К итогам Конференции и Выставки Ассоциации независимых промышленников и предпринимателей (Müsiad) в Стамбуле

Введение

В Стамбуле в период с 11 по 14 октября сего года прошла Международная Выставка и Конгресс Международного Бизнес-форума, организованные Ассоциацией независимых промышленников и предпринимателей (MÜSIAD[i]).

Состоявшаяся Выставка стала четырнадцатой по счёту, с момента проведения первой из них в Измире в 1993 году — с тремя иностранными фирмами и двенадцатью участниками из-за рубежа. По мере эволюции, Выставка MÜSİAD переместилась в Стамбул и была совмещена с Конгрессом Международного Бизнес-Форума (IBF, International Business Forum)[ii]. По различным оценкам, мероприятия, организованные MÜSİAD с 1993 года и вплоть до настоящего времени, посетило более миллиона человек, внеся «важную лепту в развитие торговли, в т.ч. с исламскими странами»[iii].

Традиционным для мероприятий MÜSİAD уже можно считать выбранный и на этот раз ориентир на страны Организации Исламского сотрудничества. Как это следовало из раздаточных материалов, Выставка и Конгресс были призваны стать местом, где «встретится Турция, «звёздная» страна с растущей экономикой, и исламский деловой мир». Что же до темы, то она на этот раз была сформулирована следующим образом: «Время роста в экономике и политике исламских стран!». Вынеся в заголовок одну из «вечных» по истории и «вселенских» по своему масштабу тем, Турция в очередной раз подтвердила свою заявку на статус «объединителя» исламских стран и «ворот» в них для международного бизнеса.

Несмотря на то, что Стамбул сложно «удивить» выставками или конференциями, которые проходят в «конвейерном» режиме и зачастую с большим размахом, мероприятие MÜSİAD показалось автору знаковым, заслуживающим не только четырёхдневного присутствия, но и изложения его итогов и размышлений.

Международный контекст и положение «MÜSİAD»

Разумеется, роль «интегратора» и «рупора» исламского мира, которую с неизменной настойчивостью в последние годы примеряет на себя Турция, чьё лидерство с экономических позиций в регионе несомненно, не является новостью.

Про Турцию как «моста между Востоком и Западом», и говорить не надо — выделенное кавычками довольно давно уже стало клишированной формой. В этом смысле наблюдателей должны интересовать, пожалуй, не столько «конечные» амбиции Турции, которые выражены более чем недвусмысленно, а скорее траектория движения по их достижению в динамично изменяющихся условиях современного Ближнего Востока. Кроме того, время от времени полезным представляется задаваться вопросом относительно реализуемости обозначенных турецким руководством целей в обозримой перспективе. При этом имея в виду, с одной стороны — неочевидную верность в расстановке «акцентов» в турецком внешнеполитическом курсе, с другой — неутихающую конкуренцию за центральное положение и лидерство в исламском мире. И всё это следует «помножить» на шаткий, грозящий пойти в «разнос», ближневосточный фон. Вот такая «геометрия»…

В этом смысле мероприятия, подобные организованному MÜSİAD, наряду с прочими источниками информации, стоит рассматривать в качестве одного из «датчиков движения» страны к намеченным «внешним» целям.

При том, что международное измерение Выставки и Конгресса, как показано выше, лежит в общем-то на поверхности, его внутритурецкий контекст менее очевиден. Здесь необходимо сказать про устроителя мероприятия — общественную организацию MÜSİAD и обратить внимание на всячески подчеркиваемую ими исламскую ориентацию[iv]. Упор на традиционные ценности проявляется во всем: в устных выступлениях и интервью руководства Ассоциации, в их аналитических материалах и брошюрах: «Следует бояться не денег, которые зарабатывает /завоевывает, игра слов – авт./ человек, а человека, которого завоевали деньги» и т.д.[v]

Вот, что они сами о себе сообщают: «/MÜSİAD – авт./ Влиятельная общественная организация, с 33 филиалами по всей Турции, с приблизительно 105 «контактными точками» в 45 странах[vi], в составе которой более 3 300 членов, представляющих 15 000 организаций, создающих 15% ВВП, с долей в экспорте примерно 17 млрд долл., обеспечивающих занятость 1,2 млн чел. и осуществляющих ежегодные инвестиции в среднем около 5 млрд долл. США. Организация, ставшая образцом, как для делового сообщества, так и для других слоев общества, образовательного, направляющего и консультационного центра, основывающего свою практику и работу на фундаменте профессионального подхода, и завершая портрет, подтверждая это /изложенное выше – авт./ Сертификатом Качества ISO 9001:2000»[vii].

Веб-сайт Ассоциации, давая полную информацию об отделениях внутри Турции, пока не содержит контактной информации представителей за рубежом. Однако, из общего описания организации [viii], следует их наличие уже в сорока семи (!) странах, включая: Алжир, Австралию, Австрию, Азербайджан, Бангладеш, Мьянму, Китай, Данию, Египет, Фиджи, Францию, Гану, Германию, Грецию, Индонезию, Иран, Ирак, Иорданию, Кению, Киргизию, Ливан, Латвию, Литву, Македонию, Малайзию, Марокко, Пакистан, Палестинскую автономию, Катар, Румынию, Россию, КСА, Сербию, Сингапур, ЮАР, Судан, Швейцарию, Сирию, Таджикистан, Голландию, Турецкую Республику Северного Кипра, Тунис, ОАЭ, Уганду, Великобританию, США и Йемен. Из материалов MÜSİAD можно также, к примеру, узнать о наличии восьми филиалов Ассоциации в Германии: в Берлине, Кёльне, Гамбурге, Мюнхене, Ганновере, Франкфурте, Нюрнберге, Штутгарте и об общем числе членов немецкого «отделения» — порядка 1,4 тыс. чел.[ix]

Во многих из перечисленных выше стран работают наравне со «взрослыми» и представители молодёжного «крыла» MÜSİAD (т.н. «Genç MÜSIAD»), развитию которого, причём опять же с упором на традиционные, исламские, ценности, уделяется большое внимание. Надо ли говорить про оправданность воспитания подрастающей смены и её «обкатки» работой за рубежом, «на переднем крае» (как говорят отечественные внешторговцы «старой школы»), что рассматривается в качестве важного звена эволюции современного управленца международно-ориентированного бизнеса? Вообще, если попробовать нарисовать «усреднённый портрет» современного успешного турецкого бизнесмена, то в его «портфолио» можно обнаружить что-то одно, а нередко и всё вместе: престижный лицей (типа «Robert College» в Стамбуле, «TED College» в Анкаре и т.д.), образование в ВУЗе США или Европы (бакалавриат и докторантура — реже, чаще – магистратура и бизнес-школа), международный опыт работы. А, вообще, как иначе быть успешным в экономике страны вот уже лет тридцать, как ориентирующейся на экспорт? Всё это, как показывает опыт Турции, отнюдь не противоречит ни религиозности, ни исламскому укладу жизни, характерным, наряду с перечисленными «параметрами», для «традиционных» бизнесменов.

