Ведущий алжирский бизнесмен Иссад Ребраб выражает надежду, что с назначением на премьерский пост Абдельмалека Селлаля власти АНДР ослабят давление на бизнес и уберут многочисленные бюрократические барьеры, ограничивающие его развитие.
В их создании представители бизнеса обвиняли уже бывшего председателя правительства Ахмеда Уяхья. Так, принадлежащая Ребрабу газета Liberte клеймила его как «надменного», «жестокого» и «презрительного» чиновника. Напротив, вышеупомянутый рупор бизнесмена хвалит нового премьера Селлаля как «понимающего», «гибкого», «эффективного» управленца, человека «с чувством юмора». Подобная реакция не случайна: бизнесмен надеется, что глава правительства даст зеленый свет на реализацию амбициозных инвестиционных планов Ребраба, которые ранее блокировал Уяхья.
Секрет успеха по-алжирски
Мнение этого ведущего алжирского бизнесмена является очень важным, поскольку оно во многом отражает не только и не столько его идеи, сколько настроения бизнеса, как отечественного, так и иностранного. Дело в том, что Ребраб занимает существенную нишу не только на алжирском, но и в мировом рынке.
Сегодня семейный холдинг Ребраба, который включает 25 компаний (специализирующихся по пяти основным направлениям) с оборотом более 2,5 млрд долл/ принадлежит ему самому, четырем сыновьям и дочери. На его предприятиях работают свыше 12 тысяч человек.
И если сказать, что путь к этому успеху Ребраба был тернист, это не отражает даже доли того, через что пришлось пройти этому талантливому бизнесмену и управленцу в фактически условиях тоталитарного государства. Уникальность его опыта даже по мировым меркам состоит в том, что он развил свой бизнес при активном сопротивлении государства, не заинтересованного в появлении не контролируемых им центров силы.
Иссад Ребраб родился в Тагуэмонт-Азуз, в районе горной Кабилии в 1944 г. Начал он свою трудовую деятельность вскоре после завоевания Алжиром независимости преподавателем экономической теории. В 1968 г., накопив достаточную сумму денег, он открыл свою собственную практику бухгалтерского учета. Дело пошло успешно и в 1971 г. Ребраб, приобрел 20% активов металлургического предприятия Sotecom, выпускающего строительную продукцию. Так, по сути, и было положено начало компании Cevital, управляющим и генеральным директором которой он является. Бизнес Ребраба стал развиваться и в других отраслях: он создает предприятия в секторе металлообработки и черной металлургии (Profilor в 1975, Metal Sider в 1988). По сути, уже к 1995 г. он стал одним из важнейших промышленников страны.
Однако к этому времени в условиях гражданской войны у него начались проблемы. Условия работы сложились настолько нетерпимые, что он переехал во Францию. По имеющимся данным, в 1995 г. связанные с властями лица попытались отнять у него бизнес, создав угрозу для жизни его самого и его семьи. В результате его связи с французским бизнесом, а через это и с политическими кругами заметно окрепли.
Однако в 1998 г., после разгрома основных оппозиционных группировок, а также в связи с изменениями в политической и общественной жизни страны, он вернулся в Алжир и восстановил прибыльность своего бизнеса. Вскоре он стал активно вкладывать средства в сравнительно новую для него отрасль – продовольственную, а позднее и в переработку сельскохозяйственной продукции. В настоящий момент его компания является одним из алжирских лидеров в сфере производства продуктов питания, соков и прохладительных напитков
Сейчас Ребраб также инвестирует средства в производство электроники и автотехники. Так, его компания фактически контролирует местные отделения Hyundai Motors и Samsung Electonics. И, наконец, недавно он стал вкладывать деньги в инновации. Через дочернюю структуру Cevital Samha.he он первым в Алжире стал развивать альтернативную энергетику, вступив в партнерство с немецкой компанией Desertec, специализирующейся на использовании солнечной энергии.
Также Ребраб пытается участвовать в реализации амбициозных инфраструктурных проектов, среди которых особенно выделялось строительство города на 250 000 жителей с промышленным комплексом, включая глубокий порт на 100 000 рабочих мест и миллионом дополнительных рабочих мест, завершение которого определено на 2015 г.
