеты ставит в своей статье еще одну важную проблему: «Как будет реагировать Катар на обстрелы Израиля ракетами с территории сектора Газы? Или, как будет реагировать эта страна, если ее правителя обвинят в том, что его деньги пошли на создание этих ракет?» Кроме того, главный редактор газеты «Аш-Шарк Аль-Аусат» отметил, что ХАМАС не слишком отошел от Ирана, поэтому особые отношениям между Катаром и ХАМАСом ставят вопрос о том, как будет взаимодействовать Катар с мировым сообществом по проблеме ядерного досье Ирана. С точки зрения Тарика аль-Хамида, Катар поставил себя в очень затруднительное положение, и цена его сближения с ХАМАСом может быть очень высока.

Такая реакция видного саудовского журналиста, хотя она и не была представлена как официальная точка зрения саудовского королевства, тем не менее, может быть расценена как нежелание Саудовской Аравии согласиться на все более активную роль Катара в регионе Ближнего Востока. Если Саудовская Аравия вынуждена проводить осторожную взвешенную политику, опасаясь вызвать недовольство религиозных кругов или внесистемной оппозиции в лице радикальных исламистов, то положение Катара более благоприятное. Его внутриполитическая ситуация – стабильна, действия эмира не подвергаются критике со стороны граждан, так как политическая оппозиция в этой стране еще не сформирована.

С другой стороны, визит эмира Катара был высоко оценен руководством ХАМАСа. Катар предоставил помощь в размере 400 млн долларов для возведения ряда объектов. Выступая на церемонии, в которой участвовал шейх Хамад, посвященной символической закладке камня в строительство жилого комплекса в одном из населенных пунктов сектора Газа, И. Хания назвал этот визит историческим, так как «была одержана победа над изоляцией сектора, изоляцией политической и экономической».

Глава раскольнического «правительства» ХАМАСа отметил также, что Катар выполняет обещание, данное им 25 сентября 2012 г. о восстановлении сектора Газа, разрушенного в ходе израильской операции «Литой свинец» в декабре 2008 – январе 2009 гг. Для жителей сектора Газа очень важно, что инвестиции Катара пойдут на строительство жилья и восстановление инфраструктуры. Хания подчеркнул также, что на деньги, предоставленные эмиром, будет построен жилой комплекс, который будет называться «город эмира Хамада», для палестинцев, которые были освобождены в ходе операции по обмену израильского военносдужащего Гилада Шалита и которые отбывали наказания в израильских тюрьмах. В этом городе будет построены две школы, медицинский центр, больница, торговый центр и мечеть.

Правительство Газы заручилось обещанием египетского президента Мухаммеда Мурси, что будут обеспечены условия для доставки необходимых материалов для объектов, которые финансируются Катаром.

Катарские проекты по улучшению условий жизни жителей сектора Газа помогут несколько снизить социальную напряженность, которая там существует, и это может сыграть положительную роль. ХАМАС может изменить свою бескомпромиссную позицию по вопросу о заключении мира с Израилем, так как он не будет находиться под давлением недовольных своим положением жителей сектора Газа, и сможет более ответственно подходить к этому вопросу.

Визит катарского правителя в сектор Газа является еще одним подтверждением той роли, которую Катар стремится играть в регионе Ближнего Востока. Катарские претензии на то, чтобы стать одним из региональных центров, воспринимаются с раздражением многими представителями этого региона, и политиками, и обществом. Однако, Катар последовательно проводит свою внешнеполитическую линию и его влияние на развитие ситуации в регионе действительно растет.

52.25MB | MySQL:103 | 0,707sec