Что можно сказать после беглого взгляда на достижения MÜSİAD? Очень даже неплохой старт для относительно молодой организации с чуть более, чем двадцатилетней историей[x]… Фундамент этого успеха может быть понят лучше, если обратиться к мемуарам четвертого руководителя Ассоциации Д. Вардана (о них, мемуарах, будет ещё сказано ниже) и принять на веру, с учётом вероятностного характера заявлений автора, что «движение /именно движение, а не организация! – авт./ MÜSİAD» уходит корнями во времена восьмого президента страны Т. Озала, а в его создании могли участвовать бывший премьер-министр Н. Эрбакан и нынешний Р.Т. Эрдоган[xi]. Последний по заявлению автора, который в свою очередь ссылается на слова самого Р.Т. Эрдогана, стал первым почётным членом MÜSİAD[xii]. Было или не было, но налицо явная слабость, которую питает к MÜSİAD нынешнее руководство страны, обозначая своё присутствие практически на всех значимых мероприятиях Ассоциации, начиная с самых первых и заканчивая тем, на котором присутствовал пишущий эти строки.

Говоря о «независимых» промышленниках и предпринимателях прямо напрашивается их сравнение с промышленниками и предпринимателями «турецкими», т.е. с таким «тяжеловесом» среди общественных организаций страны, как Турецкая ассоциация промышленников и предпринимателей (TÜSİAD), отметившая в прошлом году своё сорокалетие[xiii].

Для целей настоящей публикации, ограничимся лишь «первичным осмотром»: головной офис в Стамбуле и филиал в Анкаре, приблизительно 600 членов, которые представляют около 3,5 тыс. компаний, создающих, за вычетом госсектора, около половины добавочной стоимости страны. Порядка 50% рабочей силы, за исключением задействованных в сельском хозяйстве и в госсекторе, работают на фирмы, входящие в Ассоциацию. С точки зрения международной торговли, если отбросить «энергетический» импорт, то члены TÜSİAD осуществляют порядка 80% внешней торговли страны. На международной арене тусиадовцы представлены офисами в Брюсселе, Вашингтоне, Берлине, Париже и Пекине[xiv].

Итак, разложим ещё раз эти цифры перед глазами — количество членов, экономический «выход», внешняя торговля, занятость — и убедимся в том, что TÜSİAD сформированы «тяжеловесами» турецкой экономики, MÜSİAD – скорее малым и средними бизнесом и, в этом смысле, они скорее дополняют друг друга, нежели конкурируют, будучи лидерами в своих «нишах». Первые непосредственно представлены «лишь» в пяти странах[xv]. В то время, как вторые пока действуют за рубежом скорее через сеть «коммивояжеров», что отнюдь не исключает процесса постепенного «оседания» за границей. Как было отмечено выше, в той же Германии. Одни идут «в народ», имея разветвленную сеть филиалов по всей стране, другие официально представлены только в двух «столицах».

Не сравнивая результатов интеллектуальной деятельности мозговых центров TÜSİAD и MÜSİAD, просто отметим, что и те и другие регулярно публикуют глубокие исследования по самому широкому кругу вопросов, как макро-характера, к примеру, регулярный анализ состояния экономики Турции, так и узконаправленные. И те и другие проводят выставки, конференции и круглые столы. В частности, TÜSİAD «отметились» предложениями по содержанию новой «гражданской» Конституции («пять базовых измерений» Конституции)[xvi], а MÜSİAD вообще пошли дальше всех и «просто и незатейливо» написали свой вариант Основного закона страны[xvii]. Результаты этих исследований не только публикуются, но на специально организуемых встречах в торжественной обстановке презентуются высшим лицам страны. Так, отчёт о состоянии турецкой экономики в 2012 году недавно был вручён представителями MÜSİAD лично президенту страны А. Гюлю в его анкарской резиденции в Чанкае и заслужил, впрочем как и сама организация, высших похвал[xviii].

Развивая вопрос, «обратимся» к третьему руководителю MÜSİAD О. Болату: «MÜSİAD начал свой путь ни в коем случае не как группа лоббирования интересов, связанных с ней /Ассоциацией – авт./ промышленников и предпринимателей. Главная отличительная от других организаций особенность заключается в том, что MÜSİAD отстаивает базовые ценности собственного народа…, и наряду с их защитой участвует в росте экономического и социального благосостояния…». Продолжая: «… Занимаясь всем этим /своей профессиональной деятельностью – авт./ мы сказали: прежде всего мы – Турция, мы – наш народ, мы – Исламский мир. Делая /эту – авт./ работу, не создавалась система, замкнутая на Анатолию, Тракию, или только на Турцию. Она /Ассоциация – авт./ стала организацией с глобальным углом зрения на весь Исламский мир, всю Европу, весь Дальний Восток». До сих пор всё понятно – бизнес, основанный на традиционных ценностях, капитализм, так сказать «с человеческим лицом», плюс глобальный взгляд на вещи… А вот дальше, интереснее – «достаётся» монополистам-картельщикам, выращенным в прошлом «государством или при государственной поддержке», которые, «убоявшись» новых игроков и утраты монопольного положения, не только пытаются «принижать» и демонстрируют «презрительное» отношение к новым анатолийским предпринимателям, но и в попытках их остановить развязывают через масс-медиа психологическое давление, сеют «большой политический и социальный хаос». Дело «28 февраля» и планы по переворотам в период нахождения у власти ПСР (Эргенекон, Бальоз и проч.), «паранойя» под лозунгом «Светскость в опасности!», как это следует из интервью О. Болата, ни много ни мало — часть попыток остановить «новых» анатолийских предпринимателей. И конечно, на защиту интересов последних выступает MÜSİAD, в противовес «картельщикам», крупному бизнесу, под лозунгом «В экономике мы тоже есть!»[xix].

Так что, налицо наличие «водоразделов» не только в политике, но и в бизнесе, и MÜSIAD — безусловно, один из их «берегов». С другой стороны, необоснованным упрощением было бы «скопом записывать» весь TÜSİAD, представляющий значительный сегмент крупного бизнеса Турции, в противоположный «берег». Однако, тот факт, что «кое-кто» из тех самых «злонамеренных картельщиков», получивших «на орехи» от бывшего главы мусиадовцев, «засел» в TÜSİAD, сомнений вызывать не должен. Тут ещё, для полноты картины, вдобавок к «уколам» MÜSİAD, надо вспомнить обвинение, прозвучавшее в адрес TÜSİAD от руководства страны в том, что его члены (разумеется, Ассоциации, а не руководства) были замешаны в перевороте 28 февраля 1997 года, когда ультиматум военных привел к отставке премьер-министра страны Н. Эрбакана. И вообще, в развернувшейся дискуссии через медийные каналы, ПСР предложили тусиадовцам «заниматься своим делом», т.е. вопросами экономики и торговли, и не задавать «ненужных» вопросов (по резонансным событиям в Турции последнего времени), выходящих за рамки их компетенции [xx],[xxi].