Следует особо заметить, что Ребраб не ограничивается исключительно бизнесом и все больше вкладывается в непрофильные активы, например, в СМИ, с помощью которых он не без успеха уже борется за «умы и сердца» алжирцев.
Секрет 68-летнего предпринимателя, демонстрирующего силы и способности побороться не только за свои права, но и за лучшее будущее страны, состоит, по его признанию, в том, что, несмотря на самые тяжелые условия развития своего дела тем, что по жизни он следует принципу: «Думай масштабно, начинай с малого и двигайся быстро».
Но и это еще не все. Еще одним залогом успеха бизнеса «по Ребрабу» является понимание того, что «успех не является случайностью или делом рук одного человека. Это отражает результативность действий всей команды». И поэтому этот самый успешный алжирский предприниматель указывает на то, что «самая лучшая инвестиция та, что направлена в развитие человеческих ресурсов, а именно обучение как мужчин, так и женщин. Обученный на современном уровне персонал позволит иметь сильную управленческую команду, которая будет производить качественные конкурентоспособные продукты».
В любом случае, тем иностранным компаниям, которые пожелают осуществлять бизнес-проекты в Алжире, следует детально ознакомиться с опытом Ребраба, а еще лучше – наладить с ним отношения и попытаться войти на алжирский рынок, учитывая наличие на нем этого серьезного игрока.
Причины конфликта между Ребрабом и режимом
У Ребраба множество причин не любить действующую власть, которая, по его не совсем безосновательному мнению, душит налогами и поборами предпринимателей. Но, пожалуй, одна из самых главных – это ограничение на распоряжение собственным капиталом.
Достаточно вспомнить недавнюю июльскую ситуацию 2012 г., когда власти в лице того же бывшего премьера Ахмеда Уяхья запретили Ребрабу вкладывать деньги в сельскохозяйственные проекты на территории стран южнее Сахары, а также в Эфиопию.
Тем самым власти попытались ограничить излишнюю с их точки зрения самостоятельность Ребраба, который почти весь июнь 2012 г. летал по Черному континенту, договариваясь с властями африканских стран относительно развития сельского хозяйства на их территории. В первую очередь, речь шла о покупке по 20 тысяч гектаров земли в Судане, Эфиопии, Кот-д’Ивуаре, Кении и Камеруне, а также создании там логистической базы для его компании Cevital.
В этой реакции режима отражается не только стремление не позволить бизнесмену вывозить капитал из страны, но и указать ему место за допущенные им вольности при контактах с руководством африканских стран, которые могут вызвать опасения у представителей режима относительно его политических амбиций.
Так, недавно он демонстративно принимал в своей штаб-квартире в Алжире суданскую делегацию. Причем на этой встрече затрагивались и политические вопросы. Что же касается его африканских визитов, то власти стран Тропической Африки при этом оказывали Ребрабу едва ли не президентские почести, раскатывая перед ним красную ковровую дорожку и демонстрируя прочие признаки особого уважения. И в этом смысле опасения представителей режима относительно дальнейшего поведения этого крупнейшего алжирского бизнесмена перевесили стратегические выгоды от подобных сделок, в результате которых влияние Алжира в Африке должно было заметно вырасти.
Однако Ребраб не сдается: пользуясь лазейками в алжирском законодательстве, он пытается осуществить инвестиции в экономику Эфиопии, пусть они и выглядят как незначительные по сравнению с изначально запланированными объемами. Кроме того, его компания Cevital попыталась получить контроль над проектом сахарного завода в этой стране, принадлежащего пакистанскому инвестору, который неожиданно столкнулся с проблемами при его строительстве.
Кроме того, Ребраб демонстративно пытается пристроить свои деньги в соседний Тунис, власти которого, заинтересованные в иностранных инвестициях, готовы дать ему для этого все преференции. Речь идет о попытке Ребраба (август 2012 г.) взять под контроль местный рынок овощей и фруктов. И это далеко не полный перечень планируемых зарубежных проектов этого незаурядного бизнесмена.
Подобные примеры служат дополнительным подтверждением тому, что, с одной стороны, ограничительные меры в отношении бизнеса не дают ожидаемого эффекта, а с другой стороны, провоцируют новое обострение конфликта его представителей с властями, пытающимися ограничить свободу на размещение капитала.
