Экспорт/импорт террора – Европа принимает меры

Европейские страны, ещё несколько месяцев назад так горячо поддерживавшие сирийских повстанцев в их противостоянии режиму Башара Асада, сегодня всё больше начинают опасаться того, что будет, когда внутрисирийский конфликт закончится, и многочисленные джихадисты с европейскими паспортами, уехавшие в Сирию добывать сомнительную славу и оттачивать навык террора, вернутся со всем этим багажом обратно. Вообще, в европейском обществе и СМИ в настоящее время наблюдается постепенная смена отношения к согражданам, сражающимся за повстанцев и гибнущим в ходе боевых действий в Сирии. Например, если ещё в марте убитых в этой стране британцев Нассима Террери (Nassim Terreri) и Валида Блиди (Walid Blidi) почти вся западная пресса без тени сомнения провозглашала храбрыми независимыми журналистами, погибшими, выполняя благородный профессиональный долг, то сегодня в СМИ появляется всё больше свидетельств того, что эти двое были куда ближе к исламскому радикализму, чем к журналистике.

В некотором роде, близорукое отношение к проблеме, которая с каждым днём становится всё острее, аукнулось европейским журналистам в виде с ситуации с похищением в июле 2012 г. британца Джона Кантли и голландца Йерона Орлеманса, которое, предположительно, было совершено активно действующей в Сирии джихадистской группировкой «Аль-Даула аль-Исламийя/Исламское государство» (al-Dawla al-Islamiyya), активно рекрутирующей новобранцев из государств Европы. Сегодня всё больше мусульман из государств Европы отправляется в Сирию. Причём в большинстве случаев речь идёт вовсе не о борьбе за демократию, а о ведении джихада против всех, кто не вписывается в мировоззрение исламистов. По некоторым оценкам, число таких добровольцев в рядах сил, воюющих против сирийского правительства, сегодня составляет до 3 тыс. человек.

«Мы внимательно наблюдаем за теми, кто отправляется в Сирию, однако, в отличие от Ливии, существует множество способов попасть в эту страну, которые не всегда легко отследить, и мы обеспокоены тем, что те, кто возвращается после участия в подобных конфликтах, вернутся с навыками, которые могут представлять угрозу для нашей безопасности», — цитирует анонимного представителя европейских спецслужб агентство Ассошиэйтед пресс. Подобные оценки демонстрируют, что сегодня в стремлении более трезво и взвешено реагировать на ситуацию от журналистов не отстают и правительства стран Старого Света. Так, британская полиция 9 октября в аэропорту Хитроу арестовала мужчину и женщину, подозревающихся в поддержке воюющих в Сирии джихадистов и в причастности к похищению двух вышеупомянутых журналистов.

Примерно в это же время ещё восемь человек по схожим подозрениям были арестованы во Франции. Но кроме подготовки добровольцев к отправке в Сирию для пополнения рядов воюющих там джихадистов французские власти обвинили группу исламистов в атаках с применением гранат на магазины кошерной еды, которые держат представители еврейских общин страны. А атаки исламских экстремистов на евреев стали особенно пристально отслеживаться правоохранительными органами Франции с весны этого года, когда в результате террористических акций Мохаммеда Мера погибли несколько учеников и учитель еврейской школы, а также солдаты французской армии. «Мы с особой бдительностью следим за внутренними врагами и полны решимости предотвращать любые их действия. В то же время, мы знаем, что были задержаны не все, часть, возможно, уехала за границу, чтобы участвовать в боевых действиях», — прокомментировал операцию министр внутренних дел Мануэль Валь.

Когда социалист Франсуа Олланд весной 2012 г. одержал победу на президентских выборах во Франции, многие наблюдатели уже было решили, что вот сейчас для всевозможных этно-религиозных общин страны, и, прежде всего, для мусульман, наступят лучшие времена. Уж слишком толерантной казалась риторика Олланда на фоне консервативно-националистических заявлений его соперника Николя Саркози, избравшего мусульман, а также цыган одной из главных мишеней для критических заявлений в ходе предвыборной кампании.

Однако пока правительство социалистов и конкретно Мануэль Валь показывают себя последовательными сторонниками не только борьбы с исламским радикализмом, но и отстаивания светского характера французского общества, что, в частности, выразилось в мерах по противодействию организации мусульманами страны массовых демонстраций во время выхода провокационного фильма «Невинность мусульман». Более того, представители власти весьма недвусмысленно высказались насчёт важности такой составляющей западной системы ценностей, как свобода слова, когда представители мусульманских общин Франции потребовали принять какие-либо меры в отношении сатирической газеты «Charlie Hebdo», несколько раз публиковавшей карикатуры на пророка Мухаммеда и на адептов ислама.