Внутренний контекст

Продолжая тему ориентации в «пространстве» MÜSİAD стоит обратить внимание на поступившую в продажу в ходе Выставки и Конгресса Ассоциации книги под броским заголовком «Джихад и MÜSİAD»[xxii]. Интересно, какой образ книги «всплыл» перед глазами прочитавшего этот заголовок? На самом же деле речь идёт всего лишь о том, что второе, а, следовательно, главное по турецким стандартам имя четвертого, в период с 2008 по 2012 гг., главы MÜSİAD — Джихад, а полное имя — Омер Джихад Вардан. Подумавшего что-либо иное ждёт неутешительный диагноз. Он заражён новой бациллой «исламофобии» — вирусом, поразившем со стремительностью «птичьего» гриппа Западный мир. Об этом много говорят на Востоке, в том числе с подачи Турции, уже приравнивая исламофобию к антисемитизму и предлагая проводить «массовую вакцинацию» в ответ на «шедевры», вроде карикатур на пророка Мухаммеда в европейских журналах и «стряпню» под названием «Невинность мусульман».

Не остался незамеченным Турцией и просмотр на Синоде в Ватикане демографической «horror» — «страшилки» «Мусульманская демография»[xxiii] (к настоящему времени 13 млн просмотров в YouTube), завершающейся словами «This is a call to action!». От увиденного неудобно стало большинству просмотревших, включая включая Папу Бенедикта XVI, а спустя какое-то время, по-видимому при виде такой реакции, неудобно стало и показавшему – кардиналу Питеру Тарксону, председателю Папского Совета Справедливости и Мира [xxiv]. В итоге извинялись все перед всеми…

Хотя… Ознакомившись с содержанием в общем-то биографических записок Д. Вардана думается, что их автор, скажем так, не совсем уж не в курсе, относительно других возможных, кроме буквального, прочтений этой удачно подвернувшейся рифмы, вынесенной в заголовок. Хотя бы с учётом того, что слово «Cihat» («Cihad»), заимствованное из арабского языка, помимо своей функции имени, как гласит толковый словарь, сих пор используется в турецком по прямому назначению – «Война во имя религии»[xxv]. Процитируем Д. Вардана: «Не забывай, мое имя Джихад, на протяжении всей жизни я боролся, даст Бог и в этот период справлюсь», что было сказано после вступления Д. Вардана в должность в 2008 году. Напомним, что в том памятном году было возбуждено дело о закрытии ПСР, грозящее «новым политическим хаосом» и «новым переворотом», которые повлекли бы за собой угрозу возврата в экономике «к состоянию до 2002 года»[xxvi]. Однако, если российские издатели соберутся перевести и опубликовать книгу, следуя не букве, а духу оригинала, правильней, да и спокойней, по-видимому, будет её в переводе назвать «Борьба и МУСИАД». А с кем борьба? С внутриполитическими оппонентами, разумеется… А за что борьба? Конечно, за будущее Турции…

Продолжая тему превратных толкований, Д. Вардан сетует на попытки представить MÜSİAD как «рассадник» отсталости и исламизма и расшифровать первые две буквы «MÜ-» в названии как «мусульманский», что привело бы к новому прочтению названия – Ассоциация мусульманских промышленников и предпринимателей. Признавая тот хорошо известный факт, что большинство бизнесменов — её членов – «религиозны»[xxvii], Д. Вардан тем не менее открещивается от такой версии («мы никогда не делали таких разделений» /т.е. не выделяли кого-либо по религиозному принципу – авт./), настаивая на том, что «MÜ-» надо читать «как положено», т.е. «Müstakil» или «Независимый».

Ознакомившись с содержанием автобиографии, следует заключить, что Д. Вардан (1962 года рожд.) являет собой, без сомнения, характерный пример человека, который «сделал себя сам». Не будучи выходцем из топ-листа зажиточных семейств Турции, имена многих из которых уже стали нарицательными – Коч, Сабанджи и т.д., он получает приличное образование в Турции и в США, возвращается в Турцию, где успешно занимается частным семейным бизнесом и параллельно, практически с первых шагов, участвует в создании MÜSİAD, уже к 2008 году встав в её главе.

В своей книге Д. Вардан описывает становление и подчеркивает особую роль MÜSİAD»- Ассоциации частной инициативы, не государственной вроде TİKA, не обязательной вроде TOBB и не полуобязательной для экспортёров, вроде DEİK. Что же до TÜSİAD (опять замаячила «тень отца Гамлета»), расхождения во взглядах с которыми достаточно сдержанно отмечает автор, предоставим ему слово: «TÜSİAD в те дни /когда создавался MÜSİAD — авт./ считался клубом для богатых с ограниченным числом членов. И даже, как говорят до сих пор, объединением, находящимся под контролем нескольких семейств. Естественно, что объединяя крупнейших промышленников страны, TÜSİAD бывало воспринимался, как «объединение, свергающее и формирующее правительства»…». Не отрицая вклада TÜSİAD в развитие промышленности страны, Д. Вардан указывает на большой, всеми забытый, потенциал. Так что MÜSİAD сознательно сделали ставку на «соль земли» — малый и средний бизнес, выходцев из центральной Анатолии, многих из которых сегодня и называют анатолийскими «тиграми».

Единство взглядов с правящей Партией справедливости и развития по принципиальным вопросам внутренней и внешней политики «сквозит» во всем. Оно подчёркивается не только текстом книги и в её заключении благодарственными письмами руководителей страны в адрес Д. Вардана, но и визуальным «рядом». В частности, фотографиями, где автор плечом к плечу стоит с первыми лицами страны, в т.ч. с президентом А. Гюлем, премьер-министром Р.Т. Эрдоганом, министром иностранных дел А. Давутоглу и т.д.

Вообще, книга, переделанная из мемуарного жанра в более «наукообразную» форму, вполне могла бы в определённых кругах бизнеса претендовать на роль, аналогичную той, которую играет для современных турецких политологов и дипломатов «Стратегическая глубина» А.Давутоглу. Во главе угла при этом неизбежно окажется бизнес, построенный на традиционных, исламских, ценностях, как модель, продвигаемая MÜSİAD. Неслучайно в автобиографии упоминается Отчёт, опубликованный Ассоциацией в декабре 1994 года под заголовком «Человек ислама в бизнесе». Уже тогда (вот он дар предвидения!) в Отчёте было сказано о модели человека «homo islamicus», как о серьёзной альтернативе модели «homo economicus», в качестве «прививки» против ещё только начинающего «хандрить» капитализма.