Можно ли удачно вложить деньги в алжирскую экономику
Почему же Ребраб ведет себя, на первый взгляд, столь непатриотично по отношению к собственной стране, пытаясь вывезти оттуда свои капиталы? В данном случае работает старое экономическое правило, согласно которому капитал уходит из той страны, где условия для его работы неудобные. Дело в том, что в самом Алжире никто не гарантирует сохранность, а тем более прибыльность вложений. С другой стороны, куда-либо пристроить деньги в этой стране крайне сложно без прямого одобрения алжирской силовой верхушки. А к частному бизнесу, особенно крупному, да еще связанному с иностранными структурами, у алжирских силовиков отношение настороженно-враждебное. Не случайно, что процедура одобрения той или иной сделки в Алжире может длиться годами. Но и это не гарантирует бизнесу удачного исхода дела.
Далеко не всегда здесь можно усмотреть злой умысел: затягивание принятия решений обычно связано с неэффективным государственным управлением страны и избыточной бюрократизацией. Однако предпринимателям от этого не легче: в любом случае власти ограничивали деловую активность Ребраба и других бизнесменов, а вместе с тем, развитие страны в целом, не давая ему и другим бизнесменам выгодно вложить деньги на родине.
В качестве наглядных иллюстраций можно привести такие эпизоды: тернии Ребраба хорошо заметны на примере нового проекта по строительству сталелитейного завода (по производству стальной арматуры для железобетона) в районе Оулед Мусса в провинции Бумердес. Особый интерес к нему, кроме алжирского бизнесмена, также проявляла Катарская группа стали (group Qatar Steel),.
Вопрос состоит в том, как власти будут решать судьбу этого проекта, значащегося в документах как «государственно-частное партнерство». Его главным лоббистом в стране выступала частная структура Acieries де l’Ouest (ACO), владельцем которого являлся Смаил Ламари, сын Смаина Ламари, одного из бывших шефов алжирской Службы общей безопасности (DRS), умершего в августе 2007 г.
Достаточно показательно, что на фоне безуспешных попыток Ребраба получить в течение целых лет тот или иной контракт CNI утвердила положительное для АСО решение в течение месяца со времени его заявки. Тем не менее, этот проект так и не был запущен, что служит лишним подтверждением неэффективности нынешней государственной модели ведения хозяйственной деятельности в стране. Подобная ситуация дала повод Ребрабу заявить о том, что «Алжир — единственная страна в мире, где необходимо обращаться за разрешением, чтобы создать рабочие места».
Другим серьезным поводом для выражения недовольства Ребраба стал отказ властей предоставить Мохаммеду Лаиду Бенамуру, исполнительному директору пищевой группы Benamor (в том числе производящей напитки), тендер на строительство курорта в Эль-Кала, вблизи Аннабы на востоке Алжира. Произошло это в июне 2012 г.
Цена вопроса составляла 200 млн долларов. Именно в такую сумму оценивался контракт на строительство курортного комплекса с двумя пятизвездочными отелями на 2000 мест, который должны были реализовывать французская Ubifrance и связанные с Бенамуром структуры. Примечательно, что соответствующий план был представлен Национальному Совету по инвестициям (под председательством премьер-министра Ахмеда Уяхья) еще два года назад.
Однако правительство после длительных колебаний, наконец, отказалось от него. Это во многом сблизило позиции Бенамура и Ребраба. Бизнесмены раскритиковали правительство «за экономическую некомпетентность». Ведь в данном случае власти в очередной раз действовали вопреки всякой логике: заявив о намерении развивать национальный туризм, который фактически только «оторвался от земли», они, по сути, «зарубили» соответствующий проект.
Еще одним предметом для недовольства Ребраба служит действующий с 2009 г. закон «51/49», ограничивающий долю иностранных инвесторов в алжирских проектах 49%. Это, а также целый ряд прочих ограничений, изначально делает невыгодным вложение средств в алжирскую экономику.
Недовольство Ребраба имеющимися порядками дополнительно стимулируется властями за счет тяжелого налогового бремени. Несмотря на успешное ведение бизнеса, ему самому, его семейству и акционерам на потребление достаются лишь крохи – 1% от прибыли холдинга; 40% реинвестируются в развитие производства, а большая часть – 59% — идет в государственный бюджет.