В СМИ 12 арестованных в начале октября исламистов окрестили «Каннской группировкой», поскольку половина экстремистов была арестована в Каннах. В ходе обыска в домах, где проживали и собирались арестованные экстремисты, французская полиция обнаружила компоненты для изготовления бомбы. «Совершенно очевидно, что мы столкнулись с опасной террористической ячейкой, и, обезвредив её, смогли избежать риска террористических атак во Франции», — прокомментировал находку прокурор Парижа Франсуа Молен. Кроме мешков нитрата калия, серы и селитры также были найдены дробовик и пистолет.

Почти наверняка список оружия, которым владели исламисты, не ограничивался вышеуказанными экземплярами, поскольку оружие, например, было у 33-летнего Джереми Луи-Сидни (Jeremie Louis-Sidney), предполагаемого лидера группы, застреленного полицейскими в ходе спецоперации в Страсбурге после того, как он открыл по ним огонь. Именно отпечатки Луи-Сидни были найдены на остатках гранаты, использованной в нападении на магазин кошерных продуктов в северном пригороде Парижа 19 сентября. Хотя о каких-либо явных связях не сообщается, можно с высокой долей уверенности говорить о том, что атака на представителей французской еврейской общины стала радикальной составляющей волны протеста французских адептов ислама в связи с выходом провокационного фильма «Невинность мусульман», оскорбляющего их религию.

В тот период среди последователей вероучения пророка Мухаммеда активно распространялись до сих пор ничем не подтверждённые слухи о том, что авторами этого низкопробного опуса являются евреи, а финансирование его производства осуществлялось из Израиля. Тогда толпы мусульман по всему миру продемонстрировали, что не имеют ни малейшего желания разбираться в каких бы то ни было причинно-следственных связях, а желают лишь одно – устроить самосуд над теми, кто подвернётся под руку. Впрочем, вряд ли еврейская лавка кошерных продуктов случайно подвернулась под руку Луи-Сидни, державшую гранату 19 сентября 2012 г. И хотя от нападения никто не погиб, правоохранительные органы и спецслужбы Франции в максимально сжатые сроки отреагировали на этот вызов, уже в начале октября арестовав основную часть экстремистов из «Каннской группировки». Полиция предполагает, что члены ячейки могут быть связаны с тем же салафитским движением, которое в одном из лагерей на территории Пакистана подготовило и обучило «тулузского стрелка» Мохаммеда Меру.

Оперативность, с которой французские власти провели расследование этого инцидента и выявили террористическую ячейку, свидетельствует о том, что правительство со всей серьёзностью относится не только к террористической угрозе со стороны тех, кто сегодня воюет против режима Асада в Сирии, но и к угрозе радикализации тех, кто никуда не уезжал из Франции. Таким образом государство посылает исламистам (и тем в мусульманских общинах, кто планирует к ним примкнуть) чёткий сигнал о том, что ответом на любую попытку переделать страну под себя, создать и усугубить атмосферу страха в обществе, навязать свои правила и мировоззрение, станут самые жёсткие меры. Возможно, именно сегодня, когда в Европе снова возросла угроза исламского терроризма (в том числе связанная и с событиями в Сирии), такой сигнал необходим, как никогда.

Угроза экспорта террора из-за рубежа с каждым днём становится во Франции всё реальнее. Как, впрочем, набирает обороты и экспансия исламистов за пределы страны. В новейшей истории Франции уже были характерные прецеденты, когда в самый разгар антитеррористической кампании стран Запада в Ираке за организацию сети для подготовки из французских мусульман добровольцев-джихадистов была осуждена группа из пяти экстремистов североафриканского происхождения, имевших гражданство страны. Французское правительство с максимальным вниманием относится к этим вызовам и в настоящее время готовит к принятию меры, которые поставят вне закона граждан страны, проходящих за рубежом террористическую подготовку. А в этот пункт, при определённых условиях, вполне можно будет вписать и участие граждан Франции в террористических акциях сирийских джихадистов.

Толчком к разработке этого законопроекта стали атаки, совершённые Мохаммедом Мера, однако в текущих условиях подобные законодательные инициативы приобретают новое значение. Теперь к ответственности будет привлекаться любой, кто прошёл террористическую подготовку в иностранном военном лагере, даже если человек не совершил никаких преступлений на территории Франции. Конечно, в том, что касается жёсткости формулировок и последствий для нарушителей, многим европейским и в частности французским антитеррористическим законам ещё далеко до законов, которые действуют в аналогичной сфере в США. Но то, как развиваются события во Франции, демонстрирует, что действующие в стране исламисты на любую свою деструктивную акцию (а в перспективе и на простое намерение совершить таковую) получат как минимум адекватный пропорциональный ответ.

52.44MB | MySQL:103 | 0,488sec