Возможно, специалистам, да и самому автору, стоит не полениться (около двухсот страниц) и прочитать про «хомо исламикуса» с учётом того, что тема за двадцать лет не только не утратила актуальность, но и напротив, на фоне событий на Ближнем Востоке, да и в самой Турции, обрела очередное, какое уж по счёту, дыхание[xxviii]. Всё это здорово напоминает не прерванный до сих пор поиск определённым срезом российских «интеллектуалов» исключительно своего, собственного пути, уникального и неповторимого, замешанного на особой духовности и исторической миссии, который, лишь только будучи обнаруженным и внедрённым, сразу всех «удивит».

Так что если, в дополнение к международному контексту Выставки и Конгресса MÜSİAD»говорить о внутреннем, то речь, разумеется, надо вести о поиске особой модели исламской экономики, которая выстоит в «штормах». Модель же западного капитализма уже получила от MÜSİAD свою «чёрную метку»…

Не обошлось и без теорий международного заговора, которые «оглушают» неподготовленного к этому посетителя Выставки и Конгресса, который по неосмотрительности раскрыл альманах MÜSİAD издательства «Milligazete», посвящённый стамбульскому саммиту… И влетел на полном ходу, как в «бетонную стенку» в колонку редактора, размещённую на первой, следующей за рекламой, страницей. Казалось бы, ничто не предвещало такого поворота, просто Выставка, просто Конгресс… Так нет же… Тут у кого то, оказывается – прямо «Вихри враждебные веют над нами…»: «Сионисты и глобальные империалисты используют все имеющиеся силы, чтобы сбросить нас /исламский мир – авт./ вниз с тех позиций, на которых мы находимся!… Исламские страны будучи в хороших отношениях, созданная ими синергия единства, загонит в глотку денежным мешкам, претендующим на управление миром, их желания[xxix]… Исламский мир – очень большая общность… Достаточно лишь того, чтобы эта общность осознала собственную силу и собственную синергию…»[xxx]. Вот так…

Церемония открытия

Торжественная часть открытия Выставки и Конгресса оказалась предельно сжатой, если не сказать «скомканной». Несмотря на заявку, сделанную в финальном варианте программы, так и не состоялись выступления премьер-министра Марокко А. Бенкирана и министра экономики Турции З. Чаглаяна, впрочем как и президента Международного Бизнес-Форума Э. Яряра. Первоначально заявленные в программе выступления министра экономики Египта, министра торговли и промышленности Малайзии, руководителя Исламского банка развития, не «протянули» отрезок пути от предварительного до окончательного варианта программы.

Не очень привычным для автора, в общем-то регулярно участвующего в различных подобных мероприятиях, но впрочем абсолютно «форматным», стал выход на сцену священнослужителя и торжественное чтение им Корана (Kur’an-ı Kerim Tilaveti) в присутствии многочисленной турецкой и зарубежной (в первую очередь, арабского происхождения) публики[xxxi], заполнившей второй павильон стамбульского выставочного центра «CNR EXPO». Органично смотрелся ролик, посвящённый исламской цивилизации и особой исламской модели, в апогее которого возникли кадры из памятного Давоса — 2009 и крылатая фраза Р.Т. Эрдогана «One minute please», встреченная бурными овациями, свистом и аплодисментами зала. И три года уже прошло… И Турция, хоть и не возглавляемая «первым лицом», но с крупными делегациями политиков и предпринимателей, уже вернулась на Давос (с 2011 года)… И звучат примирительные заявления и приглашения на будущие Форумы со стороны организаторов…[xxxii] А эта фраза и кадры, похоже, уже «живут своей собственной жизнью» и ещё долго будут поднимать на ноги ближневосточную публику[xxxiii].

Открывал же мероприятие презентационный фильм MÜSİAD, сообщающий об успехах и целях Турции на период до 2023 года. Последние стали уже своего рода «визитной карточкой» реформ: 2 трлн долл. ВВП, 500 млрд долл. экспорт и десятое место по объёму ВВП в ряду мировых экономик к столетнему юбилею Республики. И разумеется, значительная часть ролика была посвящена истории создания и развития MÜSİAD, а также эволюции организуемых Ассоциацией Выставки и Конгресса[xxxiv].

«Вытягивало» же вступительную часть мероприятия, с учётом «потери», по тем или иным причинам, других выступающих «лишь» двое, но зато каких! Разумеется, не в иерархической последовательности, а по расстановке «во времени и пространстве»: нынешний руководитель MÜSİAD Н. Олпак и, вслед за ним, премьер-министр Р.Т. Эрдоган.

Докладчики «прошли маршем» по широкому кругу вопросов и «лили слова как пули», идя на «разрыв» между экономикой и традиционными ценностями.

Выставка и Конгресс – самые «большие» в исламском мире, кризис – у всех, кроме Турции, которая «его благополучно преодолела». «Наши ценности богаче наших природных ресурсов!». То ли докладчик (Н. Олпак, конечно) не в курсе, сколько всего «доказанного», «разведанного», не говоря уж о «прогнозируемом», «зарыто» на Аравийском полуострове… То ли кого-то из тех, кто «с полуострова» не имеет в виду и подразумевает только Турцию (у которой весьма скудная минеральная база, к слову)… А если всё же речь — про всех, то почему использовалось собирательное местоимение «наши» в отношении к природным ресурсам, которые вряд ли кто-то охотно готов разделить, даже теоретически, в отличие от тех же ценностей? То ли, действительно, впору говорить об уникальном «ценностном» феномене, которому ни баррели ни кубометры нипочём. «Земле нужна настоящая встреча! (исламского мира, который похоже постоянно и особенно в последнее время друг с другом «разминается» — авт.). Эта встреча – символ нашей воли! Должны показать друг другу свои возможности! Ищем решения проблем вместе! Рост производства – не есть всё! На нас лежит особая ответственность за поиск новой социально-экономической модели! Культура и искусство, традиционные ценности!». Ну и не без метафор, конечно: «Должны быть как камни одной стены!» и т.д.

Один лозунг Н. Олпака вызвал особые ощущения «Мы правые не потому, что сильные, а сильные потому, что правые!» (возможно, фильм «Брат-2» всё же переведен на турецкий язык: «В чем сила, брат?… В правде, брат!…»).

«Эстафетная палочка» – премьер-министру Р.Т. Эрдогану: «Мы должны быть чувствительны и жестки к несправедливости!». Но не ценностями едиными: «Внутренняя торговля Организации Исламского сотрудничества растёт!», «Нет страны, куда бы не ступала наша нога!» (по сравнению с недавно прошедшим четвертым Конгрессом правящей Партии справедливости и развития, Турция, похоже, «спешилась» с коней, см. статью[xxxv]). «Мы все вместе увидели, что существующие в глобальной экономике актёры не такие уж сильные и здоровые, не такие уж непревзойдённые!». ЕС по итогам кризиса, в который они попали как «кур в ощип», лучше поняли «who is Turkey», и вообще западные бизнесмены стремятся инвестировать в Турцию, потому «что доверие и стабильность». Опять к ценностям: «Открываем не только торговлю, но и сердце!». «Мы не смотрим на цвет, язык или религию обиженных и угнетённых, протягивающих нам свою руку. Это понимание диктуется нашими убеждениями. Это понимание – наследие наших отцов. Османы не отказали никакой общности, никому, кто обратился за помощью. Уверенность в своих силах купцов-мусульман, распространившихся с Аравийского полуострова по всем сторонам света, их этичность, в равной степени их милосердие, завоевали сердца людей. Да, сердца наших братьев, населяющих страны, в настоящее время приютившие самое большое исламское население, завоёваны не силой, а с помощью мусульманских купцов». Опять к торговле, «мастер-класс от премьера»: «Некоторые могут сказать в адрес тех рынков, куда идут наши экспортёры, «слабые рынки». Это те, кто в жизни не торговал… Как для проданного товара может ли быть рынок сильным или слабым? Продавай товар, куда только сможешь. Бери свои деньги. Вот и вся история»[xxxvi].