Участие в деятельности оппозиции
Следует заметить, что Иссад Ребраб не скрывает своих оппозиционных настроений и открыто участвует в оппозиционной деятельности, выступая спонсором оппозиции, добивающейся перемен в стране в сторону либерализации мирными средствами.
С началом январских протестов 2011 г. он решил, что пришло время для экономической либерализации, активно включившись в деятельность умеренной оппозиции, провозгласившей в этот момент лозунг «Алжирский народ хочет изменения режима, а не изменений внутри режима». Так он ответил на попытки властей сбить протестную волну уступками.
Некоторые представители властей АНДР также подозревают, что Ребраб является одним из главных спонсоров массовых акций оппозиции и эта подпитка якобы не позволяют им стихнуть после прохождения январско-февральского пика 2011 г.
Сам Ребраб считает парадоксальной ситуацию, при которой вырученные от продажи нефти и газа средства не вкладываются в развитие национальной экономики, а идут на поддержку экономик других стран, поскольку помещаются на депозитах иностранных банков. В связи с этим страна лишается возможности диверсифицировать свои доходы за счет увеличения налоговой базы внутри страны, поскольку искусственное сдерживание зарубежных и отечественных инвестиций не только не ведет к росту алжирского производства, но и способствует деградации государства в целом.
Об этом наглядно говорит тот факт, что скрывающаяся за плохо смонтированной демократической декорацией хунта не может даже эффективно эксплуатировать нефтегазовые богатства страны. Её политика привела к снижению инвестиционной привлекательности Алжира и как следствие, к неуклонному падению добычи сырья пять лет подряд.
Между тем, Иссад Ребраб открыто заявляет о том, что, устранив бюрократические барьеры, воздвигнутые на пути бизнеса алжирским режимом, страна в состоянии обеспечить себе «без каких-либо проблем» двухзначный годовой показатель экономического роста.
Таким образом, этот видный предприниматель уже волей-неволей стал заметным политиком, ставки которого поднимает успешное ведение бизнеса и поэтому опасения представителей правящего режима по отношению к нему вполне резонны.
Важно, что этот бизнесмен имеет возможности, чтобы донести свои идеи до значительной части алжирцев. Для этого Ребраб и обзаводится СМИ, которые являются его рупорами, клеймящими пороки власти. Еще недавно по алжирским меркам это было немыслимо и достаточно было одного критического материала, чтобы его автор отправился на долгие годы за решетку, а напечатавшее подобную статью издание было закрыто. Столь жесткая реакция со стороны режима вполне понятна: для него разрушение создаваемого десятилетиями информационного вакуума представляет огромную опасность.
Однако то, что наблюдалось в стране еще два года назад, в нынешних условий уже невозможно. По крайней мере, в отношении изданий, находящихся под контролем Ребраба (в первую очередь речь идет о газете Liberte). С одной стороны, власти вынуждены считаться с изменением ситуации в результате продолжающейся в регионе «арабской весны», а с другой стороны, они не осмеливаются ссориться с влиятельным Ребрабом и стоящими за его спиной французами. К тому же это им невыгодно ни с международной, ни с внутриполитической, ни с экономической точек зрения.
Власти во многом вынуждены закрывать глаза на оппозиционную деятельность Ребраба, поскольку именно он и его компании успешно реализуют значительную часть государственных контрактов в самых разных сферах, чего не в силах добиться правительственные агенты.
Более того: возможные репрессии против него самого или связанного с ним бизнеса могли бы еще больше обострить отношения с Францией, поскольку, по сути, он является главным лоббистом интересов французских компаний в Алжире и одним из главных проводников всестороннего улучшения отношений с Парижем.
Или другой важный момент: например, в мае 2012 г. стало известно о том, что государственная алжирская группа Ferrovial совместно с компанией Alstom из Франции будет реализовывать проект по строительству современного завода по сборке трамвайных вагонов с применением промышленных ноу-хау в Аннабе. Но фактически с алжирской стороны контракт будет выполнять структура Cevital, принадлежащая Иссаду Ребрабу. Как ожидается, новейшие трамваи, собранные по французской лицензии, будут курсировать не только в этом городе, но и в столице, а также в Константине.
Таким образом, сотрудничество с французами позволяет Ребрабу не только лучше вести своё дело, но и служит для него определенной гарантией.
