Конфликт в христианской общине Израиля

Согласно данным статистического управления Израиля на конец 2011 года, в стране проживало 154 400 христиан, в том числе 122 500 арабов-христиан (арабоязычных). Арабы-христиане Израиля являются меньшинством дважды – и как арабы в еврейском государстве, и как христиане в среде арабов-мусульман (христиане составляют на настоящий момент всего 9 % всего арабского населения Израиля и чуть более 2 % всего населения Израиля).

Вместе с тем христианская община Израиля представляет собой редкое исключение среди христианских общин Ближнего Востока. В то время, как численность христиан в большинстве ближневосточных стран сокращается, абсолютная численность христиан в Израиле возрастает, несмотря на то, что естественный прирост в христианской общине Израиля ниже, чем во всех остальных конфессиональных групп населения страны (евреев, мусульман и друзов), что ведет к падению доли христиан в населении. Тот факт, что Израиль является еврейским государством, в котором к тому же существуют реальные политические свободы, в значительной степени нейтрализует фактор исламского фундаментализма, активно действующий во всех остальных странах региона и ведущий к вытеснению христианских меньшинств.

Степень интеграции христиан в израильское общество несравнимо выше, чем степень интеграции в него арабов-мусульман. Тем не менее, арабы-христиане, как и арабы-мусульмане не подлежат обязательному призыву на службу в Армию обороны Израиля (ЦАХАЛ), в отличие от их сограждан-евреев, друзов и мусульман-черкесов. Арабы-христиане, как и арабы-мусульмане, призываются в ЦАХАЛ только в качестве добровольцев. В последние годы в Израиле все чаще говорят о необходимости призыва арабских граждан на альтернативную службу, если они не идут служить в армию. Это считается важным шагом на пути к достижению реального равенства между еврейскими и арабскими гражданами страны в правах и обязанностях. Данная инициатива, поддерживаемая частью израильских арабов, прежде всего христиан, наталкивается на ожесточенное сопротивление арабских националистических кругов, рассматривающих службу еврейскому государству в любой форме как предательство арабских национальных интересов.

На середину октября было запланировано провести в Назарете съезд в поддержку христиан, служащих в качестве добровольцев в израильской армии. Однако этого не произошло, поскольку мэр Назарета Рамайз Джарайси (православный христианин) категорически возражал против проведения съезда в его городе. Он обнародовал заявление в поддержку противников мобилизации христиан в израильскую армию. «План правительства мобилизовать христиан в армию провалится так же, как он провалился в 50-е и в 60-е годы, — было сказано в частности в заявлении Джарайси, — Этот план преследует политические цели и следует бороться против него как единый народ». Такая позиция этого политика-христианина становится понятнее, если принять расчет, что в возглавляемом им городе христиане составляют в настоящее время всего порядка 30 % населения и вынуждены считаться с настроениями мусульманского большинства. Помимо этого, Рамайз Джарайси с самого начала своей политической карьеры был склонен отодвигать специфические интересы христианской общины на второй план ради общеарабского единства. Еще в начале 70-х годов он стал главой объединения арабских студентов Хайфского Техниона, а также одним из основателей Всеизраильского объединения арабских студентов.

Тем не менее, съезд состоялся. При посредничестве отдела по работе с общественностью министерства обороны Израиля его инициаторы получили приглашение от властей населенного преимущественно евреями Нацрат-Илита (Верхнего Назарета) провести мероприятие в поддержку солдат-христиан в этом расположенном в непосредственной близости от Назарета городе. Мер Нацрат-Илита Шимон Гафсу выступил с приветствием участникам этого мероприятия, среди которых были в частности 100 молодых христиан из различных населенных пунктов Галилеи, участвующих в программе подготовки к мобилизации.

Однако конфликт на этом не закончился. Ряд представителей православной общины Назарета решили бойкотировать православного священника отца Джубраила Надафа, принявшего участие в упомянутом съезде. По их утверждению отец Джубраил Надаф не представляет позиции православной общины. Помимо этого, глава общественного совета православной общины Назарета доктор Амзи Хаким подал жалобу в полицию, утверждая, что он получил угрозы в свой адрес со стороны некоторых представителей православной общины в связи с тем, что выступал против призыва христиан в израильскую армию. Позднее доктор Хаким заявил, что он ничего не имеет против христиан, идущих на службу в ЦАХАЛ.

В конфликт в православной общине Назарета вмешался и глава православной церкви в Святой Земле, иерусалимский патриарх Теофилос (грек по национальности). Он опубликовал официальное обращение, в котором выразил свое несогласие с участием священников в кампании в поддержку призыва христиан в израильскую армию. По его словам, православная церковь призывает своих приверженцев «творить мир», и призыв служить в армии противоречит ее ценностям.

Конфликт не ограничился пределами православной общины, поскольку речь идет о призыве всех христиан Израиля, среди которых есть православные, греко-католики, римские католики, марониты, якобиты и представители других конфессий. Жертвой угроз со стороны противников призыва христиан в армию стал римско-католический священник Масуд Абу-Хатум из городка Яфия, расположенного неподалеку от Назарета, который также принял участие в упомянутом съезде в Нацрат-Илите.

В ответ на нападки в адрес христианских священников и мирян, выступающих за призыв христиан в ЦАХАЛ, министерство обороны Израиля выступило с заявлением, в котором в частности говорилось: «Мы не согласимся на то, чтобы люди, действующие в интересах продвижения этой инициативы (мобилизации христиан – В.Ч.), подвергались  нападкам и угрозам. Мы окажем всем подвергшимся угрозам всю необходимую помощь и поддержку. Армия обратилась к юридическому советнику правительства с просьбой начать расследование в отношении лиц угрожающих тем, кто «поддерживает призыв представителей национальных меньшинств».

Характерно, что конфликт по поводу призыва затронул в первую очередь религиозную и политическую элиту христианской общины Израиля. Среди молодых арабов-христиан тема альтернативной или армейской службы перестала быть табу, что отражает высокую степень их интеграции в израильское общество и самоидентификации с ним и с его демократическими ценностями, гарантирующими в частности защиту прав христианского меньшинства.  Как показывают обнародованные управлением альтернативной службы Израиля данные, несмотря на то, что, как отмечалось выше, арабы-христиане не подлежат обязательному призыву, и несмотря на бойкот и угрозы со стороны противников призыва, прежде всего соседей-мусульман, уже сейчас 18 % молодых израильских христиан соответствующего возраста проходят альтернативную службу, и это, не считая тех, кто служит добровольцами в ЦАХАЛе, число которых не сообщается. Доля христиан среди арабов, проходящих альтернативную службу, вдвое превышает их долю среди арабского населения Израиля. Согласно опубликованным данным, из 3000 арабов, добровольно проходящих альтернативную службу, 570 принадлежат к христианской общине.

44.04MB | MySQL:89 | 1,269sec