В адрес организаторов же из уст премьер-министра прозвучала, как мыслится наивысшая из всех возможных похвал: «MÜSİAD – идеальная модель!» и, думается, эта фраза уже не будет забыта, в первую очередь, организаторами… Как, впрочем, не исключено, что станет крылатым и приведённое выше выражение, перефраз которого — «Идите и продавайте!», в полной мере можно считать лейтмотивом Выставки MÜSİAD. «Где движение, там изобилие!»[xxxvii].

Выставка

Очевидно, что Выставке и Конгрессу предшествовала большая подготовительная работа представителей МÜSİAD, которые совершили множество дипломатических поездок по странам от Марокко до Индонезии. В итоге было заявлено участие со своими стендами 565 местных фирм, 125 иностранных, 25 общественных организаций, т.е. всего 715 участников, помимо Турции — из Японии, Индии, Великобритании, Малайзии, КСА, Ливии, Туниса, Египта, Венгрии, ОАЭ, Марокко, Германии и т.д.[xxxviii]

Вообще, 14-я Выставка МÜSİAD, вероятней всего, как и предыдущие тринадцать, способна повергнуть любого исследователя в отчаяние своей, кажущейся, на первый взгляд, даже нарочитой, эклектичностью. Но это только на первый взгляд…

И, правда, пестрящее многообразие предлагаемых продукции и услуг, что бы там не заявляли организаторы мероприятия, в первую очередь турецких, систематизации и обобщению поддаётся трудно. Впору развести руками от бессилия разложить это всё «по полочкам». Но автор не «убоялся» трудностей и решил взять за основу тот пришедший ему на ум тезис, что Выставка является моделью в миниатюре современной экономики Турции и проекцией некоторых событий, в ней происходящих… Ну и, конечно, масштабов мусиадовского, «народного» в противовес «буржуазным»[xxxix], движения с учётом того, что выставлялись только члены Ассоциации.

Прежде всего, в центральном пространстве, соединяющем и получается, объединяющем, все четыре выставочных павильона, широко разместились стенды «идеальной модели» (MÜSİAD), в пропорции где-то «фифти-фифти», поделенные между её «взрослым» и «молодежным» крылом. Последние, в особенности женская половина в платках «от Armine»[xl], являли посетителям образ «правильной» турецкой молодежи. На стендах у мусиадовцев «кипела» жизнь: объяснялись условия членства в организации, распространялась книги и брошюры Ассоциации и т.д. Их «обрамляли» с одной стороны — выставка-ярмарка исламского искусства (традиционные живопись, каллиграфия, чеканка, роспись, ювелирная продукция), с другой – образцы технологических новинок. Вообще, если вдуматься, эту структуру надо признать символичной и удачной с точки зрения духа мероприятия. Ценностное ядро, из которого «произрастает» всё остальное и экономика, в частности. Просто находка организаторов…

Параллельное, по соседству, проведение выставки халяльных продуктов, также смотрелось очень «в тему». Напомним, что Турецкий Институт Стандартизации (TSE) и Комитет по Делам Религии (Diyanet İşleri Başkanlığı) ведут активную работу по выработке единых требований и внедрению системы сертификации халяльных продуктов, что должно удовлетворить растущий спрос чувствительной к этому вопросу части населения Турции, в частности, и исламского мира, в целом[xli].

На Выставке, в атмосфере «праздника Анатолийского капитала», демонстрировались практически все всерьёз заявляющие о себе отрасли промышленности и сферы услуг Турции. Представлены они были не гигантами, а «рабочими лошадками» турецкой экономики — именно тем самым малым и средним бизнесом, который составляет до 90% зарегистрированных в Турции фирм и на который «поставили» MÜSİAD[xlii]. Автопром и машиностроение, металлургия и металлообработка, химическая, лёгкая и пищевая промышленность, энергетика (в первую очередь, возобновляемая и энергосбережение), сельское хозяйство, строительство (любопытен был «case» — стенд, посвящённый обустройству и планам развития Стамбула), стройматериалы, медицина, информационные технологии, логистика, недвижимость, мебель и декор, ресайклинг, консалтинг, туризм, сувенирная и канцелярская продукция и т.д. Ограниченное представительство каждой отрасли (по две-три фирмы) даёт представление о структуре турецкой экономики и «развязывает» руки организаторам, которые не зажаты в тематические рамки одной отрасли. В этом – безусловно, выгодное отличие выставки MÜSİAD от узконаправленных мероприятий.

Кроме того, в Выставке были задействованы в том или ином качестве (со стендом или на уровне делегаций) такие хорошо известные государственные, частные и смешанные организации и ведомства «мягкой силы», вроде: DEİK, TİM, TİKA, KOSGEB, TYDTA, TPE, YTB и т.д., а также различные ассоциации развития двустороннего сотрудничества, которые прямо или косвенно содействуют тому, чтобы турецкие компании и предприниматели «шли и продавали». Более того, по павильонам были «разбросаны» стенды различных ассоциаций, платформ сотрудничества, благотворительных фондов и общественных организаций, в т.ч. исламского толка, включая такие, как: небезызвестный «Deniz Feneri», «Yeşilay Cemiyeti», «Yeni Hayat», «Türkiye Gönüllü Teşekküller Vakfı» и т.д., а также различные издательства, в т.ч. религиозной литературы и стенды «медийных» агентств.

Не забывая про роль «интегратора» и международный статус мероприятия, отдельные сектора и стенды были отведены представителям зарубежных стран: Индии, Малайзии, КСА, ОЭА, Катара, Пакистану, Тунису, Иордании, Ирану, Сирии, Палестинской национальной администрации, Японии, Германии, Венгрии и т.д. Представлены были международные, в т.ч. с турецким участием, банки «исламской модели». Однако, несмотря на «победные» реляции организаторов, представительство зарубежных стран пока ещё остается достаточно ограниченным и скромным с точки зрения предложений сотрудничества, которые они явили рядовым посетителям выставки.

Хотя, с другой стороны, MÜSİAD ведь не «иностранное» покупать, а «турецкое» продавать стремится… В этом смысле само за себя говорит посещение Выставки многочисленными зарубежными официальными лицами и представительными делегациями с выездом за пределы Стамбула и посещением перспективных площадок для инвестиций.