То, насколько крепки его отношения с Парижем, говорят даже такие, казалось бы, мелочи, как дизайн и оформление его газеты Liberte. С подачи Ребраба ее главный редактор Салим Тамани берет соответствующие консультации у экспертов Центра по обучению и развитию журналистики Centre de Formation et de Perfectionnement de Journalisme (CFPJ) по изменению дизайна бумаги и относительно организации работы сотрудников редакции по опыту французских изданий Figaro или Parisien. Причем выход на эту организацию и взаимодействие с этими СМИ Ребраб, согласно данным алжирских спецслужб, осуществлял при участии посольства Франции в АНДР.
Ребраб как лидер оппозиционной «партии бизнеса»
Важно, что Ребраб фактически является лидером бизнесменов страны и открыто берет шефство над молодыми предпринимателями. Таким образом, он уже является негласным вождем «партии бизнеса», которая подспудно выражает интересы не только алжирских, но и французских предпринимателей.
И именно с его участием и во многом под его председательством проводятся совместные встречи с представителями французских деловых кругов. Только в октябре при его поддержке прошли два подобных форума (11 октября в штаб-квартире французского «мозгового центра» МЕDЕF International в Париже и 22-23 октября в Алжире) при участии представителей французкого президента Франсуа Олланда (например, его советника Эммануэле Бонне). Особенно важное значение для интересов французского бизнеса имело первое мероприятие, проводившееся под красноречивым лозунгом «Лучше понять Северную Африку, чтобы добиться успеха».
Не случайно, что именно Ребраб стал одним из организаторов недавней общей конференции алжирских предпринимателей, выработавшей 50 предложений правительству по улучшению экономической ситуации и бизнес-управления со стороны властей. Площадкой для изложения его идей и итоговой резолюции стал его рупор Liberte. Среди этих тезисов значилось, что стратегические отрасли (энергетика, добыча сырья, водные ресурсы, банковское дело, страхование, транспорт и др.), должны преимущественно сохраниться в алжирской собственности, но правительство должно принять меры для поощрения иностранных инвестиций.
Однако Ребраб не является в чистом виде проводником иностранных интересов и тем более, представителем «пятой колонны» Запада в Алжире, каким склонны представлять его некоторые функционеры правящего режима. Так, он не стесняется критиковать бюрократию ЕС и сам Евросоюз, пытающийся навязать свои правила игры – «за недобросовестную торговлю». Кроме того, ранее он выступал при заключении сделок с иностранцами за сохранение приоритетности алжирских интересов и, в свою очередь, жестко критиковал Брюссель за «ограничительные меры в отношении алжирских товаров и продавливания им бенефиций для своей продукции в Алжире».
Насколько оправданы надежды Ребраба на скорое и главное, радикальное изменение отношения алжирских властей по отношению к бизнесу с приходом Селлаля? Формально у него есть основания возлагать на Селлаля такие надежды, ведь за время нахождения последнего на посту министра водных ресурсов Ребраб смог по достоинству оценить его деловые качества.
Впрочем, одному премьеру не под силу самому коренным образом изменить ситуацию в стране, являющуюся продуктом многолетней деятельности всего режима. На первый взгляд, от него зависят важные решения в сфере определения победителей участников тендеров, поскольку Национальный Совет по инвестициям (Conseil National De L’Investissement или CNI) является частью аппарата главы правительства.
Однако во многом должность председателя правительства АНДР техническая, а процесс принятия конечного решения непрозрачен и зависит от позиции нескольких ключевых фигур, руководящих силовыми ведомствами страны. Несмотря на усиление в 2006-07 гг. позиций шефа всесильной Общей службы разведки Алжира (DRS) Мохаммеда Медьена, ему приходится соблюдать баланс сил в руководстве и считаться с интересами не только военных, но и своего ближайшего окружения.
А поиск компромисса зачастую и затягивает вынесение окончательного вердикта по наиболее важным и дорогостоящим инфраструктурным проектам. Вопрос в том, сколько еще времени власти смогут позволить себе не считаться с бизнесом в условиях все более заметного спада производства в стране, ставшего во многом результатом некомпетентности представителей правящего режима. В любом случае ситуация в стране будет меняться уже в обозримой перспективе. Бесконечно искусственно сдерживать развитие страны в целом, нельзя. В противном случае Алжир неизбежно ожидает внутреннее обострение, одним из моторов которого станет бизнес.