Некоторые итоги конференции сирийской оппозиции в Дохе

Конференция в Дохе завершилась созданием, не без напряжения, нового органа сирийской оппозиции в виде  Национальной коалиции сирийских революционных сил и оппозиции (НКСРСО)  Председателем нового органа стал бывший имам одной из суннитских мечетей в Дамаске   Муаз аль-Хатыб, его заместителями – Сухаир аль-Аттаси (женщина) и бизнесмен Рияд Сейф. Именно последний должен был, по замыслу американцев,  первоначально возглавить некий новый орган оппозиции, который бы вобрал в себя фактически все уже имеющиеся организации оппонентов режима. Прежде всего, конечно, Сирийский национальный совет (СНС) и Сирийскую свободную армию (ССА).

Однако этого не случилось. Более того, практически все дни, когда заседали «друзья Сирии», членам СНС «выкручивали руки» в надежде убедить их различными посулами и угрозами самораспуститься и влиться  в новую структуру. Собственно, с этой целью Вашингтон и «дал залп из всех орудий» накануне встречи в Дохе, предупредив устами госсекретаря Х.Клинтон, что «США перестали доверять СНС в силу его неэффективности и слабого влияния на процессы, которые происходят внутри страны». Это заявление вызвало обратный эффект среди руководства СНС, которое предупредило «друзей Сирии» о нереальности их замыслов по роспуску этого органа.

Итоги совещания в Дохе в общем-то прекрасно иллюстрируют этот разброд и шатания в стане оппозиции. СНС и ССА не удалось убедить в правильности «их переподчинения» некому новому руководству. Как следствие, ситуация с выстраиванием некой жесткой «вертикали» в оппозиции и обозначением конкретного адресата получения материально-технической помощи  вновь осталась неясной и запутанной.

Подразумевается, что НКСРСО возьмет на себя основную тяжесть по получению и распределению получаемых грантов (и партий оружия и боеприпасов), а остальные организации будут получать все эти «блага «уже непосредственно от нее. Собственно Рияд Сейф и был выбран американцами в качестве основной фигуры получения и распределения американской помощи. Очень сомнительно, чтобы он передавал ее затем своим оппонентам в том же СНС или ССА, которые категорически восстали против его кандидатуры на этапе обсуждения в Дохе.

Одновременно СНС выбрал своего нового председателя в лице представителя Народно-демократической партии (НДП) Дж.Сабры. Последний бежал из сирийской тюрьмы около года назад и специально был кооптирован в СНС с целью его реформации и «сближению позиций» внешней и внутренней ветвей сирийской оппозиции. До настоящего времени это никакого внятного результата не принесло. Напомним, что напряжение между двумя ветвями является одним из «камней преткновения» в процессе структурирования оппозиции. Дж. Сабра очень жесткий политик, который допускает и возможность иностранной интервенции для свержения режима Асада. Безусловно, он выступает за продолжение вооруженной борьбы. Его заместителем стал представитель «Братьев-мусульман», что является очень настораживающим признаком.

Это говорит о том, что социалисты из НДП и «братья» близки к заключению  договора об альянсе и координировании борьбы с режимом Асада (если указанный договор еще не заключен). Отметим, что НДП имеет очень хорошие позиции в крупных городах, а «братья» контролируют сельские районы, города Хомс и Идлиб, а также очень солидный сегмент именно вооруженного крыла оппозиции. Таким образом, СНС в принципе может выстроить следующую конфигурацию усиления своего присутствия именно внутри Сирии: гражданские структуры социалистов и вооруженное крыло исламистов с получением финансов от «заливников». Тем самым решается вопрос с «неуступчивой» ССА и новой НКСРСО, которая пока своих собственных вооруженных отрядов не имеет. Такое временное отступление от своих принципов в стиле бывшего коммуниста  Дж.Сабры. Собственно у НДП просто не остается другого выхода для того, чтобы свергнуть режим Асада и при этом не остаться на политической периферии.  У «братьев» тоже мало места для маневра в этой ситуации, конкурент в лице НКСРСО им не нужен, так как это лишает их основного инструмента влияния: финансирования и поставки оружия и «добровольцев». Кроме того, им необходим союзник в лице «светских». И НДП в данном случае – лучший выбор.

Не вызывает сомнений также, что Анкара и Доха, несмотря на свои официальные признания НКСРСО в качестве «единственной силы сирийского народа», будут продолжать поддерживать ССА и исламистов соответственно. Не говоря уже о Саудовской Аравии, которая вообще старается не комментировать итоги мероприятия в Дохе.

62.87MB | MySQL:102 | 0,628sec