Обращаясь к официальной «сводке», Выставку и Конгресс MÜSİAD посетили министры (а они, как показывает практика, к «схимничеству» склонности не имеют и в одиночестве, инкогнито не путешествуют) из Германии, ОАЭ, Марокко, ПНА, Габона, Гвинеи Бисау, Ирана, Латвии, Ливана, Мальдив, Малайзии, Мали, Египта, Пакистана, Судана, КСА, Туниса, Туркменистана, Уганды и Иордании[xliii]. В этой связи, к примеру, можно отметить приезд с премьер-министром Марокко 400 бизнесменов и с министром экономики Малайзии делегации, числом свыше 300 человек[xliv].

Полный списочный состав компаний, представивших свою продукцию и услуги на Выставке, опубликован на специализированном сайте[xlv]. Как гласит официальная статистика, опубликованная по итогам мероприятия, его посетило более 5 тыс. бизнесменов из более чем 86 стран, установив «тысячи рабочих контактов»[xlvi]. Общее количество посетителей оценивается на уровне 175 тыс. человек. Организаторы имеют повод для заслуженной гордости – число посетителей Выставки растёт, как, впрочем, и всё в современной Турции, по сравнению с достижениями предыдущих периодов: показатель 2010 г. – около 150 тыс. человек[xlvii].

Конгресс

Необходимо признать, что намного менее массовым по сравнению с Выставкой получилось посещение пленарных заседаний шестнадцатого по счёту Конгресса Международного Бизнес-Форума. Сказать, что они проходили в камерной обстановке – не сказать ничего. На отдельных выступлениях число слушателей исчислялось единицами, максимальное их количество, при самом благожелательном подсчёте (т.е. если включать делегации самих выступающих, сопровождающих лиц, организаторов, только что — не переводчиков-синхронистов), вряд ли превышало сорок-пятьдесят человек.

При том, что с принимающей, турецкой, стороны делалось всё «в лучшем виде» и выступили все, кто и должен, по идее, появляться на подобных мероприятиях, включая:

· TİKA, в английской аббревиатуре – TurkishInternationalCooperationandDevelopmentAgency, т.е. Турецкое агентство по международному сотрудничеству и развитию. Турецкое «острие мягкой силы». Аналог российского «Россотрудничества», который, однако, помимо гуманитарной составляющей, в не меньшей степени занимается развитием торгово-экономических связей, в частности, через реализацию проектов на двусторонней основе. Действует в 30 странах-партнёрах через сеть из 35 офисов (при отсутствии таковых используются зарубежные посольства Турции) по широкому кругу направлений: образование, здравоохранение, управление, развитие частного сектора, сельское и лесное хозяйство, водоснабжение и санитария, связь и транспортная инфраструктура, торговля и туризм. Были представлены «кейсы», посвященные деятельности Агентства в Африке и Афганистане. Отмечено использование концепции «региональных офисов» и открытие новых представительств в странах «арабской весны».

· TYDTA или по-английски InvestmentSupportandPromotionAgencyofTurkey, т.е. Агентство по поддержке и содействию инвестициям. Их презентация явила собой «классику» жанра. Наглядно демонстрировался рост показателей «молодой», «полной жизни» турецкой экономики и приток иностранных инвестиций (в т.ч. из арабских стран). Чертились «круги на воде», т.е. иллюстрировалось выгодное географическое положение Турции в эпицентре международной экономической жизни. Незнающим была объяснена суть структурных реформ, направленных на привлечение и защиту международных инвестиций. Доведён до сведения новый, «улучшенный», порядок покупки недвижимости в Турции иностранцами: «Turkey is not only place to work, it is also place to live!». Кроме того, в принципе, объяснены четыре внедрённых схемы поощрения инвестиций: общая, региональная, для крупных инвестиций и для стратегических инвестиций. Для каждой из них существует свой набор инструментов «поощрения».

· Развивали тему представители Министерства экономики Турции, посвятившие своё выступление основным механизмам поощрения инвестиций. Они заостряли внимание слушателей на существующем режиме прямых иностранных инвестиций в стране (FDI, Foreign Direct Investment) и подписанных Турцией соглашениях о взаимной защите инвестиций (85 стран), избежании двойного налогообложения (76 стран), таможенном соглашении с ЕС, соглашениях о свободной торговле (19 стран). Объяснив ещё раз четыре подхода к поощрению FDI, они наглядно продемонстрировали, что надо «бегом» нести государственные, корпоративные и свои «кровные» в турецкую экономику, подкрепив это всё для убедительности многочисленными расчётами выгод для различных вариантов инвестиций. Кратко «пробежались» по историям успеха компаний в Турции. Отмечено, что многие транснациональные корпорации предпочитают открывать свои региональные офисы, филиалы и «дочки» именно в Турции (как правило, в Стамбуле). Так, «Coca Cola» охватывает из своего турецкого офиса 94 (!) страны, т.е. сами того не подозревая, они «втиснули» американский «символ» в ряд национальных напитков Турции, где-то между чаем, айраном и ракы.

· OSTİM, организованная промышленная зона, являла собой историю «успеха» микро- и малого бизнеса, который благодаря правильно выбранной «третьей модели», «не капитализма и не коммунизма», а так называемого «конкурентного сотрудничества» (или «competitional cooperation»), на выходе получил мобильность и высокую степень кооперации, позволяющие буквально «на коленке» делать «сказку былью».

· Уже не «сказкой», а убедительной реальностью выглядела обстоятельная презентация заявки Измира на то, чтобы принять EXPO-2020 (на это право также претендует российский Екатеринбург), что позволит, в случае победы на конкурсе, не только осуществить инвестиции в город, но и обеспечить через него многомилионный человеко-поток (по различным оценкам, в год проведения мероприятия ожидается порядка 18-35 млн чел. посетителей).

· Также нельзя не отметить внеочередное, т.е. не предусмотренное никакими программами, заседание MÜSİAD на тему «исламофобии». «Взрослые» здесь великодушно уступили пальму первенства «молодой гвардии» и не ошиблись. Кому как не им ломать негативные стереотипы? Эта тема так энергично и горячо обсуждалась, что стало понятно, что лишь только народившейся и начавшей «ходить» фобии, уготована недолгая судьба…

В общем Турция на Конгрессе выступила грамотно и широким фронтом и абсолютно не их вина, что призывы инвестировать в турецкую экономику звучали гулко в практически в пустующем зале[xlviii].

Не в лучшем положении находились и зарубежные докладчики, которые занимались в общем-то тем же, т.е. «зазывали» потенциальных инвесторов и убеждали наращивать взаимную торговлю. Таким образом, если призыв к турецким купцам «Идите и продавайте» (а, соответственно иностранцам – «Покупайте!»), как уже говорилось, по праву можно считать лейтмотивом Выставки, то лозунгом Конгресса надо считать «Приходите и инвестируйте!».

