Заседание Совета по миру и безопасности (СБМ) в Аддис-Абебе

24 октября с.г. в Аддис-Абебе состоялось очередное заседание Совета по миру и безопасности (СМБ) Африканского союза, которое было посвящено обсуждению ситуации в Мали и анализу состояния процесса мирного урегулирования между Суданом и Южным Суданом. По итогам совещания было принята два коммюнике, суть которых сводится к следующему.

Отмечен безусловный прогресс в деле межсуданского урегулирования. Стороны вышли на ратификацию девяти соглашений, которые нормализуют отношения между Хартумом и Джубой по вопросам раздела экспортной выручки от транзита нефти, демаркации границ, безопасности, и т.п. Очевидно, что это была во многом вынужденная мера для обеих сторон, поскольку в условиях практически их полной зависимости от экспортной выручки углеводородов, их ждал бы экономический коллапс уже в начале следующего года. Ряд экспертов при этом высказывают опасения о том, что техническая реализация указанных соглашений натолкнется на систему «затяжек и проволочек» со стороны Джубы, поскольку там резко усилились сторонники (прежде всего глава т.н. «абьейской мафии» во главе с руководителем президентской администрации Л.Бейонгом) жесткой увязки прогресса по вышеперечисленным вопросам с прогрессом в рамках договоренностей о будущем статусе нефтеносного штата Абьей. Напомним, что эта проблема остается нерешенной в связи с диаметрально противоположной позицией Хартума и Джубы по вопросу регистрации членов арабского кочевого племени миссерия в качестве избирателей для участия в референдуме. Миссерия в силу своего уклада жизни появляются со стадами скота на территории Абъея только раз в год.

В случае принятия редакции Джубы исход референдума о самоопределении штата можно считать предрешенным в силу численного преимущества динка. В этой ситуации суданское руководство взяло курс на всяческое затягивание процесса принятия окончательного решения по вопросу Абьея. Пробрасываются разные сценарии решения, в том числе разделение штата на две части с их «отходом» к Судану или Южному Судану соответственно. Но эта редакция противоречит условиям Всеобъемлющего мирного соглашения (ВМС) 2005 года, которое предусматривает именно проведение референдума. Отсюда стремление Хартума «подвесить» ситуацию на неопределенный срок. Джуба же наоборот стремится жестко лимитировать сроки выхода на заключение финального соглашения, пытаясь легализовать это через структуры Афросоюза.

Помимо темы Абъея остаются нерешенными и вопросы демилитаризации повстанцев штатах Голубой Нил и Южный Кордофан с их инкорпорацией в федеральные силовые структуры. До выполнения этого решения «дорожной карты» Афросоюза еще очень далеко, поскольку сами повстанцы из Революционного фронта Судана (РФС) продолжают делать заявления о «необходимости силового смещения нынешнего режима в Хартуме». Говорить в таких условиях о каких-то подвижках по преодолению кризиса не приходится. И эта ситуация будет сохраняться до тех пор, пока не будет принято решение по Абьею. То есть Джуба, пойдя на жизненно важное для ее выживаемости решение по нефти, выполнение всех остальных, в том числе уже подписанных, пунктов «дорожной карты» будет увязывать их с темой Абьея. При этом в условиях резкого ослабления влияния южносуданского президентаС.Киира на фоне усугубившейся «вредной, исконно русской болезни», изменение такой тактики в ближайшее время маловероятно.

Если перейти к ситуации в Мали, то заседание СМБ Афросоюза своей резолюцией фактически открыл дорогу для проведения локальной военной операции на севере страны. Естественно, что для этого необходимо соответствующая резолюция Совета Безопасности ООН, но Афросоюз безусловно такой сценарий поддерживает. Подразумевается, что в военной фазе операции примут участие военнослужащие из Нигера, Мавритании и Буркина Фасо общим числом 3.5 тыс. человек. Мы уже говорили о мнениях французских военных, которые подчеркивают, что операция не подготовлена ни материально, ни тактически. Тем не менее, Париж обязался задействовать в операции свои беспилотники, которые сейчас переброшены в Нигер. Это отражает общий настрой администрации президента Франции Ф.Олланда на более активное участие в африканских делах. Скорее всего, контингент ЭКОВАС получит мандат от Совета Безопасности ООН на проведение локальной военной операции на севере Мали, но с одной оговоркой. Афросоюз не оставляет надежд на организацию «национального диалога». Представляется, что это является одним из необходимых условий успеха противодействия исламистам в регионе Сахеля. Имеется в виду идея реанимации контактов со «светским» туарегским Движением за освобождение Азавада (ДЗОА), которую категорически отвергал предыдущий французкий президент Н.Саркози и к чему теперь склоняется администрация Ф.Олланда. Воевать против всех туарегов является делом абсолютно бесперспективным.

52.29MB | MySQL:103 | 0,611sec