В нелегком деле поиска денег для национальных экономик участниками было продемонстрировано два крайних («экономический» и «эмоциональный») и некоторое количество промежуточных подходов.

Наряду с Турцией предметно и обстоятельно выступали представители США (USCommercialService), поддержанные американо-турецкой Торговой палатой и вновь заступившим на свой пост представителем MÜSİAD в Вашингтоне. В эту категорию можно отнести и докладчика из Великобритании (UKTradeandInvestment), а также Латвии.

Американцы, со ссылкой на «удручающую» статистику, ратовали за укрепление недооценённых торгово-экономических связей между стратегическими партнёрами, коими являются на внешнеполитической арене США и Турция, и подчёркивали приоритетность турецкого рынка для американской продукции. Усилия, направленные на исправление ситуации, включают, к примеру, регулярные приезды крупных торговых делегаций из США в Турцию. До конца текущего год ожидается тематический «заезд» по направлению «Авиация, космос и оборонная промышленность», в ходе которого планируется проведение порядка 400 (!) встреч. Интерес у американцев вызывает не только рост взаимной торговли и инвестиций, но и объединение усилий двух сторон по привлечению инвестиций из третьих стран.

Латыши, приехавшие в результате подписанных Латвией и MÜSİAD соглашений, ссылались на немецкую трудовую этику и усиленно «намекали» на то, что «заходить» в Европу, «изводящую» турок различными, в т.ч. визовыми препонами, лучше с Балтики. В этой ставке латвийская делегация не ошиблась – тезис был встречен публикой с живым интересом. Как следовало из выступления, в Латвии прилагаются все усилия для комфортного «проживания» иностранного капитала, готова инфраструктура, растёт экономика, основой которой является не рост спроса, а рост конкурентоспособности. Иными словами упор, в первую очередь, делается на усложнение выпускаемых продукции и предлагаемых услуг, а не на попытки больше произвести и продать «имеющегося».

Демонстрировали системный подход как едва «увернувшееся» от «урагана» «арабской весны» Марокко, так и пожавшие в полной мере её «плоды» Тунис и Египет. Последние, впрочем, уверяли, что «весна» им принесла «долгожданное обновление» и они не только вышли из революционного «штопора», но и готовы к взятию новых высот. И здесь было место выгодному географическому положению и роли «перекрёстков», «мостов»… Вообще, складывается впечатление, что неудачно расположенных стран, в условиях наличия в современном мире развитого морского, воздушного и наземного сообщения просто не осталось.

Это в полной мере относится и к удачно «устроившимся», к месту вспомнившим про свою принадлежность к исламскому миру, Мальдивам, которые за счёт инвесторов хотят «поднять» свои рыболовство и туризм.

Опять же всеми без исключения упоминалось молодое и образованное трудоспособное население, которое «рвётся в бой», масштабные структурные реформы, программы развития и роста с ясными приоритетами и т.д.

Понятно было и выступление Банка Исламского Развития (IslamicDevelopmentBank), широко ведущего свою деятельность из Джидды, КСА через свои представительства в Африке, Ближнем Востоке, Средней и Юго-Восточной Азии.

Менее определёнными, но зато куда как более эмоциональными выглядели выступления представителей Палестинской национальной администрации (PalestinBusinessForum) и Сирии (SyrianBusinessmenConfederation), в центре выступлений которых были скорее политические декларации, нежели конкретные идеи и проекты.

Первые напирали на оккупацию Иерусалима Израилем и на непрерывное ухудшение экономики города с 1967 года[xlix], а также приглашали на третью Конференцию Палестинского Бизнес-Форума, которая состоится в Тунисе в период 8-9 декабря сего года.

Вторые подчёркивали, что «Турция, как страна, делает для Сирии больше, чем кто-либо другой»… Однако, сообщая, что Конфедерация работает над будущим новой Сирии и организации помощи своему народу, конкретных проектов не презентовали («У нас культурный народ… Быстро восстановим страну!…» /после прихода к власти оппозиции – авт./) и от ответов на неудобные вопросы, заданные въедливыми слушателями турецкого происхождения, ушли. На главный из них, не повторится ли в Сирии ливийский сценарий и извлечены ли из него какие-нибудь уроки, они отмечали, что рано ещё в общем-то делать выводы про Ливию, вот мол пройдёт «лет пять», там и «посмотрим», может всё и к лучшему было… Не смогли они внятно объяснить и вред, нанесённый режимом Асада экономике Сирии за годы «семейного» правления. Каких-либо прогнозов на перспективу какой-либо степени «срочности», в т.ч. на случай вероятного ухода Асада, не делалось. Докладчики просто предложили подождать «месяцев пять», когда ситуация в разрушенной Сирии, оставленной в одиночестве мировым сообществом, «которое ищет себе оправданий», возможно, «улучшится». На том и порешили… В итоге ведь под «улучшением», как показывает практика, каждый понимает своё, не так ли?

Заключение

Завершая данную статью, что можно сказать? «Дело MÜSİAD», двигающихся параллельными курсами с Партией справедливости и развития[l], каждый по своей колее, живёт и развивается. Стало ли оно символом исламского единения? Стало ли оно площадкой, давшей экономический эффект? Вряд ли следует думать, что результат в таких вопросах бывает немедленным. Однако, рискуя сказать банальность, «вода камень точит» и Турция, с присущей ей настойчивостью продолжает «капать»…

В целом же мероприятие получилось многогранным, наполненным как международным, так и внутренним контекстом. Надо ли говорить о том, что останавливаться на достигнутом MÜSİAD не собирается? Следующее международное мероприятие Ассоциации, очередной Конгресс IBF, состоится в Марокко[li].

Что же до коллективных поисков особой модели исламской экономики многими на Востоке, включая Турцию, то хочется спросить у «поисковой группы», является ли успех современной Турции, который сложно оспорить – успехом экономики, которая что-то уже поймала, уловила, почувствовала от будущей модели? Ведь экономические реформы Турции ведутся, в принципе, по «евростандарту»… Если это не так, то что в них от той самой новой «модели»? Национального турецкого своеобразия в управлении и ведении бизнеса, продвижении своих интересов, стиле ведения переговоров, выстраивании коммуникации – сколько угодно, хоть книгу пиши… Но какое это всё отношение имеет к экономической модели? В общем, загадка…

Хотя здесь, возможно, стоит проявить снисходительность к простительной слабости. Повторимся, кто сказал, что только Россия ищет свой собственный, «уникальный» путь развития, национальную идею и т.д.? Модель под названием «каждому на своём месте быть изобретательным, предприимчивым, делать свое дело, работая до седьмого пота» выглядит слишком «незамысловато», чтобы интеллектуалы-экономисты на неё «купились». Хотя именно эта модель, вкупе с молодым трудоспособным и растущим населением сделали Турцию тем, чем она на сегодняшний момент является. А уж какой ярлык к этому приклеить – это дело идеологов, манипуляции которых в заблуждение вводить не должны.

 


[i] Müstakil Sanayici ve İşadamları Derneği.

[ii] MÜSİAD ülke geğerlerini yüceltmek için yola çıktı. MÜSİAD. Milligazete. Ekim 2012.

[iii] İslam dünyası bu fuarda. MÜSİAD. Milligazete. Ekim 2012.

[v] Неджип Фазиль Кысакюрек http://tr.wikipedia.org/wiki/Necip_Faz%C4%B1l_K%C4%B1sak%C3%BCrek

[vi] По другим, ими же (т.е. MÜSİAD) озвученным данным, у организации к настоящему времени — сеть из 38 представительств внутри страны и 121 представителя в 47 странах. http://www.mir-initiative.com/speakers/omer-cihad-vardan/about-musiad/

[vii] Брошюра MÜSİAD. Müstakil Sanayıcı ve İşadamları Dernegi. Müsiad Niedersachsen.

[ix] Брошюра MÜSİAD. Müstakil Sanayıcı ve İşadamları Dernegi. Müsiad Niedersachsen.

[x] Ассоциация создана в Стамбуле в 1990 году.

[xi] Здесь автор допускает такую возможность, используя глагол «говорят».

[xii] Ömer Cihad Vardan. Cihad ve Müsiad. Timaş Yayınları. 1.Baskı. Mayıs 2012, İstanbul.

[xiii] Как раз у руководства которых, в частности, у председателя Совета директоров TÜSİAD У. Бойнер, как это видно из словесной «перестрелки» в прессе, с руководством страны, в частности, с премьер-министром Р.Т. Эрдоганом, в последнее время как то не очень складываются отношения…

[xv] Собственно в этом просматривается своя логика, если учесть, что подавляющее большинство крупных компаний – членов TÜSİAD и так представлены за рубежом. Пять же существующих отделений ведут свою деятельность с большим, региональным, размахом. Плюс, отметим наличие в структуре такого подразделения, как TÜSİAD International и целого ряда рабочих групп по странам интереса.

[xviii] MÜSİAD heyeti Çankaya’daydı. MÜSİAD. Milligazete. Ekim 2012.

[xix] MÜSİAD ülke geğerlerini yüceltmek için yola çıktı. MÜSİAD. Milligazete. Ekim 2012.

[xxii] Ömer Cihad Vardan. Cihad ve Müsiad. Timaş Yayınları. 1.Baskı. Mayıs 2012, İstanbul.

[xxv] Türkçe Sözluk. Türk Dili Kurumu. 10.Baskı. Ankara, 2005.

[xxvi] Ömer Cihad Vardan. Cihad ve Müsiad. Timaş Yayınları. 1.Baskı. Mayıs 2012, İstanbul.

[xxvii] Раз за разом Д. Вардан использует устаревшие слова арабского происхождения. Вот и здесь употребил несколько экзотическое слово «mütedeyyin» вместо простого турецкого «dindar».

[xxviii] MÜSİAD Araştırma Raporları – 9. İş Hayatında İslam İnsanı. İslamı Duyarlılıkla Yönetilen Firmalarda Örgütsel Davranış Biçimleri. Aralık 1994.

[xxix] Желающим поупражняться в переводе оригинал этой замечательной фразы: «İslam ülkeleri birbirleriyle ne kadar iyi ilişkiler içinde olurlarsa, onların oluşuracağı birlik sinerjisi, dünyayı yönetme iddiasında bulunan para babalarının heveslerini kursaklarında bırakacaktır».

[xxx] N. Odabaş. İslam Ülkelerinin Sinerjisi. Editörden. MÜSİAD. Milligazete. Ekim 2012.

[xxxi] Наличие же специально отведенных помещений для намаза в учреждениях и общественных местах, что касается и стамбульского «CNR EXPO», в Турции уже стало нормой.

[xxxiii] Автор боится ошибиться, но, вроде, ему попадалось в свое время в турецких магазинах что-то из кондитерских товаров под названием «One minute please». И, если так, то можно в очередной раз восхититься турецкой предприимчивостью. Интересно, выжил ли бренд…

[xxxvi] Такому «задорному», в хорошем смысле, подходу к международной торговле стоило бы поучиться многим из российских внешнеторговых компаний.

[xxxvii] «Nerede hareket orada bereket!».

[xxxviii] İslam dünyası bu fuarda. MÜSİAD. Milligazete. Ekim 2012.

[xxxix] Характерным веянием Выставки, похоже, стали выпады со страниц тематических альманахов мероприятия, прямые или косвенные, в адрес TÜSİA», чьи «патроны не выбираются за пределы Стамбула». Достается, о чём уже сказано выше по тексту статьи, «картельщикам» и «буржуазии», которые уже «занервничали».

[xl] Это не опечатка. Не «Armani» единым… Вот «ответ Чемберлену» — турецкий бренд традиционной женской одежды http://armine.com.tr/ А созвучие в названиях с итальянским модным домом, разумеется, случайность…

[xli] Helal Gıda Sertifikası Nedir? Helal Gıda sertifikasında TSE Damgası. MÜSİAD. Milligazete. Ekim 2012.

[xlii] Ömer Cihad Vardan. Cihad ve Müsiad. Timaş Yayınları. 1.Baskı. Mayıs 2012, İstanbul.

[xliii] Пресс-релиз MÜSİAD. Uluslararası İş Forumu Sonuç Bildirisi Yayınlandı. 13.10.12.

[xliv] MÜSİAD için uçma zamanı. MÜSİAD Fuarı Özel Eki. Perşembe 11 Ekim 2012.

[xlvi] Пресс-релиз MÜSİAD. Uluslararası İş Forumu Sonuç Bildirisi Yayınlandı. 15.10.12.

[xlvii] Yerelden Doğan Küresel Vizyon. Müsiad Fuarı Özel Eki. Akit. Perşembe 11 Ekim 2012.

[xlviii] Представляется всё же, что ключевых потенциальных инвесторов, в частности, те же министерские делегации, «гуляли» отдельно.

[xlix] Касаясь темы Иерусалима любопытна деятельность турецкого фонда «Наше наследие» («Mirasımız»), которая направлена на восстановление и защиту османских памятников архитектуры города и его окрестностей.

[l] Похоже, настроения MÜSİAD являются индикатором, по которому можно судить, в известной степени, и о курсе правящей партии. Любопытно исследование эволюции взглядов Ассоциации на вступление Турции в ЕС под красноречивым заголовком «Европеизация MÜSİAD: политический оппортунизм, экономическая европеизация, исламский евроскептицизм». Dilek Yankaya. The Europeanization of MÜSİAD: Political opportunism, Economic Europeanization, Islamic Euroscepticism. European Journal of Turkish Studies. 9 (2009).

[li] Пресс-релиз MÜSİAD. Uluslararası İş Forumu Sonuç Bildirisi Yayınlandı. 15.10.12.

52.52MB | MySQL:103 | 0,469sec